Новость, что в основном.
Показать скрытый текст УПА
УН-УПА: ВЗВЕШИВАЙТЕ, НО УБЕРИТЕ С ВЕСОВ ФАЛЬШИВЫЕ ГИРИ!
Чтобы сразу отмести возможные ярлыки, кратко расскажу о себе. Я родился в 1971 году в Киргизии в семье советского офицера, майора военно-воздушных сил. Мой отец родом из Винницкой области, мама – из Черниговской. Оба мои дедушки – ветераны Великой Отечественной войны. Один погиб под Сталинградом, другой вернулся домой, имел награды. Да и сам я отслужил два года в Советской армии. Так что упрекнуть меня в "западенском" происхождении или "бандеровском" воспитании трудно.
Свои первые десять лет я прожил в Киргизии, после чего переехал в Украину. Родного языка я не знал, в школе меня освободили от изучения украинского. Однако, мне было очень стыдно, что я украинец и не знаю родного языка, поэтому за два года выучил его сам. Хотя я до сих пор восемьдесят процентов времени общаюсь на русском языке, но я люблю свой язык и не стыжусь его.
Я точно знаю, что я не русский, не поляк, не американец, я – украинец. И понятие "Родина" для меня неотделимо от понятия "Украина". Я точно знаю, что для меня "Украина" – это не только географическое, но и национальное понятие. Ведь Украина не сможет существовать без украинцев, без украинского языка и культуры. Оставаясь фактически русскоязычным украинцем, я, тем не менее, поддерживаю существование государственной независимости Украины. Есть много англоязычных стран, но они – не Англия. Есть немецкоязычные, но они не Германия, и арабы живут в десятках разных государств. Также и русскоязычные области Украины – это не Россия. Это Украина. А украинец – это не только тот, кто по национальности таков, а кто сам себя считает украинцем: уважает украинскую культуру и язык (даже если не говорит на нем), поддерживает независимость Украины и является ее патриотом. И наоборот, трудно назвать украинцем того, кто таков по крови, но презирает свою культуру и свое государство.
Недавно друзья дали мне прочитать интервью с В.Якуниным "ОУН и УПА: мифы и реальность" ("Днепр вечерний" от 2 декабря 2005 года). И поскольку я тоже ученый, кандидат исторических наук, и к тому же, в отличие от В. К. Якунина, – специалист именно по истории Украины 1939-1945 годов, то, справедливости ради, хочу высказать и свои мысли по вопросу ОУН-УПА.
Объективность историка состоит не только в поиске фактов, но и в их объективном подборе (не замалчивая неудобные и не выпячивая нужные), а также в объективной оценке всей совокупности фактов. Виктор Кузьмич пишет о репрессиях ОУН-УПА против инакомыслящих, о зверствах, о сотрудничестве с немцами. Правдиво ли все перечисленное по отношению к ОУН-УПА? Да. И я как человек, разделяя идеалы ОУН-УПА по созданию независимой Украины, категорически против решения самых святых задач путем морального или физического насилия. Я вообще против войны как способа решения проблем. Потому что знаю: война не бывает оправданной и священной. Любая война, с любой стороны – грязная, кровавая, лживая, звериная. Вот один малоизвестный у нас факт: в объединенной Германии часто вспоминают о миллионе изнасилованных советскими солдатами в 1945 году немецких женщин, о зверствах советских солдат над немецкими военнопленными. Я этот факт привожу не из стремления очернить советского солдата, немцы проявили жестокость в гораздо большей степени, а, желая развеять мифы и подтвердить, что на войне правых не бывает.
Итак, когда В.Якунин пишет о "терроре против мирного населения", "резне", "сожжении школ", я осуждаю эти понятия вместе с ним. Если Виктора Кузьмича возмущают именно эти явления, вне зависимости от того, кто это сделал, я полностью с ним согласен. Следуя логике, мы, то есть я и Виктор Кузьмич, а также все читатели, должны осудить всех, причастных к преступлениям против человечности.
И тогда остается только добавить, что советская власть совершила таких злодеяний во сто крат больше, чем ОУН-УПА. Обо всем, что будет написано ниже, есть достаточное количество документальных подтверждений, причем как оуновского, так и советского и немецкого происхождения.
