День победы 2003 - Львов
26.05.2003 // Место называют Марсовым полем. В два ряда - плиты с именами погибших при взятии Львова советских солдат и офицеров. Многие плиты расколоты, как будто по ним прополз танк.
На самом деле не танк, а трактор. Городские власти решили привести поле в порядок, скосить вокруг траву. Говорят, тракторист не имел на уме ничего дурного. И просто по глупости протащился гусеницами как раз по надгробиям фронтовиков.
***
Раньше ветераны, еще при силах и здоровье, шли в колоннах по улице Мира (сейчас - Степана Бандеры), а с тротуаров, как с берегов, заполненных народом, им кричали «Спасибо!» и бросали под ноги цветы. Потом наступило время, когда к братским могилам пробирались группами, по задворкам. Уже никто не благодарил за победу. И кричали совсем другое: «Коммуняки, оккупанты! Когда вы сдохнете?»
***
9 мая львовянка Эмилия Дмитриевна Иванова, 76 лет, участница Великой Отечественной и вдова инвалида войны первой группы, надела все свои награды и взяла букет тюльпанов. - "Мы прибыли на место к одиннадцати утра, - вспоминает Эмилия Дмитриевна Иванова.- Нас было человек триста. Когда мы направились возлагать цветы, милиционеры выстроились в цепь и заблокировали нас. Сказали, что на Марсовом поле также собрались люди, которые не хотят никаких торжеств, потому что для них 9 мая - день скорби и может произойти столкновение...Потом ко мне подскочила женщина, схватила за медали, сорвала их. Медаль «Защитнику Отечества» упала на землю. Я ее не подняла, побежала следом, чтобы забрать остальное. И тут другая пожилая женщина попыталась сорвать с меня орден. Но я не дала! Все сняла, спрятала в сумку.
***
9 мая львовянин Виктор Степанович Романов, 79 лет, кавалер трех орденов Отечественной войны и Красной Звезды, участник обороны Москвы и Керченско-Эльтигенской десантной операции, четырежды раненный, с ампутированными стопами ног, нарезал в палисаднике огромный букет сирени. Он ни разу не пропустил этот день.
- Жена отговаривала: последние месяцы плохо с сердцем. Но вы поймите! Там друзья похоронены... На Марсовом поле меня толкнул какой-то амбал лет пятидесяти: «Дед, куда цветы свои поганые тычешь? Это энкавэдисты зарыты, они наших отцов мордовали! Видно, и ты такой же, гад недостреленный!» Еще один подбежал амбалу на помощь. Отвечаю: «Фашисты на фронте стреляли, а бандеровцы тут, из-за угла, советских бойцов убивали. Не дождетесь, чтобы гвардии сержант Романов перед вами, вражьи души, отступил! Марш с дороги!» Потом завязалась потасовка...
У меня с груди стащили памятный знак, который прислали побратимы из тридцатой армии, вместе стояли под Москвой в сорок первом. Из толпы меня выволок парень, как я понял, из службы безопасности. Но я ему тоже заявил: пока не отдам долг павшим - с поля не уйду! Возложил-таки цветы. И пошел тихонько назад, чувствую, давление поднялось...
***
После 9 мая Лидия Давидовна Анциферова вынуждена носить специальный медицинский корсет. С Марсова поля ее увезли в больницу, сделали рентген, выписали справку - «ушиб спины». Лидия Давидовна вела под руку совсем пожилую женщину с палочкой, которая не могла подняться по ступеням. Прикрыла ее собой, когда началась давка.
День Победы или день скорби?
Инициатор протестных действий Ростислав Новоженец, глава областной организации Украинской республиканской партии «Собор», собрал пресс-конференцию. И заявил (цитирую): «Мы считаем, что так называемый холм Славы должен быть демонтирован и вывезен в Россию. Также должны быть демонтированы могилы энкавэдистов на Марсовом поле».
«Акт провозглашения Украинской державы», от 30 июня 1941 года - в день, когда гитлеровцы заняли Львов... четвертый пункт документа гласил: «Восстановленная Украинская держава будет тесно сотрудничать с национал-социалистической великой Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».
P.S. По официальным сводкам Львовского облУВД, 9 мая в городе происшествий не было.
//kp.ru
Социальные закладки