Показать скрытый текст «Кружит чёрною птицею ювенальная юстиция»
Площадка для дискуссии
Александра КУДРЯВЦЕВА
Чуждое для России, иностранное, угрожающее понятие «ювенальная юстиция», что в переводе с английского означает «правосудие для несовершеннолетних», стучится в каждый дом.
В 2009 году Президентом страны, а прежде Государственной Думой и Советом Федерации РФ, безо всяких ограничений (хочется верить – по недопониманию) была ратифицирована подписанная Россией еще десять лет назад Европейская социальная хартия, предполагающая последними пунктами документа и такие международные обязательства, как введение в школах нашей страны сексуального просвещения на европейский лад, а еще – ювенальной юстиции по западному образцу. Несмотря на то что Государственная Дума РФ в первом чтении отклонила Федеральный Закон «Об основах системы ювенальной юстиции», некие силы, вероятно, упомянутые в проекте закона «некоммерческие организации», финансируемые из-за границы «частными и юридическими лицами» и «нацеленные на развитие» этой системы в нашей стране, настойчиво продвигают по регионам ювенальные технологии.
По рекомендациям ООН
Вот и уполномоченная по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная к Дню защиты детей объявила круглый стол по теме «Ювенальная юстиция. Перспективы развития».
Позвольте, какая ювенальная юстиция? Какие могут быть перспективы ее развития, когда она в России вне закона? Разве такое возможно?
Открывая заседание круглого стола, Галина Дмитриевна сказала, что хотела бы познакомить всех собравшихся – неравнодушных к судьбам России и будущему ее детей – с зарубежным и уже российским опытом ювенальных технологий «защиты несовершеннолетних», «элементы» которых якобы уже используются в нашем крае. Эта работа, по заверениям Калюжной, проводится исключительно ради «наилучшего обеспечения интересов ребенка» и в соответствии с «замечаниями Комитета ООН», которые почему-то «для нас очень важны».
Для «открытого диалога» в конференц-зал областного центра «Семья» были приглашены, помимо областных и городских тюменских служб, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних и работой с юными преступниками, представители региональных отделений всероссийских общественных организаций – сообщества многодетных и приемных семей «Много деток – хорошо» и «За жизнь и традиционные семейные ценности», региональной – «Поверь в себя», Российского Фонда милосердия и здоровья, а также многодетные родители, религиозные конфессии, журналисты.
Калюжная Г. Д. прокомментировала демонстрацию слайдов из новых учебников по ювенальной юстиции – они уже отпечатаны! Далее Галина Дмитриевна обратила внимание на присутствие в областной программе «Правосудие в защиту детей» «элементов ювенальных технологий». Программа была принята департаментом социального развития Тюменской области в ноябре прошлого года с целью повышения уровня профилактической работы с несовершеннолетними нарушителями, которые впервые совершили преступление небольшой тяжести.
Для наглядного примера прозвучала история о некоем парнишке, который, прокатившись на дорогом чужом велосипеде, решил оставить его у себя. Так что же, тащить его сразу под суд, «вешать» первую судимость? Ведь тот велосипед в конце концов нашелся, он передан хозяину. Не лучше ли вразумить нарушителя, примирить обе стороны и тем покончить с неприятной историей? А если дело все же дошло до суда, то создающийся при местных судах отряд социальных работников поможет вершителям закона разобраться в мотивах преступления…
Поговорили и о самой практике примирительных бесед, которая, как известно, в течение уже многих лет активно применяется в стране. Дела эти добрые, полезные, – согласились все без исключения. Только где тут ювенальные технологии? То, что было представлено госпожой Калюжной как «элементы ювенальной юстиции», на самом деле является лишь совершенствованием российского законодательства в отношении несовершеннолетних.
Тема ювенальной юстиции намного шире и многогранней, чем проблема мальчика с чужим велосипедом, заметил руководитель информационно-издательского отдела Тобольско-Тюменской епархии Русской православной церкви иерей Григорий Мансуров. И если бы она касалась одной работы с малолетними преступниками и защиты их прав в суде, то не было бы никаких возражений. Но ювенальная юстиция – это совершенно конкретное понятие, огромный комплекс программ, который направлен на отрицание традиционных семейных ценностей и культуры, на подрыв авторитета родителей, распад семьи…
Защищая интересы ребёнка
Накануне тюменского круглого стола в Москве, под предводительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при участии представителей власти, лидеров политических партий и общественных объединений, а также высшего духовенства традиционных религий страны, известных деятелей науки и культуры завершил работу XIV Всемирный русский народный собор. Этот международный форум, как правило, собирается с целью привлечения внимания общественности к самым острым проблемам современности. Отец Григорий зачитал Резолюцию Всемирного собора «Опыт духовно-нравственной традиции – альтернатива тотальному контролю над семьей» (в сокращении) и после передал документ Калюжной.
