Одесса: °С (вода °С)
Киев: 0°С
Львов: -3°С

Тема: Психологическое консультирование танцоров-спортсменов, их родителей

Ответить в теме
Показано с 1 по 5 из 5
  1. Вверх #1
    Новичок
    Пол
    Женский
    Возраст
    40
    Сообщений
    4
    Репутация
    10

    По умолчанию Психологическое консультирование танцоров-спортсменов, их родителей

    Уважаемые, родители!
    Меня зовут Мисяновская (Лештанова) Анжелика. Я дипломированный психолог, гештальт-терапевт. Почти половину своей жизни я занималась спортивными бальными танцами, была танцором международного класса, некоторое время преподавала, судила соревнования. Я не по наслышке знаю специфику спортивной танцевальной деятельности и те сложности, которые приходится преодолевать танцору на его пути. С тех пор, как я начала учиться в университете, я не переставала размышлять о том, как сначала наука психология, а затем уже и я сама в качестве психолога, могу быть полезной танцорам, их родителям, а также самим тренерам. Я написала две дипломные работы: "Использование гештальт-подхода в оптимизации профессиональной деятельности танцоров", "Бальные танцы в условиях социо-культурного кризиса на УКраине", а также несколько статей "На пути к совершенству в исполнительском мастерстве", "Один из рецептов сохранения душевного равновесия (о договорах и договорённостях)", их вы можете найти в интернете). В настоящий момент я очно консультирую танцоров, их родителей, танцевальные пары, провожу тренинги для танцевальных коллективов. Надеюсь быть Вам полезной на страницах данного форума.
    Пишите, при необходимости звоните, буду рада откликнуться. М.т. 050-071-48-36


  2. Вверх #2
    Новичок
    Пол
    Женский
    Возраст
    40
    Сообщений
    4
    Репутация
    10
    Уважаемые, руководители танцевальных коллективов!
    У Вас есть возможность заказать следующие тренинги для танцоров Вашего клуба:

    • Подготовка к турниру. Основная цель тренинга – психологически подготовить танцоров к соревнованиям, развить умение творчески приспосабливаться к различным ситуациям на турнире. В программе тренинга - обучение навыкам снятия напряжения, снижения тревоги перед выходом на паркет, концентрации внимания, работа с неуверенностью, с чувствами стыда, страхом сцены, страхом оценки и страхом поражения, умение настраиваться на успех.
    • Искусство самовыражения/Актёрское мастерство. Данный тренинг помогает танцорам соприкоснуться с разнообразным миром чувств и открывает возможности для их выражения в движении и взаимодействии с партнёром.
    • Тренинг для вновь созданных пар. Данный тренинг помогает партнёру и партнёрше лучше узнать друг друга, найти подход друг к другу, улучшить взаимопонимание, развивает навыки сотрудничества. Затрагиваются вопросы постановки целей и планирования танцевальной карьеры.
    • Тренинг, направленный на улучшение взаимоотношений паре. Данный тренинг направлен на развитие эмпатии, улучшение взаимопонимания и взаимоотношений в танцевальной паре.

    Минимальное количество участников - 3 пары. Длительность каждого тренинга - 8 часов (2 встречи по 4 часа, либо 6 встреч по 1,5 часа) и более.

  3. Вверх #3
    User banned
    Пол
    Женский
    Возраст
    38
    Сообщений
    83
    Репутация
    30
    Хорошее начинание.

  4. Вверх #4
    Новичок
    Пол
    Женский
    Возраст
    40
    Сообщений
    4
    Репутация
    10
    НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ

