Мы можем видеть, что йога всегда была адекватна текущему моменту. В разных климатических зонах Индии практика йоги претерпевала определенные изменения. Там, где жарко, было мало динамических практик, где холодно – наоборот. В жарких зонах занятия проводились преимущественно ранним утром, в холодных – в полдень. Определенное время йога была занятием индуистов, потом появилась буддистская йога. Когда в Индию пришли мусульмане, появилась мусульманская йога. Йога врастала в религиозно-социальную среду сикхов, джайнов и т.д., переживала различные социально-экономические формации, от раннего феодализма до последних дней. Была бесплатной - стала платной, была принадлежностью исключительно членов общины - стала общедоступной. Йога постоянно адаптировалась к изменяющимся условиям.
В начале ХХ века практики йоги были достаточно интенсивны, без всяких скидок на болезни и немощность людей. К середине и концу ХХ века мы видим множество исследований, посвященных влиянию йоги на организм здорового человека и, что немаловажно, на организм человека больного. Мы видим нарастающее количество работ по йогатерапии. Это значит, йога продолжает жить, она продолжает подстраиваться под нужды людей. Йога остается адекватной системой. Неадекватной ее могут сделать люди, решившие, что существует какая-то жесткая, заданная, не поддающаяся изменению форма.
Социальные закладки