Роман Купчинский. Кадровый сотрудник ЦРУ, долгое время проработавший под прикрытием радио "Свобода". Родился в 1944 году в Вене. Его отец - видный деятель националистического движения, член ОУН-б (к слову, Кэтрин - Клер Чумаченко - Ющенко с пятнадцати лет - член ОУН-б), с начала войны тесно сотрудничавшего с гиммлеровской СД в подготовке агентуры для диверсионно-террористической работы в советском тылу. Ряд близких родственников состояли в дивизии СС "Галичина", участвовавшей в уничтожении мирного населения, в том числе детей, на территории Советского Союза, Чехословакии и Югославии. После поражения Германии для семейного клана Купчинских наступили тяжелые времена - многие из них были занесены в розыскную книгу СМЕРШа и активно разыскивались советской контрразведкой в качестве гитлеровских прислужников и палачей. В 1949 году Купчинские находят надежное убежище в США.
Воспитание Роман получил в духе самой оголтелой ненависти ко всему русскому, что и определило навсегда его мировоззрение. Героями его детства были эсэсовцы из "Галичины", убийцы из абверовских спецбатальонов "Роланд" и "Нахтигаль". Руки молодого человека в силу генетических особенностей требовали привычной «семейной» работы. Уже обучаясь в Лонг-Айлендском университете, он добровольцем отправляется на «освободительную» войну во Вьетнам. После прохождения спецподготовки, Роман Купчинский назначается командиром взвода "зеленых беретов", предназначенного для карательных акций. По мирным вьетнамским деревням ребята Купчинского поработали не хуже фашистских карателей в Хатыни или печально знаменитого лейтенанта Келли, сжегшего деревню Сонгми со всеми жителями… Любопытно, что Р.Купчинский был так вдохновлен своей вьетнамской работой, что даже написал книгу, полную натуралистичных подробностей своей "деятельности" – «Рембо в вышиванке». Конечно, полностью обо всем откровенно написать он не смог - в международном праве есть четкое определение военных преступлений, но в ней так и прорывается нескрываемое удовольствие от "подвигов". Правда, в отличие от Келли, подвиги Купчинского не попали в прессу, и его слава стала достоянием только узко армейских кругов, что способствовало его дальнейшей карьере.
После возвращения из Вьетнама, Роман Купчинский получает предложение работать в советском отделе оперативного директората ЦРУ, специализируясь на проведении подрывных операций против СССР. Основным направлением его деятельности стала работа с радикально-националистическими организациями, наподобие бандеровской ОУН, и проведение с их помощью операций против Советского Союза, а также вербовка агентуры из числа советских граждан, временно пребывающих за границей. Уже тогда стала проявляться тенденция Купчинского - использовать "контору" для реализации личных или узко клановых интересов. Он группирует вокруг себя штат сотрудников из бандеровских кругов, и это лобби старается проводить собственную политику, часто противоречащую официальной политике США. Эта группа представляла в Лэнгли группировку, проповедовавшую самые людоедские методы борьбы с СССР, вызывавшие неприятие у большей части кадровых сотрудников ЦРУ. Р.Купчинский с 1978 по 1988-й руководил финансированной ЦРУ и созданной Миколой Лебедем организацией националистов "Prolog Research and Publishing Inc."
В начале 80-х Романа Купчинского направляют в Афганистан представителем ЦРУ для координации деятельности отрядов моджахедов в операциях против советских войск. Он устанавливает близкие контакты с рядом лидеров вооруженной оппозиции и фундаменталистских организаций, в том числе главарями "Аль-Каеды", которой передавалась значительная часть выделяемых средств на проведение террористических актов в тылу советских войск. Основной работой Купчинского была диверсионная подготовка бандформирований, и тут он вовсю использовал старые вьетнамские наработки. Он учил технике проведения допросов "с пристрастием", установке пластиковых противопехотных мин и мин, замаскированных под детские игрушки. Через Купчинского также проходило финансирование деятельности различных террористических групп, с этой целью в нескольких западных банках им были открыты специальные счета -"ширмы", через которые скрыто проводились денежные средства. В силу деликатности полученного задания и необходимости его скрывать даже от Конгресса США, полным объемом информации о банковских прокрутках владел только сам Купчинский. После свержения режима Наджибуллы и прекращения финансирования, счета не были закрыты. Просто теперь через них проводились уже другие операции - по продаже оружия в горячие точки, где действовало эмбарго Совета безопасности ООН.