«Незащищенность детей перед лицом агрессивного поведения и насилия стала одной из бед нашего общества. Это явление имеет множество аспектов. Однако в ряде СМИ наблюдается стремление свести проблему лишь к случаям жестокого обращения с детьми со стороны родителей. При этом тяжелое положение детей и подростков в детских домах, в местах лишения свободы, стремительный рост сексуальных преступлений против детей, спровоцированный фактически беспрепятственным распространением детской порнографии в Интернете, зачастую остаются вне сферы общественного внимания. Недопустимо мало говорится и о насилии в самой подростковой и детской среде, когда жертвами малолетних преступников становятся как их сверстники, так и взрослые люди.
Всемирный русский народный собор призывает к тому, чтобы защита детей велась по всем направлениям, с учетом всех возможных факторов риска. При этом мы констатируем, что уровень подобного риска в семье (пусть даже неполной или проблемной) сегодня значительно ниже, чем в любом другом пространстве жизни детей.
Счастье ребенка немыслимо без взаимной любви с родителями, без теснейшей связи и постоянного общения с ними. Прерывать это общение допустимо лишь в ясно перечисленных случаях, когда жизни или здоровью ребенка угрожает опасность и когда использованы или уже не могут быть применены все другие средства воздействия на ситуацию. Создание дополнительных предпосылок, на основании которых чиновники смогут разлучать родителей и детей, не имеет никаких нравственных оправданий и является шагом к разрушению семьи.
Право родителей определять, каким должно быть воспитание их детей, гарантировано Конституцией РФ и российскими законами. Отход от этих правовых норм, дающий чиновникам возможность грубо вмешиваться в воспитательный процесс, значительно снизит меру юридической защищенности российских граждан, поставит их в зависимость от бюрократического произвола.
Собор призывает не допустить того, чтобы под предлогом ложной «заботы» о ребенке детей разлучали с их матерями и отцами – часто вопреки воле и желанию самих детей. В мировой, и, к сожалению, в российской практике ювенальной юстиции известны подобные прецеденты, последствия которых – горе родителей и искалеченные судьбы детей. К сожалению, многие чиновники не понимают и не чувствуют того, что для ребенка потеря семьи, в том числе приемной, – это ужасная трагедия и неизбывная травма на всю жизнь…
Усиление зависимости граждан от произвола чиновников в сфере родительских отношений и обязанностей чревато трагическими последствиями, масштаб которых на сегодняшний день общество еще не представляет себе в полной мере. В условиях, когда перед российским государством и обществом стоит проблема коррупции, вмешательство бюрократической машины в жизнь семьи неизбежно приведет к появлению «заказных» дел, направленных на лишение ответственных людей родительских прав с целью вымогательства, шантажа и так далее…
Участники собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями, преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом. …Институт ювенальной юстиции – институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней. Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи. Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа за семьей…
Наши опасения тем более основательны на фоне действующего семейного законодательства, которое содержит множество неопределенных обтекаемых терминов, позволяющих органам опеки и попечительства, прокурорам и судам злоупотреблять предоставленными им полномочиями и изымать ребенка из семьи вопреки интересам ребенка. Семейный кодекс РФ допускает, по сути дела, безграничное лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, поскольку основания, при наличии которых допустимо принятие таких решений, четко не определены, их перечень не является исчерпывающим…
Мы солидарны с позицией Межрелигиозного совета России, согласно которой меры государственного контроля за жизнью ребенка в семье должны вырабатываться согласно диалогу – с объединениями родителей… Формирование разветвленной сети родительских объединений, в том числе епархиальных и приходских, позволит оказывать конкретную помощь нуждающимся или проблемным семьям, брать их на поруки. Вместо того чтобы карать и отнимать, таким семьям надо помогать, как это всегда было на Руси…».
Участники собора поддержали идею нравственной экспертизы законопроектов и планируемых государственной властью решений.
Мусульмане поддержали православных
«Мы полностью поддерживаем наших православных братьев, – заметил представитель Центрального духовного управления мусульман России Зиганшин Ильдар хазрат. – Наш председатель принимал участие в заседании Всемирного русского народного собора и подписывал резолюцию, обращенную к российскому правительству».
О приоритетах национальных культур и праве воспитывать детей согласно устоявшимся традициям – в послушании и уважении к родителям, – говорили также и представители Духовного управления мусульман азиатской части и Тюменской области Гарифуллин Фатых хазрат и Бикмуллин Галимзян хазрат. Отметив неблагополучное состояние общества (рост детской преступности и беспризорности, распад семей), лидеры религиозных общин и отцы семейств указали на большую роль организованного досуга детей, спортивных секций, которые отвлекают подростков от дурного влияния улицы и телевизора, формируют положительные качества характера. Только вот спорт в настоящее время полностью коммерциализирован и поэтому недоступен большинству детей. Не лучше ли сюда направить энергию и средства государства, стремящегося воспитать юное поколение достойным продолжателем отцов?
