
Сообщение от
Г. Сковорода
ПредЂл 7-й
О СИМВОЛАХ, ИЛИ ОБРАЗАХ. КАК ОНЫЕ НАЗЫВАЛИСЯ У ЕЛЛИН? А КАК НАЗЫВАЮТСЯ В БИБЛІИ?
Такія фигуры, заключающія в себЂ тайную силу, названы от еллинских любомудрцов 68: emblemata, hieroglyphica.
А в библіи называются: чудеса, знаменія, путіе, слЂды, сЂнь, стЂна, дверь, оконцо, образ, предЂл, печать, сосуд, мЂсто, дом, град, престол, конь, херувим, сирЂчь колесница и протч... Они-то суть скоты, звЂри 69, птицы чистыя и нечистыя, а библіа есть ковчег и рай божій, простЂе сказать — звЂринец.
«Насади господь бог рай во ЕдемЂ 70, на востоцЂ». / 19/391 /
Сюда ж в число ввел и человЂка. Должно трезвенно поднимать очи, когда здЂсь начитать: одЂяніе, мЂх, вретище, пелены, яслы, коробочка, кошница, гнЂздо, нырище, разсЂлина, пещера, гроб 71, ров, темница, узы, сЂть, плетень, куща и сим подобное.
«Коль добры домы твои, Іякове, и кущи твоя, Ізраилю!..» Также, когда начитается фигура цыркулная, плоскокруглая, шаровидная — каковая есть перстень, хлЂб, монета и протч., или виноградные и садовые плоды с вЂтвами и сЂменами и протч. Смотри бодро! НапримЂр, когда доброзрачная женщина Авигеа привезла Давиду, между протчим, 200 хлЂбов, кошницу гроздія и 200 вязаниц смоквей. «Привязуяй к лозЂ жребя свое». «Тебе и сЂмени твоему...»
Сей есть природный штиль библіи! Исторіалною или моралною лицемЂрностью так соплесть фигуры и символы, что иное на лицЂ, а иное в сердцЂ. Лицо, как шелуха, / 19/392 / а сердце есть зерном, и сіе-то значит: «Веніамин — волк, хищник — рано яст, еше и на вечер дает пищу».
И не дивно, что весь Израиль толчет в ступах манну А. Манна значит: что то? 72 СирЂчь чудо, а чудо есть образ или фигура.
Сама ея о фигурах рЂчь дышет гаданій мраком и самая кратчайшая сказочка заключает в узлЂ своем монумент сладчайшія вЂчности; как корка зерно, а перлова мать жемчужину и как луна солнечный свЂт отдает по всей земленности своей. НапримЂр.
Социальные закладки