О русском музее замолвите слово
В прошлом году мне довелось посетить отреставриванный музей Николая Васильевича Гоголя в Москве на Никитском бульваре. Мой восторг трудно было передать словами: великолепное сочетание современных технологий и аутентичной обстановки гоголевской квартиры. Экскурсия по музею пролетела в считанные секунды. С мыслью о том, как было бы замечательно, если б подобный музей появился у нас, на Украине, я вернулась в Одессу, где меня ждал разрушающийся дом №11 по улице Гоголя, в котором жил Николай Васильевич во время его пребывания в Одессе. История дома достаточно банальна для исторической части города. В советское время в нем сделали коммунальные квартиры, в перестроечное коммуналки стали постепенно выкупать зажиточные одесситы, в двухтысячном дом полностью продали неизвестному лицу, у которого по всей вероятности закончились средства и здание так и осталось разрушаться . О былой красоте дома напоминает покосившийся фасад, а о том, что в нем жил Гоголь – мемориальная табличка. К 200-летию поэта у одного из депутатов местного совета появилась идея выкупить здание у владельца и создать в нем музей Николая Васильевича. Однако идея не нашла отклика и средств у власть имущих. Одесса так и не получила нового музея. Зато у нас появился новый памятник голодомору. Уж на него нашлись средства.
Эту историю я вспомнила на пороге музея-квартиры А.С Пушкина, который располагается на одноименной улице Пушкинской, в самом сердце Одессы. В музей я решила пойти после того, как увидела по одесскому телеканалу сюжет о том, как один из залов музея с экспозицией в буквальном смысле чуть не утонул. Прогнившая крыша музея не выдержала таяния метрового снега и потоки грязной жижи через потрескавшиеся стены хлынули на стенды с уникальными изданиями книг Пушкина. Сотрудникам музея еле удалось спасти бесценные экспонаты.
Но началась эта история задолго до злополучного потопа. Еще в прошлом году Анна Михайловна Нирша, директор музея, на праздновании пятидесятилетия музея взывала о помощи к депутатам и высоким гостям, которые собрались в золотом зале Литературного музея, чтобы засвидетельствовать свою принадлежность к русской культуре. Дело в том, что в соседнем здании гостиницы «Красная», вплотную прилегающему к скромному двухэтажному дому, где располагается музей, два года назад началась масштабная реконструкция. Днями и ночами трудились рабочие, укрепляя фундамент гостиницы железными сваями. Однако, видимо в планы тех, у кого нашлись финансовые средства на восстановление уже своей, частной собственности, не входила забота о прилегающем к гостинице здании музея.
Результат не заставил себя долго ждать. Нарушение всех технических норм вылилось в разрушение соседнего дома в буквальном смысле слова изнутри. Стены музея Александра Сергеевича покрылись мелкими трещинами. Погода и безразличие властей к культурному достоянию города довершила начатое. Вот так сегодня выглядит в Одессе музей великого русского поэта, который посвятил Одессе эти строки…
Я жил тогда в Одессе пыльной:
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.
(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")
Что же ждет музей великого поэта – и, между прочим, памятник архитектуры в самом центре города – в будущем? Сказать трудно. Ясно одно – от властей помощи ждать не приходится. Центральные власти, в ведении которых находится музей, вряд ли озаботятся реконструкцией данного учреждения: увы, Александр Сергеевич не удосужился ни строчки написать на «мове титульной нации». Да и на городское руководство надежда слабая: о его политике в отношении музеев и памятников можно судить, например, по знаменитому Морскому музею, который так и не удосужились восстановить после пожара многолетней давности. Владельцы гостиницы, благодаря усилиям которых здание пришло в такой упадок, пообещали накрыть крышу музея, однако о полном ремонте здания не заикнулись.
Если и есть какое-то будущее у музея Пушкина, то это будущее должны создать сами одесситы – если, конечно, историко-культурное наследие все еще имеет для нас какую-то ценность. В конце концов, история нашего города тесно связана с традициями меценатства, с традициями объединения усилий общества для достижения результата – как было со строительством памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Итальянском, а ныне Приморском бульваре. Ведь именно сами одесситы, горожане, любящие Одессу и Пушкина, в далеком IXX веке собрали средства на возведение монумента.
Будем надеяться, что и на этот раз общество не останется равнодушным и сделает то, до чего у власти, традиционно, не доходят руки…. А пока только слёзы наворачиваются на глаза, видя то, в каком состоянии прибывает русская культура в русском городе Одессе.
Социальные закладки