Судьба этого войска была так же изменчива, как и доля всего населения, искавшего счастья в некогда диких степях Новороссии. В 1775 г. оно получило, как выше было сказано, земли бывшей Бугогардовской паланки, а с 1783 г. начало нести кордонную службу по Бугу; в 1787 г. Потемкин внезапно перевел, всех казаков в свои красносельские имения (200 вер. от Буга) и обратил в своих крепостных; через год они снова были возвращены на прежние места, и Потемкин велел сформировать из них полуторатысячный отряд, который и был отправлен на театр военных действий и участвовал в штурмах Очакова и Измаила. По окончании турецкой войны отряд этот отправлен был в Польшу, а затем снова переведен в Очаковскую землю для содержания кордонов по берегам Днестра и Черного моря. В 1796 г. императрица Екатерина велела наконец дать им отдых и щедро наградить, но повеление это не было исполнено вследствии смерти императрицы: Император Павел I, не разделявший взглядов своей матери, вместо наград, велел упразднить это войско, а казаков обратить в крестьяне. В 1803 г. по повелению императора Александра I им снова возвращены были все права свободного состояния и казачье звание, а в 1817 г. император велел обратить их в военных поселян, вместе с жителями других «казенных» поселений. Какова была эта «уланщина», можно судить по сохранившимся в памяти народа рассказам о розгах, шпицрутенах, гонянью сквозь строй и т. под. Взыскивали, по рассказам стариков, за все: рано в поле выехал — наказание, поздно — тоже; глубоко плуг пустил в землю — наказать, мелко — тоже. «Бороны по форме нужно было возить, про каждую курицу отчет давать», го*ворят старики, вспоминая тогдашние агрикультурные порядки. Весенние работы начинались в определенный день, если бы даже снег лежал на полях и земля была мерзлая. Так же строго был определен и конец полевых работ. Естественно, что этот суровый режим оставил после себя следы, неизгладившиеся еще до настоящего времени; они заметны во всем: в семейных распорядках бывших «уланов», в строгой общественной (громадской) жизни и, в особенности, в формах землевладения и в земледельческих, (агрикультурных) порядках.
Социальные закладки