Показать скрытый текст Михаил Леонтьев: «Я не брошу камень в Януковича»
Российский политический и экономический эксперт номер один, главный редактор журнала "Однако", ведущий программы "Однако" на Первом российском телеканале, наиболее востребованный на российском радио и телевидении журналист специально для "ДК" ответил на некоторые злободневные вопросы.
- Михаил Владимирович, перед выборами вы утверждали, что Виктор Янукович является частью "оранжевой" схемы, построенной американцами на Украине с целью не допустить ее инте-грации с Россией. Ваше мнение изменилось?
- Я, честно говоря, ожидал от Януковича худшего. Во всяком случае, правительство он сформировал очень хорошо, не отдав ключевые идеологические посты профессиональным русофобам. Я с огромным уважением отношусь к Николаю Яновичу Азарову, он действительно хороший профессионал и отличный государственный менеджер. Подозреваю, что назначение министром образования Дмитрия Табачника - это такой алармистский жест, скорее всего для того, чтобы потом как-нибудь Табачником и расплатиться с этими ребятами, которые сейчас требуют его отставки. Но все равно это немало со стороны Януковича.
Я был бы очень рад ошибиться в Януковиче, но наши бледнолицые братья из-за океана считают его человеком, который не пойдет на реинтеграцию с Россией, поэтому и дали ему возможность выиграть выборы. Я имею в виду интеграцию полную - не обязательно формально единое государство, но это должно быть единое экономиче-ское, военное и культурное пространство. Вот на это Янукович пойти не сможет, во всяком случае, его американские кураторы - я так думаю! - в этом уверены.
Здесь надо еще отметить политику нынешней российской стороны. Она, в общем, как бы это сказать, тоже проблемна...
- По-моему, российская политика в отношении Украины дала конкретные результаты…
- Ну какие результаты она дала? У российской внешней политики есть один результат. Обама - он выдающийся пиарщик нашей эпохи, кроме пиара, никаких изменений в американской политике нет. А Россия занимается пиаром Обамы - и только в этом достигла результатов. Мы думаем, что будем с этого что-то иметь, но у меня есть большие сомнения, что наши усилия окупятся. В пиаре Обамы российская публичная политическая элита склонна объявлять достижениями вещи (и гордиться ими), за которыми не стоит никакой реальности. То есть это просто демагогия. Например, нынешний договор по сокращению стратегиче-ских наступательных вооружений (СНВ), подписанный на днях Медведевым и Обамой. В этом договоре нет никакого сокращения. Вообще никакого! Ни с нашей, ни с американской стороны.
Ноль сокращений, и при этом легитимируется отсутствие всякого контроля над некоторыми составляющими ядерной триады. Можно иметь какое угодно количество стратегических бомбардировщиков с любым количеством ядерных крылатых ракет, надо просто назвать их "неразвернутыми". Сколько времени нужно, чтобы неразвернутый бомбардировщик превратить в развернутый? Он должен просто с одного аэродрома перелететь на другой! Количество таких "неразвернутых" боезарядов и их носителей этим соглашением вообще неконтролируется. Вы можете иметь их хоть миллион!
Значит, наша проблема состоит в том, что у нас списание ядерных вооружений происходит более высокими темпами, чем их модернизация и обновление, но это не американская проблема.
- Возможно, Москве Обама более выгоден, чем Буш и Чейни?
- Чем? Конечно, любовь чувство иррациональное, с этой точки зрения я готов согласиться с российским руководством, потому что любовь зла, полюбишь и козла. А чем конкретно нам выгодна нынешняя американская администрация? Тем, что отказывается, например, бороться с наркотрафиком из Афганистана? Открыто отказывается, чего раньше никогда не было в американской практике. Они никогда с ним не боролись, если наркотрафик не угрожал самим Соединенным Штатам, но не афишировали это, а теперь открыто отказываются. И Россия сейчас превратилась в крупнейшего потребителя героина в мире. Это нам выгодно? Что нам еще выгодно в Обаме?
- Некоторые говорят, что он "сдал" Украину.
- Да не сдал он ничего! Где сдал? Где проходит граница Российской империи? В Чопе или не в Чопе? Что он сдал? Все это очень странный самообман нашего политического руководства. Если бы я в этом видел холодную геополитическую игру - ну и ради Бога! Но со стороны нашего президента это похоже не на холодную игру, а на... да на Горбачева похоже!!! Надо называть вещи своими именами.