    Одним из основных критериев оценки танцоров, танцевальных пар на турнире, является ТЕХНИКА или ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. Среди прочего: подлинность стиля танца, ритм, качество, - судья определяет выразительность и контролируемость движения или, другими словами, степень осознанного управления движением.
    Со стороны танцора - осознанно управлять движением – означает ощущать себя в танце каждую секунду, осознавать, насколько комфортно и уверенно чувствуешь себя на паркете, и реагировать сообразно сложившейся ситуации. В психологии степень такой осознанности и ощущения себя в танце, себя танцующим, называют степенью присутствия или личностного включения в ситуацию «здесь-и-теперь».
    Определить танцору самому, насколько он может управлять тем или иным движением - просто, если обратить внимание на собственные ощущения во время танца. Думаю, в вашем репертуаре найдутся движения или фигуры, которые вы не понимаете, не чувствуете или считаете, что они у вас получаются не очень хорошо. Часто вы тратите много часов на их отработку перед зеркалом, спорите с тренером или партнёром, отказываетесь их выполнять…
    Это и есть те моменты, где степень осознанного управления движением крайне низкая.
    Что делать в таких случаях?
    Прежде всего, необходимо знать, что любая хореография, которую вы заучиваете, является результатом «чьего-то» опыта. И чтобы движение стало «вашим», помогающим выразить вашу индивидуальность, его необходимо пережить, «присвоить».
    Прежде, чем танцевальные движения стали регламентированными, они были способом выражения души человеческой, пройдя долгий путь изменений как по форме, так и по смыслу. Танцовщица Мери Уигмен так сформулировала представление о танце как средстве самовыражения: «Танец отражает самые глубокие человеческие переживания и потребности. Человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения; а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца – единственный материал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться».
    Ещё на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в её современном виде.
    В западной культуре один из путей эволюции танца привёл к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В 1924 году Имперское Общество учителей танца решило стандартизировать танцы, известные в то время. Постепенно все танцы были подробно описаны и включены в конкурсную программу. К примеру, венский вальс, рождённый в эпоху романтических идеалов, является танцем любви и по нормам того времени – открытым и эротичным, танцем индивидуальных чувств и самовыражения, приобретая на рубеже XIX столетия исключительную популярность, с 1924 года подвергается описанию и добавляется к списку ballroom, или европейских танцев. Сегодня принято рассматривать соревновательные танцы как «артистический вид спорта».
    Из небольшого экскурса в историю предлагаю вернуться к танцорам, желающим достичь вершин совершенства в исполнительском мастерстве, углубив и расширив собственный танцевальный репертуар. Как им научиться осознанно управлять движениями, чтобы танец являлся гармоничным и индивидуальным?
    На этот счёт есть несколько рекомендаций.
    1. Сконцентрируйтесь на движении, задав себе следующие вопросы:
    • Что оно напоминает? Какие фантазии приходят на ум?
    • Какие чувства оно вызывает? Как вы относитесь к тому, как исполняете его?
    • Какое чувство останавливает желание выполнять данное движение?
    Вы можете с удивлением обнаружить у себя другое желание, например, спать или есть, быть сейчас не на репетиции, а где-нибудь в другом более «увлекательном или менее скучном, отвратительном или раздражающем…» месте, может вы устали и вам нужна небольшая пауза?!
    Осознание отвлекающих моментов нисколько не отвлечёт вас от тренировки, а скорее продвинет вас, так как вы начнёте заботиться о себе. А своевременная забота о себе, поверьте, благоприятно скажется и на отношениях с другими. А затем с большей энергией и желанием приметесь за выполнение прерванного задания.

    2. Продолжайте концентрироваться на выполнении данного движения.
    Здесь существует соблазн пуститься в подробное разбирательство: «какая мышца на спине должна сократиться в момент приближения ко мне моего партнёра, который должен положить мне руку на спину и погладить меня?…»
    Утомительно, формально и сухо, не правда ли?
    В результате вы начинаете «что-то делать со своим телом», оценивая и контролируя себя как бы со стороны. Танец тогда превращается в непрекращающуюся борьбу с самим собою и забирает массу энергии. Именно в борьбу, и именно с самим собою.
    Почему так происходит? От недоверия к себе. Очень хочется соответствовать, сделать как надо, как правильно, как должно быть. Тогда мы и встречаем в прессе следующие замечания: «Отдельные пары хорошо обучены, показывают стиль, но тут же и много хаоса в технической базе. Ведь техника нужна не для того, чтобы на неё молиться, а для того, чтобы передавать музыку через пластику».
    Ю.Пин даёт свою трактовку происходящему: «Многие взрослые пытаются станцевать интересную хореографию, не развив своё тело до уровня, когда посредством его можно вытанцевать в идеале то, что хочешь. Когда тело не развивается, то пары пытаются это перекрыть мимикой, размахиванием руками и ногами. Многие пары хорошо причёсаны, аккуратно одеты, находятся в хорошей атмосфере, но выглядят неадекватно тому, что придумано изначально в бальном танце».

    3. Если вы готовы довериться себе и рискнуть, то… продолжая выполнять данное движение, определите возникающее чувство (иногда для этого необходимо на мгновение приостановиться) и запомните его.
    Это может быть удовлетворение, радость, возмущение, страх, стыд, смущение, грусть и другие. Не бойтесь их и не гоните прочь. Постарайтесь исследовать и выразить в танце.
    Чувства и движения неразрывно связаны между собой. Наиболее характерные для вас движения и способы телесного реагирования – результат вашего жизненного опыта. Готовы ли вы расширить свой опыт, изменить застоявшиеся паттерны? Ведь многие чувства в своей жизни человек привыкает не чувствовать, сдерживать, не проявлять, и на это найдутся вполне конкретные причины. Кто-то привык замирать от страха, кто-то не позволяет себе плакать, кто-то никогда не чувствует зависти, у кого-то улыбка превратилась в оскал. «Маски» чувств вопреки обстоятельствам заранее отстраняют человека от их проживания, обедняя тем самым танец.
    Адекватной реакцией на страх будет осторожность и исследование уровня опасности; на смущение – возбуждение; на грусть - плач; на отвращение – отстранение или отвержение; на зависть – собственная активность. Возникающие чувства принадлежат именно вам и рождают собственно вашу индивидуальность. Присваивая чувства движениям, переживая их и реагируя телесно соответствующим образом, вы творите собственный индивидуальный танец, где вы – хозяева. Танец становится аутентичным и гармоничным, многообразным и живым, как сама жизнь и отношения между людьми. Здесь степень осознанного управления движением крайне высока.

