Россия заплатила за «замирение» Чечни непомерную цену. Тысячи жизней, тысячи исковерканных судеб. Война закончилась, когда на территории мятежной республики прекратились широкомасштабные боевые действия, но умиротворение Чечни продолжается и поныне. Огромные финансовые вливания из бюджета РФ – Чечня сегодня самый дотационный регион страны – могут восприниматься как инвестиции в мирную жизнь, а могут – как дань, которую победитель платит побежденному, чтобы тот не восставал снова. «Третью чеченскую» мы не потянем» – такое мнение мне приходилось слышать не раз.
Но помимо денег есть и еще кое-что. Теперь у нас существуют граждане высшего сорта и граждане низшего сорта. Одним можно устраивать автопробеги со стрельбой по Садовому кольцу, другим нельзя собираться на пикет в поддержку шахтеров Междуреченска. Одни могут резать русских, как баранов, в центре Москвы, зная, что влиятельные земляки все равно их отмажут, другие вынуждены десять раз подумать, прежде чем дать отпор распоясавшимся джигитам, поскольку за удар по «лицу кавказской национальности» можно загреметь в тюрьму по 282-й статье.
Может быть, я сгущаю краски?
А помните, как зимой в Питере дагестанцы и чеченцы, приехавшие на соревнования по вольной борьбе, впятером избили милиционера?
Как вы думаете, что случилось с этими хулиганами?
Я думаю, что их отпустили. Во всяком случае, никаких данных о суде над ними в СМИ не было.
Потому что призрак межнациональной розни с последующим развалом России до сих пор пугает руководство страны, которое хорошо помнит парад суверенитетов и две чеченские войны.
Но это порочный путь.
Правосудие должно быть одно для всех, независимо от воли чеченского народа или стратегических интересов той или иной группировки политической элиты.
Если ты чеченец и убил русского, ты должен отвечать за убийство как гражданин России.
Если ты русский и убил чеченца, ты должен отвечать за убийство как гражданин России.
Одинаково.
Если российское правосудие будет судить русских и оправдывать кавказцев «по политическим мотивам», то правосудие самостийное, то, о котором говорили бойцы уфимского спецназа, не заставит себя долго ждать.
И тогда от политической стабильности не останется камня на камне.
Кроме всего прочего, это будет означать, что современная система юстиции, основанная на тысячелетних традициях античной и европейской цивилизаций, проиграла в поединке простому, как мычание, принципу кровной мести. Тому самому, который исповедуют в краях, где бойцы батальона «Север» стреляли в спину своим русским «союзникам».
Они ведь стреляли в том числе и потому, что твердо знали – за их предательство им ничего не будет. Что даже если их обвинят в предательстве, прокуратуру «заткнут» по приказу сверху, а следствие потихоньку заведут в тупик.
И убийцы Юрия Волкова думали примерно так же.
Очень хотелось бы, чтобы они ошиблись.
Социальные закладки