Центральным событием 2010 года для топливного рынка стало появление компании “Ливела”, получившей право на импорт топлива в Украину без уплаты акцизного сбора и НДС.
Льготные поставки стали возможны благодаря нескольким судебным решениям, принятым на основании закона “Об иностранных инвестициях”, утратившего силу в 2000 году (подробнее — “Дело” №160 от 12.10.10).
Основная деятельность “Ливелы” сводилась к оказанию услуг реальным импортерам за определенное вознаграждение, составлявшее, по словам участников рынка, большую часть оптимизированной суммы налогов (в среднем $300 за тонну для бензинов и $200 за тонну — для дизельного топлива). К ноябрю доля импорта нефтепродуктов в Украину, оформляемого “Ливелой”, составила около 70%.
Крупнейшим клиентом “Ливелы” стала группа “Приват”. Льготник завозил для нее как нефтепродукты, так и нефть — для переработки на подконтрольной группе “Укртатнафте”.
“Вершиной” сотрудничества двух партнеров стала схема оптимизации налогов на топливе украинского производства, налаженная в ноябре. “Укртатнафта” отправляла на экспорт танкеры с бензином, однако суда делали круг в акватории порта и возвращались для оформления в режиме “импорт”. Схема оформлялась с помощью “Ливелы”.
В целом, с августа по ноябрь 2010 года через “Ливелу” в Украину поступило свыше 1 млн. тонн светлых нефтепродуктов и 460 тыс. тонн нефти. Вследствие неуплаты налогов государственный бюджет потерял на данных операциях около 3 млрд. грн. Получил удар и частный сектор: публичные компании, не имевшие возможности пользоваться услугами “Ливелы”, были вынуждены приостановить деятельность (как Одесский НПЗ “Лукойла”) или предпринять беспрецедентные меры по оптимизации бизнеса (“ТНК-ВР Коммерс”).
Социальные закладки