К сожалению, зверства творились всеми воюющими сторонами, в том числе и в первую очередь советскими органами власти. Масштабы творимых Советами убийств, зверств, голодоморов и репрессий уже не подлежат сомнению.
Профессионал-историк не должен скрывать от общества, что значительная часть злодеяний, приписываемых УПА, на самом деле совершались спецгруппами НКВД. Такие спецгруппы, выдавая себя за отряды УПА, убивали мирное население и доверившихся им украинских партизан. По сообщению наркома НКВД УССР Рясного (подготовленном для небезызвестного Л.Берии, номер документа – 8/156451 от 26.07.1945 г.) на 20 июня 1945 года таких групп насчитывалось 156 общей численностью 1783 человека.
О способах, которыми действовали эти группы, очень выразительно повествует, например, докладная записка (N4/001345 от 15.02.1949 г.) военного прокурора Кошарского на имя секретаря ЦК КП (б) У Хрущова. Прокурор пишет о "произволе и насилии над местным населением". Одна из групп под видом УПА в марте 1948 года истязала Г.Паламарчука и двух его дочерей. Их избивали, заливали в нос воду. Другая группа 22 июля 1948 года пытала Ф.Котловского так, что у него в больнице диагностировали сотрясение мозга и омертвение мягких тканей. Эта же группа пытала инвалида Великой Отечественной войны С.Михальчука, которого пришлось госпитализировать. Еще примеры? Девушку 17 лет, Н.Репницкую избили, изнасиловали и поглумились. Не хочу приводить детали, от них волосы встают дыбом. Грабежи спецгруппами МГБ мирного населения, о которых также пишет прокурор, на этом фоне выглядят невинными шалостями.
Теперь о "сотрудничестве с нацизмом". Действительно, отряды УПА (а не главное командование УПА) на Волыни (а не по всей Украине) в 1944 году (а не в 1941-1943 годах, как пишет В.Якунин) под угрозой возвращения советской власти заключали договор (не с Гитлером, а с местным военным командованием), в котором обязались не нападать на немцев (все равно они скоро уйдут), а те должны были снабжать УПА оружием. Такой же договор был заключен УПА с венгерскими военными в Прикарпатье. Велись подобные переговоры с румынами, а в 1943 году – с советскими партизанами.
Но не сторонникам советской власти их в этом обвинять. Ведь именно СССР в союзе с фашистской Германией развязал Вторую мировую войну. Это было секретом только в СССР. Весь мир, включая Англию и Францию, именно так воспринимал пакт Молотова-Риббентропа. Именно после этого пакта советские газеты стали хвалить гитлеровскую Германию. Во Львове, Ковеле и Бресте прошли совместные парады советских и нацистских (!) войск. Именно Советский Союз укрепил военный и экономический потенциал Германии для продолжения самой страшной в истории человечества войны.
Два примера из сотен: 1) тысячи тонн марганца из нашего Никополя поставлялись в Германию, где с его помощью производилась сталь для ведения войны в Европе; 2) чертежи будущего немецкого истребителя "Мессершмитт" были переданы Германии Советским Союзом. И кто после этого пособник нацизма? Не просто Сталин, а Советский Союз в тесной связи с гитлеровской Германией проводил захватническую и человеконенавистническую политику. С одной лишь разницей: Германия была до цинизма откровенна, а СССР до цинизма лицемерен. Гитлер не скрывал своих преступлений, а Сталин прятал их под красивыми лозунгами и беспардонной ложью. Захват чужих земель Сталин лицемерно называл "воссоединением", укрепление личной власти путем репрессий – "обострением классовой борьбы", трудолюбивых крестьян – "кулаками", патриотов – "националистами", повстанцев – "бандитами", русификацию – "интернационализмом", спланированный массовый голодомор – "отдельными злоупотреблениями".
И еще, у меня возникает небольшой вопрос к Виктору Кузьмичу – если УПА и ОУН Бандеры были немецкими прислужниками, то как пояснить следующие факты? 25 ноября 1941 года немецкое СД разослало приказ, в котором четко говорилось о том, что ОУН Бандеры готовит восстание против Германии. Всех активистов этого движения предлагалось арестовать, тщательно допросить и расстрелять. Протоколы допросов следовало переслать айнзацкоманде Ц/5.