Еще раз говорю, мы - в широком смысле, Украина и Россия как один народ - ничего серьезного не делаем для реинтеграции, мы ничего серьезного не делаем для экономического развития, мы ничего серьезного не делаем для противодействия угрозам. И мы, значит, говорим: для нас плохо то, что мы ничего не делаем! Да мы вообще жить недостойны на земле с такой политикой, которую проводим!
- Известный украинский писатель и публицист Олесь Бузина утверждал, что лучше всего целостность Украины гарантирует газовая труба. Сейчас, в связи с началом строительства обходного "Северного потока", значение украинской ГТС сильно упадет.
- Я могу сказать, что "Северный поток" - это вообще не про Украину. Он про Белоруссию и, может быть, про Польшу. Что гарантирует украинская газовая труба, я не знаю. Давайте мы здесь такую штуку скажем: надо плюнуть и забыть об украинской газовой трубе - и нам, и украинцам. Через десять лет, может быть, она и будет кому-то нужна, но не больше, чем водопроводная или канализационная труба. Ну труба и труба! Нужна, полезна, но никакой стратегии на газовой трубе уже построить не удастся.
Дело в том, что сейчас разработаны технологии добычи сланцевых газов, которые позволяют добывать их с себестоимостью, сопоставимой со стоимостью добычи природного газа. Сланцевых газов огромное количество по всей земле! Во-первых, их хватит на всю обозримую историю человечества. Во-вторых, хочу вас поздравить, сланцевые газы есть и на Украине. Добыча их довольно сложна технологически, но никакого хай-тека (высоких технологий. - Прим. авт.) там нет. Добыча сланцевого газа впервые была произведена в 1626 году, но эта технология до последнего времени была очень дорогая. Простой прогресс технологий сделал добычу сланцевого газа достаточно эффективной.
Поэтому когда Янукович говорит, что украинская газотранспортная система через десять лет перестанет существовать, если ее не обновлять, он как бы прав. Но это все в прошлом. Через десять лет украинская труба будет никому не нужна. Поэтому нам надо не ориентироваться на экспортно-импортные операции, а заняться восстановлением народно-хозяйственного комплекса. Украине, кстати, это сделать гораздо легче, чем нам, потому что она не сидит на "сырьевой игле" в той степени, в какой сидит Россия. Но, с другой стороны, Украина одна никаким образом не может обеспечить себе внутренний рынок, гарантирующий стабильность развития, не зависящую от внешней конъюнктуры и внешних кризисов.
Союз надо восстанавливать, ребята! Другого императива нет, потому что нужно создавать экономику с таким рынком и внутренним спросом, которые бы обеспечивали как можно большую самодостаточность.
При Ющенко происходили попытки внедрить в мозги украинцев, в том числе и жителей русской Украины, какие-то исторические химеры. Украинские вожди откровенно гордились тем, что с помощью американских советников придумывали несуществующую украинскую историю, украинскую идентичность и так далее. На самом деле русские и украинцы - это один народ. Украинский этнический, культурный, политический и всякий другой ареал простирается от Одессы до Петропавловска и Владивостока, равно как и русский ареал простирается от Одессы до Владивостока. Только национально свидомые идиоты пытаются оторвать украинца от русского, но это невозможно, с таким же успехом можно отделить от себя свои ноги своими же руками. То, что происходило на Украине, - это маразм. А что можно противопоставить маразму? Душевное здоровье! Но на Украине сейчас маразму, как мне кажется, пытаются противопоставить новый, модернизированный маразм - "братское сотрудничество между суверенной независимой Украиной и Россией".
Украина не может существовать никак иначе, чем в форме заточенного антироссийского проекта! Только так! Я берусь утверждать, что если задача Запада с Россией вдруг будет решена и Россия в нынешнем виде прекратит свое существование, независимая Украина в тот же момент тоже исчезнет, потому что она никому не нужна.
Поэтому я считаю, что у нас нет альтернативы, кроме восстановления исторической России, которая безусловно включает в себя Украину, Белоруссию и Казахстан. Во всяком случае, большую часть Украины и большую часть Казахстана. Это есть одна страна, единое историческое целое, специфическим образом расчлененное. Идея о том, что "расчлененка" - это есть свершившийся факт и мы должны научиться жить без рук, без ног и без головы, эта идея, на мой взгляд, дегенератская.
С Белоруссией, казалось бы, проще всего этого достичь, но когда вы две детали очень долго мажете клеем, то их потом труднее склеить, чем вновь обломившийся кусок, потому что на месте склейки накапливается много засохшего клея, который мешает соединению.
