Совершенно секретно
Волынская область
25 октября 1944 года участковый уполномоченный мили¬ции Порицкого района Воротников получил задание от начальника РО НКВД задержать в селе Ляхово гр-на Парфеню¬ка. якобы дезертировавшего из Красной Армии. Взяв 4-х бойцов из местной охраны общественного порядка. Воротни¬ков в 8 часов вечера окружил дом Парфенюка и ворвался в квартиру. В доме находилась семья Парфенюка — жена, два сына, три дочери, из них одна 3-х месячного возраста.
Не Обнаружив Парфенюка, Воротников застрелил его жену, 15-ти-летнего сына, трех дочерей, в том числе 3-х месячного ребен¬ка. В живых остался только младший сын, который спрятался на печке.
Расстреляв семью Парфенюка, Воротников с целью скры¬тия своего преступления поджег сарай и дом Парфенюка. но последний был спасен жителями села. Возвратившись в ра¬йонный центр, Воротников в объяснение своих поступков доложил» что «из дома Парфенюка в него стреляли бандиты».
При расследовании Воротников был уличен оставшимся в живых сыном Парфенюка и сознался в совершенном преступ-лении.
Установлено, что гр-н Парфенюк находится в Красной Армии и никогда из нее не дезертировал.
22-го сентября 1944 года при производстве операции по ликвидации бандгруппы в районе Светячских хуторов, Шац¬кого района,в доме гр-на Заец Моисея Анисимовича были задержаны 3 вооруженных бандита, которые скрывались от преследования бойцов 58-го погранотряда.
По приказанию старшего группы — лейтенанта Чередни¬ченко семья Заец и задержанные бандиты были расстреляны, а дом сожжен. Всего было расстреляно 10 человек, в числе их
трое детей возрастом от 5-ти до 7-ми лет. Из числа расстре¬лянных 4 человека были расстреляны лично лейтенантом Че¬редниченко.
Данный факт командованием отряда никому не был со¬общен.
Расследование закончено и представлено на утверждение начальника погранвойск генерал-лейтенанта т. Бурмака.
Тернопольская область
31 октября 1944 года бывший зав. райконторой «Загот-скот» Залещицкого района Ивашков возвращался из с. Синь¬ко, вместе с работниками райотдела НКВД Ерофеевым и Конобеевым.
Будучи в нетрезвом состоянии, они задержали 3-х женщин из села Костельники, которые работали в поле, и расстреляли их. У одной из убитых муж находится в Красной Армии.
Участковый инспектор Балобожницкого райотдела НКВД Бондаренко Д. Н., находясь в с. Звинич,
поджег 4 дома — гр-н Зинюк, Школьного, Попыль и Вольского- В огне сгорели хлеб, скот и все имущество.
Кроме того, Бондаренко .убил гр-ку Зинюк, сын которой находится в Красной Армии. Из 4-х сожженных хозяйств, 3 являются хозяйствами семей военнослужащих.
4-го ноября тот же Бондаренко, находясь с группой бойцов истребительного батальона в с. Скомороша, взломал дверь в доме гр-ки Пиц Марины Адамовны. Когда она начапа протес¬товать против его незаконных действий, Бондаренко приказал бойцам истребительного батальона поджечь дом. Дом сгорел. Муж гр-ки Пиц находится в Красной Армии.
(Из постаноления бюро Тернопольского обкома КП(б)У от 13-го декабря 1944 года).
Черновицкая область
Набор рабочей силы для Донбасса и набор в школы ФЗО и ремесленные училища проходит без проведения глубокой разъ-яснительной работы, путем административных методов.
Так, в гор. Черновцах органы милиции устраивали ночные облавы,
во время которых отбирались жители для отправки в Донбасс. Имели место случаи, когда людей забирали прямо с улиц города.
(Из докладной записки ответственного организатора тов. Кобыляцкого от 10.11.1944 г.)
Начальник Сторожинецкого РО НКВД ст. лейтенант Голу¬бец издал приказ, в котором предупредил участников УНРА и УПА, что за невыход из леса до 1-го октября «все будут расстреляны», и этот приказ начал приводить в исполнение.
17-го октября с. г. на окраине города Сторожинец был произведен публичный расстрел трех жителей этой окраины: Бортник Иван, Федоряк, Алексюк. Арестованных поставили на колени, согнали всех жителей — женщин, детей и в том числе детей и родственников арестованных, после чего аресто¬ванные были расстреляны и трупы оставлены на улице.
Арестованных Бортник, Федоряк, Алексюк для расстрела взяли из камеры предварительного заключения при НКВД, причем задержанные находились в КПЗ с 13-го октября с. г. под арестом, следствие не велось и обвинение не было предъ¬явлено. В прокуратуре имеется заявление местных жителей, указывающих, что
один из расстрелянных Алексюк в бандах не был, косил сено для совхоза и задержан был случайно.
Указанный расстрел был произведен без участия и санк¬ции прокурора города. Городской комитет КР(б)У об указан¬ном не был поставлен в известность.
Как следствие этого расстрела и в силу его незаконности получилось массовое бегство населения этой окраины города в Румынию. За время с 17 октября по 20 ноября 1944 г. убежало 16 семей.
(Из докладной записки секретаря Сторожинецкого ГК КП(б)Ут. Мельника от 20.11.44 г.)
Станиславская область
Работники Кутского райотделения НКВД: — Иванов — начапьник райотделения, Белов — сотрудник райотдела и Шев-ченко—уполномоченный милиции прибыли 10 октября 1944 года в село Видны с группой бойцов истребительного батальо¬на.
Не обнаружив бандитов, они убили 7 жителей и сожгли 7 крестьянских дворов. Из сожженных домов три дома принад-
лежали жителям, которые никакого отношения к бандеровским бандам не имели.
Среди убитых: двое детей 6-12 лет и две женщины — 50 и 55 лет.
Убийцы преданы суду Военного Трибунала.
(Из информации зав. оргинструкторским отделом обкома КП(6)У т. Шаповалова от 10.12.44 г.)
Нарсудья Тисменецкого района, член ВК11(б) Галич, полу-чив от РК КП(б)У задание — провести работу по призыву молодежи о школу ФЗО г. Тисмснец, передоверила это зада¬ние беспартийному судисполнителю Глуговскому (по нацио-нальности поляк),
который из автомата застрелил подростка 15-ти лет Степанкова Владимира, не пожелавшего идти в школу ФЗО.
(Из информации ответорганизатора т. Бабак.)
Заведующий сектором партийной информации оргинструкторского отдела ЦК КП(б)У Вищун
ЦДГАО України. Ф. 1, оп. 30, спр. 183, арк. 26-39.
Социальные закладки