Представьте себе – в США объем рынка любительской рыбалки исчисляется миллиардами долларов. Выйди на американскую улицу, подойди к случайному человеку – и с высокой вероятностью он окажется рыболовом. Рыболовные чемпионаты в США собирают аудиторию в десятки миллионов зрителей. Героев кастинга, спиннинга и нахлыста американские дети знают не хуже, чем бейсболистов. А сами эти герои зарабатывают миллионы долларов в год на рекламе, на призовых фондах соревнований и на собственных именах, проставляемых в качестве брендов на удилищах и приманках.
В мире есть только одна страна, сравнимая с США по потенциальным объемам рынка любительского рыболовства. Это Россия. В России два с половиной миллиона рек, два миллиона озер, сотни тысяч болот – и это не считая морей! При этом рынок любительского рыболовства в нашей стране не то чтобы совсем не существует – но микроскопически мал. Причин тому – тысячи.
Во-первых, дикость. Неразвитость транспортной инфраструктуры, например. Например, русскому человеку съездить на рыбалку в США дешевле, чем на Камчатку. Просто потому, что на Камчатке дорог нет. Да ладно там – на Камчатку. На Кольский полуостров за семгой западному рыболову съездить в разы дороже, чем в Норвегию.
Во-вторых, браконьерство. В центральных регионах России и на юге браконьеры выбивают рыбу сетями и электрошокерами. Причем осуждать их не всегда получается – людям просто не на что жить, и они заготавливают рыбу для продажи. Государство практически не борется с браконьерами. Даже в Московской области сплошь и рядом можно найти и сети, и электроудочки. Что уж говорить об Оке, где на траверсе города Павлово я самолично наблюдал охраняющую сети браконьерскую лодку, где сидел человек с пулеметом. С пулеметом, вы не очитались.
Тем временем рыболовы всего мира рвутся в Россию ловить рыбу. Рвутся на Кольский полуостров. Рвутся на нижнюю Волгу и Ахтубу. Рвутся на Камчатку. Рвались бы и в самую центральную Сибирь, но это им как-то вообще страшно. Что же делает государство для поддержки этого стремления, а также для стимуляции отечественного любительского рыболовства?
А ничего.
Администрация Астраханской области так вообще практически запретила любительское рыболовство (а вместе с ним и огромный туристический бизнес) в устье Волги. Промышленную рыбодобычу не запретила, нефте- и газоразработки не запретила – а любительское рыболовство запретила.
Я это к чему всё пишу. Одно из самых частых обвинений в мой адрес – это обвинение в нигилизме. Мол, я всё ругаю, но ничего своего не предлагаю.
Ну, предлагать лучше в тех областях, где хоть как-то соображаешь. Я и предлагаю – давайте развивать любительское рыболовство в нашей стране. Это огромный и, что куда как более важно, диверсифицированный рынок. Это рынок туризма. Это рынок водоемов. Это рынок снастей. Это, наконец, потенциально огромный медиарынок описания всей этой рыбалки. Обсуждать футбол в то время, когда во дворах больше не играют в футбол, глупо. А вот обсуждать рыбалку в то время, когда рыбу ловят практически все, – это совсем другой уровень саспенса.
В общем, слушайте мой новый национальный проект. Всеобщая поддержка любительского рыболовства. Борьба с браконьерами. Поддержка отечественного производителя снастей. Медиаподдержка рыболовных соревнований. Развитие рыболовного туризма в самых заповедных и глухих местах нашей страны. Причем не только для иностранцев развитие, но и для нас.
Вот ряд совершенно конкретных и очевидных решений на пути к модернизации.
И никакого уже нигилизма.
Социальные закладки