- Нынешние российско-украинские газовые переговоры дадут существенный результат?
- У Украины есть проблемы с текущими платежами за газ, но это проблемы краткосрочные. У Украины есть другие проблемы. В первую очередь, это проблема грядущего дефолта. Я уже говорил, что если бы Янукович был сильным политиком, совсем сильным, то он, придя к власти, провел бы за неделю инвентаризацию всего, что осталось от прежних, и сказал бы: "Ребята, смотрите, до чего они страну довели! Мы объявляем дефолт. Украина может платить долги, но такой ценой, которая неприемлема для нас".
И после этого украинская экономика задышала бы. Реально украинская экономика после дефолта получила бы больше преимуществ, чем российская экономика в 1998 году. И ответственность за дефолт легла бы на Тимошенко. Но это серьезный, суровый, рискованный шаг, потому что первые последствия дефолта всегда крайне негативны. И политический резонанс крайне негативный. А так дефолт все равно придется объявлять, но тогда уже за него будет отвечать не Тимошенко, а Янукович. А скупой платит дважды.
И в этих проблемах украинской экономики цена на газ является самой мелкой составляющей. Проблема газа - это не проблема макроэкономики, это проблема того, кто кладет в карман львиную долю газовых финансовых потоков. Вот Тимошенко просто крала газ. За газ расплачивался украинский бюджет, а деньги за газ, в том числе за колоссальный реэкспорт, которым она занималась, шли к ней в карман. Наверное, только из-за этого она не ушла с поста премьера, потому что постоянно к ней из крана текли деньги. Кто же от такого откажется? Если бы речь шла не об огромных деньгах, а только о чистой политике, она бы еще летом ушла в отставку и выиграла президентские выборы! Она же самый талант-ливый оппозиционер на Украине.
Теперь я не знаю, кто собирается сосать наш газ. Может, Фирташ и Хорошковский? Я не знаю. И я не виню Януковича, потому что его правительство существует в том числе и в результате сложнейшей коалиции, где учитывались многие интересы. Зачем ему Хорошковский в качестве начальника СБУ? Да потому, что с ним пришлось договариваться! И со многими пришлось договариваться.
Я еще раз говорю: структура власти на Украине - это сделка, причем многоходовая: есть внешняя сделка, и есть внутренняя сделка - сделка между кланами. И я действительно считаю, что то, что делает Янукович на сегодняшний момент, гораздо достойнее и гораздо приличнее выглядит, чем мы могли ожидать при любых раскладах. В этом смысле я в него камень ни в коем случае не брошу.
В нынешних обстоятельствах Януковичу нельзя позавидовать. Объективно состояние украинской экономики и перспективы конъюнктуры для нее очень мрачные. Мы сейчас имеем довольно высокие цены на металл, но выше они уже не будут. Нет никаких надежд на то, что в мировой конъюнктуре для Украины что-либо резко улучшится. Улучшиться ничего не может, а вот ухудшиться может, причем очень сильно. Если кого-то на Украине успокаивает, что в России перспективы еще сложнее (в среднесрочном плане, не в краткосрочном), то можно этим успокаиваться, это правда. Структура российской экономики такова, что кризис уничтожает меж-отраслевые денежные перетоки. Деньги, которые теперь собираются в нефтегазовом секторе, практически никуда не просачиваются. Они просачиваются только одним способом - с помощью бюджетного перераспределения, а этого недостаточно. А все остальное не работает. Мощная сырь-евая база России является самой главной ее угрозой, поскольку построена на мировой конъюнктуре, которая меняется. Меняется она объективно и долгосрочно. Нефть в среднесрочной перспективе - пять-семь лет - может уступить место бурому углю. Он есть везде, и кто хочет, его добывает. Кто не хочет, может покупать.
Правда, природный газ для Западной Европы еще какое-то время будет актуальным, потому что западные европейцы экологически помешаны. Они не захотят добывать у себя сланцевый газ, потому что при этом химикатами загрязняются подземные водоемы. Но никто не помешает им добывать этот газ в Польше. В Польше-то нет экологической паранойи, и на Украине нет, и в Румынии. А в Швеции обнаружены огромные пласты этих сланцев, триллионы тонн в пересчете на нефть, что на порядок больше запасов традиционных углеводородов. Сланцы - это базовая порода, из которой через миллионы лет образуется нефть и газ. Этой базовой породы по определению в разы больше, чем традиционных месторождений.
Беседовал Игорь РЕБРОВ
Социальные закладки