Перончик тронется вагон останется
Европейский союз окончательно оформил свои границы. Страны, вступившие в Евросоюз в 2004 году, провели четыре года в своеобразном «отстойнике» приводя свою правовую, экономическую и административную систему в соответствие с многотысячными инструкциями из Брюсселя. Большинство из нас не задумывается над тем, какой кропотливый труд по переформатированию госаппарата, системы управления и администрирования, упорядочиванию законодательства был проделан в Польше, Словакии, Латвии и других странах. Мы привыкли смотреть на ЕС сквозь розовые очки, как на территорию всеобщего процветания и источник материальных благ, к которому мы вот-вот припадем.
В то время пока наше руководство четыре года в упоении строило еврооптимистические планы, ЕС строил «великую европейскую стену» на восточных границах. И вот 1 января торжественное открытие стены наконец состоялось. Причем в то время пока европейцы законопачивали свою границу мы широко открыли свою для всех желающих, да вдобавок взвалили на себя обязательства по содержанию нелегалов. Конечно же, руководство страны пытается сделать хорошую мину при плохой игре и доказать, что закрытие границ ЕС всего лишь временная трудность и скоро все встанет на свои места. Это, конечно же не соответствуют действительности и не выдерживает никакой критики.
Во-первых, какой смысл четыре года выстраивать границу, чтобы потом ее открывать? Процесс расширения ЕС на ближайшие 15-20 лет закончился, о чем недвусмысленно свидетельствуют новые и границы. Как это ни прискорбно звучит для наших «еврооптимистов».
Во-вторых, открытие границ противоречит самой концепции Еврозоны, как единого экономико-правового пространства. На самом деле европейцы взяли за основу ту же модель, что была реализована в рамках СССР. Суть ее заключается в том, чтобы создать масштабное надгосударственное пространство, где будет гарантирована максимальная свобода для перемещения, деловой активности, доступа к материальным блага и т.д. Так в рамках Советского Союза человек мог перемещаться куда угодно на любых видах транспорта вообще без паспорта, невзирая на формальные границы между республиками. В рамках такого мега-пространства создается своя экономика (зачастую не имеющая никакого отношения к рыночной). Мы прекрасно помним, сколько стоили т.н. «товары народного потребления» для советского человека в советских магазинах и сколько они стоили при экспортировании либо при продаже их в магазинах для иностранцев. Также сейчас Евросоюз дотирует ряд секторов экономики, чтобы европеец мог покупать те же продукты по доступной цене.
При этом при создании такого мега-пространства как Еврозона очень важно строго лимитировать доступ к рынку потребления извне и при этом не допустить экономического дисбаланса между жителями регионов. Забастовка польских таможенников с требованием повышения зарплаты до западноевропейского уровня ни что иное, как издержки такой системы. Разница в оплате труда польского и испанского таможенника аналогична разнице в советском снабжении приграничных территорий и средней полосы России. Просто с той разницей, что Европе гарантией доступа к благам являются свободные средства, а у нас таковым было «снабжение». Поэтому открыть границы для Евросоюза будет равносильно самоубийству, когда в Еврозону хлынут толпы мигрантов, жаждущих получить доступ к европейскому уровню потребления.
В-третьих, управление таким мега-пространством требует планового администрирования. Никаким рынком в Еврозоне и не пахнет. Очень полезно смотреть сюжеты на канале «Euronews», где еврочиновники обсуждают сколь в этом году можно выловить шведским рыболовам трески в северном море. Именно из-за необходимости планового администрирования создаются многочисленные еврокомиссии по «выплавлению сырков для работников горнобывающей промышленности».Ничего не напоминает?
Социальные закладки