Возьмем, например, американские ленты 30-х-50-х годов. С точки зрения социологии культуры у всех этих фильмов есть по крайней мере одно общее свойство: полное отсутствие негров. Америка видит себя белой. Того обстоятельства, что несколько десятков миллионов человек, ее населяющих, имеют другой цвет кожи, никто не замечает. Конечно, чернокожие на экране мелькают, но не более как статисты. Центральными героями они быть не могут. Возьмите, например, "В джазе только девушки". По нему ни за что нельзя заключить о том, что джаз 20-х (которые здесь изображаются) был преимущественно черным. Или вспомните другую классическю картину 50-х - "Квартиру". Мизансцена однозначно белая. Белые даже полотеры и посудомойки. Вопреки всякой статистике.
Положение принципиально меняется в 70-е. Под воздействием гражданского движения 60-х годов, чернокожие американцы обретают место в общественных дискуссиях, а тем самым и на киноэкране. Так что вполне не случайно, что герой фильма "Назад в будущее", попадая в 50-е, видит то, чего не видел герой "Квартиры". Он, между прочим, даже вступает в разговор с чернокожим работником какой-то столовой.
По фильмам можно судить и о проделанной неграми карьере. Если поначалу они на скромных второстепенных должностях (сержанты полиции, капралы в армии, мелкие служащие), то со временем они переместятся в кресла начальников в отделах уголовного розыска и наденут генеральскую форму). В том же эпизоде из "Назад в будущее", что я только что упомянул, молодому негритянскому парню гость из будущего предрекает карьеру губернатора).
При этом фильмы 70-х и, пожалуй, начала 80-х, имеют одно свойство, сближающее их друг с другом, но радикально отличающее от современных лент: в них нет "плохих" негров. Отрицательные персонажи исключительно белые. Если в ужастике или фильме-катастрофе двадцатилетней давности появляется чернокожий, то будьте уверены, его принесут в жертву чудовищу или белому маньяку, но перед смертью он успеет совершить свое благородное дело. Таковы непререкаемые законы политической корректности. Фильмы последнего десятилетия довольно легко отличить от кинолент 70-х - как раз по изменившемуся способу показа чернокожих. Негра в кино стало можно (как это имеет место в жизни) называть негром (а не афроамериканцем, как того требует политкорректность). В "Криминальном чтиве" и в "Детках" употребляемое чернокожими героями словечко "нигер" вполне самоиронично. Но главное не в этом. Главное - то, что появление на экране негра-подлеца или негра-пройдохи никто не станет прочитывать как оскорбление чернокожей Америки или как часть расистской кампании по дискредитации афроамериканцев.
Мне возразят, что кино - не самое лучшее место для поиска социологических примет. Обязательное присутствие на сегодняшнем американском экране чернокожих генералов, адвокатов, судей, шефов отделов в ФБР - часть очередного глянцевого мифа, изготавливаемого Голливудом. Вот, де, какие мы демократичные, плюралистичные и гармоничные. Возможно. Но даже если это и миф, он тоже - характеристика социально-культурной реальности. Если без негра, занимающего важный пост, нельзя обойтись, значит, это кому-нибудь нужно.
Социальные закладки