Антирусская идеология, которой сегодня пропитана Украина, ставит вопрос о том, кто же это они украинцы, и каковы их ценности и прошлое. Если к рассмотрению данной проблемы подходить из исторической ретроспективы, то можно обнаружить, что украинцы были частью этнических русских, которым сначала было навязано малоросское самовосприятие (как части русского народа), а затем и украинское. Поэтому и вызывает удивление эта украинская новая идеология, в которой вынашивается ненависть к своит братьям, т.е. народу, от которого «украинцы» произошли.
Таким образом, если рассматривать самоопределение жителей Руси (на территории России, Белоруссии, и Украины) в далекие времена (839 – 1246), то можно заметить, что никто из них не считал себя «малороссами», «великороссами», «беларусами», «восточными славянами» или «украинцами». Все эти термины появились в более поздний период. Необходимо осознавать, что русский народ себя не «дробил» на части . Примечательно, что в сохранившихся древних документах, летописях и других источниках, в которых речь идет о жизни населения Украины в то время, нигде не упоминаются ни украинцы, ни сам топоним «Украина».
В течение XVIII века сложилось мнение, что русский народ триедин (великороссы, малороссы и белорусы), а державная власть Московского царства во всех трех частях едина и закона, так как московские князья, и в последующем цари, ведут происхождение от Александра Невского (Иннокентий Гизель, «Синопсис» 1674 г.). В летописях и документах с XIII по XVII век также нет упоминаний названия «Украина» и «украинцы».
Впервые «украинцы» появляются в конце XVII – начале XIX веков. Но обо всем по порядку.
Происхождение понятия «Малая Русь» и малороссы
Малая Русь (Малороссия) – название, которое распространилось благодаря греческим православным иерархам – после татаро-монгольского порабощения русских земель, свободными остались лишь две области: Галицко-Волынская и Владиро-Суздальская, активно поддерживавшие отношения с Константинопольским патриархатом. Тогда то и появилась потребность в том, чтобы различать одну Русь от другой в понятийном смысле. Византийцы использовали существующие географические обозначения: «малая» и «великая», в зависимости от древности существования. Отсюда и пошло, что Малой Русью звали исконно русские земли, а Великой Русью – территории, колонизированные в более поздний период. Так, в 1347 году византийский император Иоанн Кантакузин в письме князю Ольгерду Гедеминовичу заявил, что русский народ познал Бога и просвятился крещением, и имеет он одного митрополита – киевского на всю Россию, как на Малую, так и на Великую.
Еще до того, в 1335 году, галицийский князь Юрий Болеслав II в Грамоте великому немецкому магистру Дитриху от 20 октября 1335 года назвал себя князем Малой Руси. Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году, когда патриарх учредил две митрополии: одну в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторую в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции. Данные определения (Великая и Малая Русь) использовались православными священниками и монахами (русскими и греческими), а также людьми, воспитывавшимися в данных традициях. Особенно часто эти понятия стали употребляться в текстах православный публицистов после подписания Брестской унии в 1596 году . По названию территории «Малая Русь» (Малороссия») местных жителей стали звать малороссами. Данное название существовало до Октябрьской революции, а в 1922 году революционеры директивно запретили название «Малороссия», заменив его на «Украина».
Социальные закладки