Представители религий обратили внимание на то, что ювенальная юстиция никоим образом не сможет решить проблему жестокого обращения с детьми. Ведь она только на словах защищает права ребенка. На самом деле существует стандарт, исходя из которого, к примеру, нельзя ребенку давать меньше денег на карманные расходы, чем получают одноклассники, поскольку это расценивается как нарушение детских прав. Требование к ребенку убрать за собой называется эксплуатацией детского труда. Повышение голоса истолковывается как насилие над ребенком, а шлепнувший в воспитательных мерах сына – уже закоренелый преступник. Таким образом, нарушается презумпция невиновности родителей, которым, после изъятия у них детей, придется год или два доказывать в суде, что они поступали правильно. А сами-то дети все это время будут находиться в приютах. Их мнение, с кем им хочется жить, не учитывается. Какая же это «защита детей»?
Стандарты ювеналов расплывчаты. Их толкование полностью отдается на откуп субъективному мнению социальных работников, которые вознесены ювенальной системой выше самого государства. Если даже в такой благополучной стране, как Франция, ювенальная юстиция изъяла из семей два миллиона детей, то каковы масштабы этой трагедии, ожидающей Россию!
Не разделяя семью на детей и родителей
«Настораживает законопроект о ювенальной юстиции, который поддерживает любые права ребенка, даже если подразумевается его желание раннего добрачного секса, – говорит мать семерых детей Елена Генерозова. – Мы просим также разобраться, кто в нашем городе, который даже не является пилотным проектом ювенальной юстиции, давал указания анкетировать школьников? Детей просили дать оценку родителям: ссорятся ли они между собой, повышают ли на вас голос, употребляют ли спиртное? Или: не оскорбляют ли вас педагоги? Учитель начального образования сообщила, что на совещании предупредили: с 1 января все уроки в школах начинаются с десятиминутного опроса учащихся: «Как к вам относились вечером родители?». Все это антиконституционно».
Разъясняя детям их безграничные права, тюменская школа начинает пожинать первые плоды. Многодетная мать рассказала о слезах учительницы, посмевшей спросить ученика о выполнении домашнего задания. В ответ на это юный анархист заявил о нарушении его прав, нахамил и хлопнул дверью.
Но не только школа почувствовала на себе влияние ювенальщиков. Органы социальной защиты, куда обращаются за льготными путевками для детей или материальной помощью, однажды заявили просителям: не можете содержать своих детей – сдавайте их в приют. Теперь уже многие малоимущие семьи, прослышав о ювенальной расправе, опасаются просить государство о подмоге.
На вопросы журналистов о противозаконном анкетировании учащихся и распространении в школах Тюмени ювенальных книжек с развращающей детей информацией и советами жаловаться на родителей, уполномоченная по правам ребенка ничего не сумела ответить, только выразила полное недоумение.
«Проблема ювенальных технологий намного серьезней и глубже, заметил председатель тюменского филиала общероссийской организации «За жизнь и традиционные семейные ценности» преподаватель Константин Шестаков. Он обратил внимание, что в слайдах по ювенальной юстиции постоянно присутствуют ссылки на Европейскую хартию и Организацию Объединенных Наций: «Мы здесь в День защиты детей говорим об одном, и хорошо говорим, и правильно, но лица, заинтересованные в продвижении у нас западных технологий, подразумевают совсем другое. Плакаты и анкеты ювенальной юстиции распространяются не только по Тюмени, но по всей стране. И нас убеждают, что большинство семей России жестоко обращается с детьми и потому требуется вмешательство чиновников. И приводят пример матери, искусавшей ребенка и поломавшей ему ребра. С такими преступлениями можно бороться и в рамках существующего законодательства, но зачем создавать особые карательные органы, которые по своему разумению станут изымать детей из благополучных семей?
Вот нашумевший пример Веры Камкиной, о которой писала центральная пресса. Мать-вдова не алкоголичка и не наркоманка. Однако органы опеки отобрали у нее четверых детей, поскольку посчитали, что из-за маленькой зарплаты она не способна содержать детей. Каждый ребенок обходится детскому дому в 25 тысяч рублей в месяц».
Если бы бедной женщине государство выплачивало эту сумму на всех детей сразу, то и семья была бы сохранена, и государство не понесло лишних убытков, решили участники круглого стола. Нужно поддерживать семью, не разделяя ее на детей и родителей! Пока сильна семья, будет сильно и государство.
В заключение круглого стола иерей Григорий Мансуров предложил убрать из областной программы упоминание об элементах ювенальной юстиции. Чтобы не осталось лазеек у тех, кто изо всех сил старается протащить в Россию это чужеродное всем нам явление.
Социальные закладки