Кужель: Я ни к кому не бегала и никого не просила
Кабмин принял решение сменить главу Госкомпредпринимательства. Сама Александра Кужель официального документа еще не видела. Но имел место разговор с Анатолием Толстоуховым, во время которого у министра за спиной даже картина со стены упала. Сергей Тигипко, соратницей которого Кужель является много лет, отставку пока не прокомментировал. Они виделись накануне, но Кужель говорит, что не собиралась никого и ни о чем просить. Хотя сейчас просит предпринимателей, которые намерены выйти на улицу с пикетом в ее поддержку, не делать этого. И в беседе с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ поясняет причины...
- Александра Владимировна, вы ожидали такого поворота событий?
Да. Это в какой-то степени дежавю, потому что в 2003-м перед Пасхой меня уже увольнял Янукович с Азаровым для того, чтобы освободить место Богословской. Потому это не было неожиданностью. Они просто очень хорошо знают мой характер.
- Когда вы поняли, что вас попросят уйти?
- Я вчера прочитала Коалиционное соглашение и поняла, что даже если останусь, то ровно на две недели. Там прописано, что если участник коалиционной команды будет критиковать действия правительства или коалиции, то он будет уволен в течение двух недель. Не та у меня должность, не то политическое кредо, не тот я человек, который ради кресла закроет рот и будет отсиживаться. У меня другая функция - я должна говорить неприятные вещи. Если люди пришли и начали бороться с коррупцией, если они действительно хотят продвигать экономические реформы и сделать привлекательным инвестиционный климат, то эти вещи они должны слушать.
Сегодняшнее заседание Кабмина, на которое не пригласили представителя Госкомпредпринимательства и Совета предпринимателей - очень плохой сигнал. Теперь все будет приниматься в закрытом режиме. Для меня эти действия совершенно понятны. Ничего хорошего от этого ждать не стоит. Я знаю, например, что в Минтрансе уже готовятся отменить мое постановление по ГП "Служба международных автомобильных перевозок" (СМАП), когда 58 млн.грн. прошли мимо бюджета. Но хочу подчеркнуть, что каждое решение я буду отстаивать.
- Накануне стало известно, что предприниматели хотят вас поддержать…
- Я обратилась сегодня к бизнесменам с благодарностью за то, что они стали в мою защиту. Я только очень прошу, чтобы они не выходили ни на какие забастовки, потому что нужно заниматься бизнесом и работать, а выходить будем, когда увидим прямую угрозу какой-то отрасли. А меня отстаивать не надо, я никуда не денусь... телефон я не меняю и буду работать так же, как до этого 16 лет работала.
- Вам Толстоухов как-то аргументировал такое решение?
- Не было аргументов. Я очень жду этого распоряжения. Сегодня оно будет пропущено через Кабмин… Когда вчера прочитала в СМИ, что якобы мне отказали - рассмеялась. Я никого не просила, а сама отказалась, когда мне предложили написать заявление об увольнении. Я сказала, что добровольно не напишу, мне это запретил делать бизнес.
- Как вообще происходил разговор?
- Сама ситуация была неординарной. Когда я пришла в кабинет к Толстоухову, он сказал: "Александра Владимировна, у меня неприятная новость. Я бы попросил вас написать заявление об уходе". И в этот момент у него в кабинете падает и разбивается картина.
Я говорю: "Анатолий Владимирович, очень плохая примета… А по поводу заявления могу вам сказать, что, во-первых, писать его я не буду, потому что это требование бизнеса. Во-вторых, не позволю вам завести в комитет двух кумовьев, которые работают в Кабмине. И я вас предупреждаю, что выйду на пресс-конференцию и расскажу, как был разворован Комитет. В-третьих, ваш Президент (Янукович, - ред.) сказал, что ему очень нужны профессионалы. Считаю, что я - лучшая в этом направлении. В-четвертых, знаю, что у меня есть поддержка и во фракции Блока Литвина и очень многих депутатов за свою профессиональную работу".
Он говорит: "Ну что же, Александра Владимировна, вы понимаете, что пути ваши и коалиции могут разойтись?". На что я ответила: "Когда наши пути разойдутся, то я обязательно буду работать в оппозиции". Вот, в общем-то, и весь разговор.
