...В самом деле,
возьмем какого-нибудь дворянина, золотых дел мастера, ростовщика или
кого-нибудь другого подобного. Какая же это будет справедливость, если все
эти люди совершенно ничего не делают или дело их такого рода, что не очень
нужно государству, а жизнь их протекает среди блеска и роскоши и проводят
они ее в праздности или в бесполезных занятиях? Возьмем теперь, с другой
стороны, поденщика, ломового извозчика, рабочего, земледельца. Они постоянно
заняты усиленным трудом, какой едва могут выдержать животные; вместе с тем
труд этот настолько необходим, что ни одно общество не просуществует без
него и года, а жизнь этих людей настолько жалка, что по сравнению с ними
положение скота представляется более предпочтительным. В самом деле, скот не
несет постоянно такого труда, питание его только немного хуже, а для него и
приятнее, и наряду с этим у него нет никакого страха за будущее. Что же
касается людей, то их угнетает в настоящем бесплодный и безвыгодный труд ir
убивает мысль о нищенской старости. Поденная плата их слишком мала, чтобы ее
хватало на потребности того же дня; нечего и говорить тут, чтобы ежедневно
оставался какой-нибудь излишек для сбережения на старость.
Можно ли назвать справедливым и благодарным такое общество, которое
столь расточительно одаряет так называемых благородных, золотых дел мастеров
и остальных людей этого рода, ничего не делающих, живущих только лестью и
изобретающих никчемные удовольствия, а с другой стороны, не выказывает ни
малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и
рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества? Мало того,
обременяя их работою в цветущую пору их жизни, оно не вспоминает об их
неусыпном старании, забывает о принесенных ими многих и великих
благодеяниях, а когда на них обрушатся старость, болезни и тяжкая нужда, с
самой черствой неблагодарностью вознаграждает их жалкой смертью. Далее, из
поденной платы бедняков богачи ежедневно урывают кое-что не только личными
обманами, но также и на основании государственных законов. Таким образом,
если раньше представлялось несправедливым отплачивать черной
неблагодарностью за усердную службу на пользу общества, то они извратили это
так, что сделали справедливостью путем обнародования особых законов.
При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне
государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным,
как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о
своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости,
во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали
разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за
возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как
вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и
от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. Но и
тут, когда эти омерзительные люди, в силу своей ненасытной алчности,
поделили в своей среде все то, чего хватило бы на всех, как далеки они все
же от благоденствия...
............................................
Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
..............................................
Если бы этот Человек не был казнен пять веков тому назад, я бы сказал. что он живет сейчас и здесь. В покращеной Украине.
Социальные закладки