Показать скрытый текст Вот интересное мнение...
Любят наши Интернет-борцуны поклеймить антинародную элиту – мол, такая она рассякая, компрадорская, воровская и прочая. Между тем, элита у нас мутирует, и довольно значительно. Элита образца 90-х была, что называется, одноклеточной и просчитывала ситуацию ровно на 2 хода вперёд. Ход 1-й – стибрить побольше, ход 2-й – свалить подальше. И в рациональности ей не откажешь, ведь невозможно было предположить, что ублюдочное постсоветское гособразование под названием «Российская Федерация» протянет хоть сколько-то длительное время.
А потом скакнули вверх цены на нефть и металлы (по времени это совпало с наступлением эпохи путинизма), и потому у элиты возникло желание оттянуть неизбежный конец, чтобы успеть воспользоваться удачно складывающейся конъюнктурой. Опять же, это была элита 2-го поколения, представители которой в эпоху большого хапка были где-то на 3-х ролях и довольствовались крохами с барского стола. А тут вдруг они волею случая сами стали барами. Разумеется, путинская молодёжь тут же с энтузиазмом приступила к восстановлению справедливости, то есть взяла на гоп-стоп своих старших товарищей – кого отправили в Сибирь шить рукавицы, кого просто раскулачили и выпнули за кордон.
Но это была уже концептуально совершенно иная элита (будем условно называть их путинистами). Путинисты понимали, что хапнуть заводы и пароходы можно, но невозможно получить гарантию того, что элита 3-го поколения не совершит над ними тот же акт, что они сотворили со своими предшественниками. Поэтому путинисты решили взять под полный контроль власть, а не собственность, они, если так можно выразиться, монетизировали государство, присвоили себе контрольный пакет акций ЗАО «РосФедерация корпорейшн».
Существенное изменение приобрёл и вектор экономической политики. Если во время ельцинизма элита жила в лихорадочном темпе приватизации всего и вся, то в 2000-е началось непонятное для многих огосударствление экономики. Мало того, что правительство вернуло себе контроль над многими крупными субъектами вроде «Газпрома», отобрало у Ходорковского «Юкос», выкупило у Абрамовича «Сибнефть», так ещё насоздавали какие-то монстроподобные госкорпорации, непрерывно накачиваемые деньгами. При этом элита путинского замеса выглядит со стороны просто как какие-то государственники-бессребреники, радеющие лишь о возрождении имперской мощи и сил ради этого не жалеющие.
Но объясняется это всё элементарно просто. По понятиям, навязанным нам лидерами «цивилизованного мира», совмещать госслужбу и частный бизнес нельзя. Заниматься частным бизнесом в РФ в любом случае невозможно: отберут всё, как только в очередной раз сменится власть в Кремле. А вот, если сделать власть несменяемой, закрепив за собой полный контроль над госаппаратом, но при этом сделать государство крупнейшим экономическим субъектом, то…
Ну, вы уже поняли – речь об откатной экономике. Главное отличие путинской элиты от элиты версии 1.0 beta в том, что она хапала не саму собственность, а присваивала себедоходы от её эксплуатации. Принципиально-то речь не идёт о прибыли, а именно об эксплуатации – выделили 10 млрд. на проект «Суперджет», который не окупится никогда, ОАК никакой прибыли не получила, но «правильные» фирмы в ходе его реализации получили весьма выгодные контракты, честно их отработали и честно откатили тем, кто эти контракты им обеспечил. То есть, само производство самолёта может быть убыточным, но контракты на поставку комплектующих к нему всё равно будут давать 200-300% прибыли. Таким образом, убытки перекладываются на государство, а доход извлекают вполне конкретные люди. Деньги при этом не только украдены «с пользой для страны2, но и надёжно легализованы. Не надо ломать голову над тем, как вывезти деньги за рубеж – ведь основные партнёры по тому же «Суперджету» – итальянские и французские фирмы.
Самое главное, к Путину и его дружкам не придраться – они формально ничем не владеют. А то, что кандидат педагогических наук Аркаша Ротенберг из тренера по дзюдо превратился в миллиардера – так это типа, американская мечта в русской редакции, в строгом соответствии с пословицей «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Ротбергу, впрочем, достаточно было иметь одного друга – Вову. А известному травокуру Серёже Матвиенко друзья вовсе не нужны – ведь у него такая мама…
Схема обогащения элиты теперь примерно следующая: в страну поступают халявные прибыли от продажи нефти, газа, алюминия и прочего сырья (не все конечно, часть оседает за бугром), которые честно изымаются у «социально ответственных олигархов» в «закрома родины». А из этих самых закромов десятки миллиардов долларов идут на «благие дела» – строительство ВСТО, Сочи-2014, развитие нанотехнологий, освоение Ванкорского месторождения, «Урал промышленный – Урал Полярный», Сколково, тот же «Суперджет» и т.д. Государство как бы становится крупнейшим инвестором. Получают же эти деньги по «честно выигранным тендерам» всякие Матвиенки, Ротберги и прочие правильные пацаны с крутыми фаберже вроде Вексельберга. Ну, а дальше ловкость рук и никакого мошенничества – правильные пацаны в считанные годы становятся миллиардерами, но на самом деле они являются лишь кошельками своих благодетелей, вроде как «с нуля раскрутившаяся» Батурина для скромного пчеловода Лужкова.
Социальные закладки