К концу XVII века московское духовенство пришло, в своем большинстве, ссамыми обыкновенными, вполне простонародными патронимическими фамилиями, чаще всего на "-ов" и "-ин". Аввакум Петров, Стефак Вонифантьев, Никита Добрынин -- вот как звали тогдашних отцов церкви.
Надо заметить, что, в силу разных причин, в церковном мирке на Мосжве большую силу взяли выходцы с Украины, ученики воспетой Гоголем киевской "бурсы". Люди, надо отдать им справедливость, куда более просвещенные и передовые, нежели московские архипастыри, они давно уже пользовались украинского (точнее -- югб-западного) образца фамилиями; среди них были фамилии на "-ич" и "-вич", были и другие, но больше всего на "-ский":
Славинецкий, Сатановский, Яворский, Птицкий и т. п. По сравнению с московскими прозваниями, они выглядели куда наряднее, достойнее, достопочтеннее. И постепенно им начали подражать. Делать это было не так-то уж сложно.
И вот по всей тогдашней Руси началось творчество фамилий этого рода. Настоятель успенской церкви становился Успенским; тот, кто служил у Иоакима и Анны, делался сначала Иоакиманским, а потом и просто Якиманским. * Вместо былых Петровых и Николаевых появились полчища Петровских (от "-петровского поста"), Никольских, Воскресенских, Богоявленских, Козьмодемьянских и Предтеченских...
Социальные закладки