Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов.
В память об их подвиге на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».
По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;
крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;
миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;
транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.
Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены.
Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В. П. Гурьянова.
На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те кто скончался от ран в Японии.
Социальные закладки