Первые бои УПА провела зимой 1943 года. 7 февраля был атакован немецкий гарнизон города Владимирец, при этом немцы потеряли убитыми 7 человек. В ответ 22 февраля проведена карательная операция, в которой от немецкой пули погиб командир этого отряда УПА Коробка. Как быть с тем, что отряд УПА уничтожил шефа гитлеровских спецгрупп СА Лютца вместе со штабом? В ответ на волынские леса обрушилась немецкая дивизия, правда, украинские партизаны хорошо поводили их за нос, нанося неожиданные удары. Так, в бою под Вербами погибло больше 100 немцев, под Острогом – 32. И такие примеры можно приводить сотнями!
Для меня наивысшей общечеловеческой ценностью является жизнь и свобода каждого человека, а наивысшей национальной ценностью – государственная независимость украинского народа. Эти принципы заложены в нашей Конституции. И если ОУН и УПА боролись за эти принципы, то почему же они предатели украинского народа, а те, кто уничтожил десятки миллионов украинцев и ни во что не ставил человеческую жизнь – герои?
Меня удивляет, что ветераны Великой Отечественной помирились с ветеранами гитлеровского вермахта, но никак не хотят примириться с ветеранами УПА. Хотя нет, не удивляет. Ведь в целом, позитивная или негативная оценка ОУН-УПА – это только видимая часть совсем другого вопроса: хотим ли мы независимой Украины или нет, и что считаем своей родиной: СССР, Россию или все-таки Украину. Для тех, кому невыносима украинская независимость, все, что связано с этой независимостью в истории – негативно. Только сказать откровенно об этом они не решаются. А поэтому, раз нельзя уничтожить Украину одним махом, то будем откусывать от нее по кусочку.
С противниками независимости Украины бесполезно спорить на такие темы – они не ищут исторической истины, они ищут возможности очернить саму идею украинской государственности. Для таких людей были предателями сначала Иван Мазепа, потом Симон Петлюра, потом Степан Бандера. И тех, кто был патриотом Украины, называли в разные времена "мазепинцами", "петлюровцами", "бандеровцами".
Еще в 80-х годах любой, кто говорил на литературном украинском языке, считался националистом. Еще в начале 90-х годов ХХ века бандеровскими, националистическими называли наши государственные герб, флаг и гимн. Украинским историкам уже удалось доказать на фактах невиновность перед украинским народом И.Мазепы и С.Петлюры. Теперь мало кто вслух подвергает сомнению факт, что они были героями Украины. У украинофобов остался последний объект для нападения – С.Бандера и ОУН-УПА. Я не сомневаюсь, что и отношение к ОУН-УПА на востоке Украины скоро изменится. В.Якунин пишет, что тема ОУН-УПА требует "взвешенного подхода". Виктор Кузьмич, взвешивайте, только уберите с весов фальшивые гири!
Есть хорошая пословица: "Несгибаемость – признак паралича". Если кто-то не хочет признавать очевидных фактов, не видит преступлений одного, но замечает любые промахи другого, то это скорее всего не твердость позиции, не убежденность в своей правоте, а паралич. Совести, разума, сердца.
Итак, если мы искренне, а не лицемерно, осуждаем зверства, террор, сотрудничество с нацизмом, то должны осуждать его не выборочно, а повсеместно. Если мы осуждаем за это ОУН-УПА, то должны осудить и СССР. Но что же дальше? Так и будем ненавидеть друг друга и тратить силы на бесполезную взаимную борьбу? Можно вечно спорить, кто первый должен покаяться, а можно покаяться вместе, одновременно. Хватит бросаться обвинениями! Я предлагаю осудить все преступления, признать, что они совершались всеми сторонами и потом перевернуть страницу. Нужно простить и жить дальше. Вместе. Мы никуда не денемся друг от друга. Украина одна для всех.
Николай Слободянюк, кандидат исторических наук
P. S. Здесь приводятся советские и немецкие документы, в которых речь идет об ОУН-УПА. Отрывки, на которые я хочу обратить внимание читателей, подчеркнуты мною.
Это правдивые документы. Пусть будут правдивыми и ваши выводы.
Социальные закладки