Из Афганистана Купчинского, для поправки здоровья, переводят на спокойную должность- шефа украинской службы радио "Свобода". Как известно, "Свобода" финансируется из госбюджета США, и большинство сотрудников украинской редакции являются или кадровыми агентами Управления, или связаны с ним долгосрочными контрактами. Исходя из этого, и выстраивались основные задачи радио - проведение пропагандистской работы и оперативная разведывательная работа на местах под защитой журналистского удостоверения. Роман Купчинский справился с поставленным заданием вполне удовлетворительно, а с появлением на карте мира независимой Украины сумел установить доверительные контакты на верхах государственного руководства страны.
Если раньше для СБУ штаб-квартира в Ленгли была основным противником, то теперь, старший брат и покровитель. Купчинский находит самый теплый прием в СБУ, и его доверительные встречи с председателем становятся регулярными. Купчинский, в том числе, помогает бизнес-деятельности сына председателя СБУ на территории США.
После развала Союза перед ЦРУ или, точнее, перед группировкой "непримиримых", в которую входил Купчинский, встали новые задачи. На первый план выходила проблема снабжения оружием различных "дружественных сил" или вообще без государственного статуса (говорить о международном терроризме тогда было не модно) или имевших проблемы с международным эмбарго.
Объектами особой опеки были хорваты и боснийские мусульмане, сражавшиеся с сербами, объявленными очередной "империей зла", а также афганские талибы и различные марионеточные африканские режимы. Для этих операций могла быть использована отработанная Купчинским в Афганистане схема и контролируемые им секретные банковские счета, но не было главного – оружия. И здесь СБУ, курировавшая процесс торговли украинским оружием, и созданая внешнеторговая фирма "Прогресс" стала палочкой-выручалочкой. Оставалось, только, совместить интересы двух сторон и желаемый результат оказывался легко достижимым.
Кое-что о деталях происходившего стало известно из свидетельских показаний на проходившем в Турине судебном процессе по факту задержания итальянскими властями в 1994 году судна с грузом контрабандного украинского оружия, предназначавшегося для хорватской армии. Один из обвиняемых, исполнявший в процессе контрабанды оружия посреднические функции, рассказал, как на основании заведомо для него фальшивых сертификатов конечного пользования продавал оружие по ценам заниженным в несколько раз по сравнению с мировыми. Под защитой СБУ груз доставлялся в порт, откуда переправлялся в "горячую точку". Любопытно, что совещания и сделки, а так же получение «откатов» происходили в одном из кабинетов администрации национального заповедника "Киево-Печерская Лавра", директор которого – г-н Важник - был родственником одного из обвиняемых на туринском процессе. Одновременно часть средств аккумулировалась на счетах Купчинского. Таким образом, в Хорватию при помощи Романа Купчинского были переправлены в 1992-94 годах крупные партии стрелкового вооружения и ракет. А так же - и несколько менее крупные партии талибам в Афганистан.
Все бы это, вероятно, так бы и осталось тайной навсегда, не задержи итальянцы, бывшие не в курсе проводимой операции, как, впрочем, было не в курсе и само руководство ЦРУ, судна "Ядран-экспресс", что и послужило началом разматывания преступного клубка. Купчинскому повезло - его имя благодаря срочному вмешательству друзей из итальянской резидентуры ЦРУ на процессе не фигурировало.
Р.Купчинский принимал активное участие и в знаменитом «кассетном» скандале. Первые два месяца Николай Мельниченко прятался в Праге, где находится штаб-квартира радио "Свобода", в квартире сотрудницы украинской редакции радио «Свобода» Ирины Халупы. Любопытно, что она пришла в разведку, как и Купчинский, из "зеленых беретов", в которых в свое время была одной из первых женщин, получивших звание ефрейтора. Кроме того – она входит в "бандеровскую мафию" ЦРУ, неформальным лидером которой считается Купчинский. А через два месяца, после прохождения первичных "собеседований", лично Роман Купчинский переправил Мельниченко в США на один из засекреченных объектов. После этого все записи Мельниченко и его интервью в обязательном порядке сначала появлялись на "Свободе", со ссылкой на которую потом тиражировались другими СМИ.
Стоит отметить, что Роман Купчинский далеко не простой разведчик, бизнесмен и «журналист». Он - близкая связь монстра политической аналитики Збигнева Бжезинского, который являлся советником по вопросам геополитики кандидата в президенты США Барака Обамы (а раньше был советником по национальной безопасности президента Джимми Картера и вице-президента Альберта Гора).
Справка «УК»: Американский центр стратегических и международных исследований сформулировал в качестве важнейшей национальной цели - “укрепление самостийности Украины”. Збигнев Бжезинский лично отредактировал этот пункт, который гласил: “Свободная и независимая Украина является не только фундаментальным фактором европейской стабильности, но и незаменимым средством, препятствующим возрождению российского империализма”.
Социальные закладки