- Ранее Сергей Тигипко заявил, что хочет видеть вас на этом посту. К его мнению не прислушались?
- Этот вопрос нужно задать Сергею Леонидовичу. Я ни к кому не бегала, никого не просила. Я сижу и работаю. Пока не получу документ (распоряжение Кабмина об увольнении, - ред.) буду работать.
Вчера у Тигипко проводили большое совещание по вопросу нашей "драки" с Сусловым (глава Госфинуслуг, - ред.) по кредитным союзам. Были расставлены точки. Сергей Леонидович сказал, что возьмет на контроль эту проблему. Ни о чем другом мы не говорили.
- Догадываетесь, кто может занять ваше место?
- Я уже говорила о кумовьях... В первую очередь, это Константин Ващенко (занимал должность главы Госкомпредпринимательства до назначения А.Кужель, - ред.). Показательно, что Тимошенко не могла нарушать Трудовой кодекс, она Ващенко не могла уволить так, как увольняют меня. Она его перевела в советники (советник Премьер-министра Тимошенко с января 2009 года, - ред.).
Юрий Аксентьев (в 2003-2005 гг. возглавлял Госкомпредпринимательства, - ред.) - это второй кум. Видела, вместе с супругой бегает по Кабмину кругами... Бродский очень хотел. Я понимаю, что желающих много.
Самое страшное в этой ситуации, что за год все наработанное может просто исчезнуть. Но я буду делать все, чтобы этого не допустить.
- Есть ли выход из ситуации?
- Считаю, что нам уже пора прекратить делиться на "голубых" и "помаранчевых" и опираться на профессиональные кадры, на людей, которые оставляют за собой хороший след. Для меня большой комплимент, что бизнес стал на мою защиту. Исходя из этого, готова еще больше работать для них. Есть разные мнения, кому-то я не нравлюсь - это замечательно. Значит, правильно работаю. Самое страшное, когда ты нравишься всем. То есть, ты никого не трогаешь. До меня в Комитете сидели люди, которых никто не помнит. Большой комплимент получила от Бродского, который написал в своем блоге - "хочу комитет Кужель". Он не назвал его Госкомпредпринимательства. Комитет Кужель... чтобы его так называли, для этого нужно было отпахать.
Пришедшие к власти говорят оппозиции: "Будьте конструктивны, давайте нам свои предложения". Улыбаюсь. Когда Тимошенко в начале кризиса предложила работать вместе, никто не захотел. И когда она пригласила меня, человека с оппозиционной политической силы, работать, то почему-то это считается предательством. Я не понимаю эти двойные стандарты.
- Чем планируете заняться в будущем?
- Главное, что я абсолютно спокойна. Это еще один период в жизни. Понимаю, расслабляться нельзя. Я и не смогу, потому что в ответе за тех, с кем работала этот год.
В первую очередь, займусь Киевом. То, что готовится сейчас по МАФам, по перевозчикам, по рекламе - это геноцид бизнеса. В Киеве мы создали структуру отраслевых советов. Туда вошли активные люди, и мы будем с ними сотрудничать, будем мониторить все решения и уже тогда выходить на защиту. Также будем пытаться разговаривать с властью и вести диалог.
- Вы говорите, будете в оппозиции. Какой?
- У меня есть Аналитический центр ("Академия", - ред.). Я сейчас попробую с предпринимателями начать анализ ситуации. Сегодня единственная площадка, на которой можно будет выступать - оппозиционная. Власть даже не предложила нам встретиться, выслушать, а ведь мы отправили хорошие письма Януковичу, где предложили свое видение борьбы с коррупцией, развития экономики и т.д.
Наши семь законов, считаю революционных законов, которые были приняты 21 января в первом чтении, вернулись в комитеты и Кабмин. Они касались сокращения в два раза контрольных органов и лицензирования, упрощенной системы налогообложения, борьбы с рейдерством… Скоро будет первый экзамен. Нам сразу станет все понятно: если эти законы повторно утвердят и внесут в парламент, значит, власть пройдет первый экзамен. Я сама их за это похвалю.
Юрий ТАРАСОВСКИ
Социальные закладки