    4. Доверяйте собственным чувствам и реагируйте сообразно сложившейся ситуации, следуя за своим интересом. Где интерес – там возбуждение и энергия, так необходимая танцору для выразительного исполнения. Когда вам нравится, что и как вы делаете, тогда это обязательно будет интересно и другим.
    Необходимо также помнить, что открыт новому и дальнейшему развитию тот, кто знает о собственной ограниченности (границы возможного), и с чистой совестью может сказать «это я могу, а это – не могу», ибо тогда у него появляется энергия на достижение чего-то большего.
    Пока это всё, чем я хотела с Вами поделиться. Надеюсь, мне удалось немного заинтересовать Вас, возбудить интерес к самим себе и к уникальности Вашего собственного опыта. Дерзайте и успехов вам!

  5. Вверх #5
    Новичок
    Пол
    Женский
    Возраст
    40
    Сообщений
    4
    Репутация
    10
    ОДИН ИЗ РЕЦЕПТОВ СОХРАНЕНИЯ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ
    (о договорах и договорённостях)


    Смогли бы вы описать «идеального» для себя тренера или танцора? Какими качествами на ваш взгляд он должен обладать? Как относиться к вам и к своей работе или к тренировкам, конкурсам, партнёру/партнёрше? Что должен знать и уметь или хотеть узнать и научиться? Сколько времени он должен уделять именно вашей паре или непосредственно тренировкам и как тренироваться, выступать? Не сдерживайте себя, отпустите своё воображение. Желаемый образ начнёт потихоньку появляться. Возможно, он будет частично или полностью напоминать вам вашего реального тренера или кого-то из учеников. Здорово, если получается! На самом деле вы проделываете огромную работу, необходимую для осознавания собственных предпочтений, ожиданий, целей, желаний. Забегая немного вперёд, скажу, что с людьми гораздо проще и приятнее иметь дело, когда они знают, чего хотят на самом деле и могут сообщать об этом напрямую и вовремя своему окружению. Если же на этапе определения и конкретизации ваших предпочтений и ожиданий вы встречаете некоторые сложности, обращение за помощью к консультанту может оказаться очень кстати, а то и просто эффективнее.
    А теперь следующий шаг. Попробуйте вспомнить своего реального тренера/тренеров или танцоров. Какие чувства они у вас вызывают? Соответствуют ли вашим идеальным критериям? Довольны ли вы теми отношениями, которые сложились между вами? Всё ли ясно и понятно или есть недосказанность, обиды, разочарования и т.д. Разочарования и обиды часто возникают, когда наши ожидания не оправдываются. А недосказанность может приводить к неверно сделанным выводам и неверно принятым решениям. Знают ли ваши тренера или танцоры о ваших ожиданиях в отношении них? Уверены ли вы в этом на 100%? Вспомните, когда и как они узнали об этом? В какой форме? Часто простого сообщения бывает недостаточно, важным остаётся - понял ли другой то, что вы хотели ему сказать, и согласен ли он с вами, а также готов ли этот человек и в течение какого времени к дальнейшему сотрудничеству.
    Известно, что и танцору, и тренеру в процессе спортивной танцевальной деятельности приходится испытывать на себе психологические нагрузки различной интенсивности. Это и проблемные ситуации, требующие незамедлительного решения в условиях достаточного напряжения и концентрации психологических сил и энергии, и переживание ответственности за свою деятельность. У танцоров и тренеров роли и задачи разные. Однако ясно, что и те, и другие являются элементами огромной системы под названием танцевальный мир. Успех танцора – это и успех его тренера, а здоровье и благополучие тренера – это залог успешности танцора. Возможно ли что-то предпринять, чтобы взаимодействие всех элементов данной системы приносило не только радость и удовлетворение от побед, удовольствие от самого процесса работы и самореализации в творчестве, но и помогало достигать необходимых результатов с наименьшими эмоциональными потерями?
    На мой взгляд, успешными почувствовать себя танцоры смогут лишь в том случае, если будут доверять своим руководителям, а также будут иметь возможность опереться на них в своей танцевальной, спортивной, профессиональной карьере. А тренера со своей стороны, своим поведением и отношением, должны сделать всё от них зависящее и возможное, чтобы обрести доверие своих учеников.
    Некоторая необходимость, дающая точку опоры и ясность в отношениях между танцорами и тренером/тренерами или руководителем клуба, мне видится в составлении договоров с двусторонними предложениями и взаимными обязательствами сторон, где каждый пункт может и должен обсуждаться, договор должен иметь свои сроки, а по его истечении участники имели бы возможность его дополнять и видоизменять по мере необходимости. В таком случае договор стал бы не только документом, подтверждающим взаимные договорённости и обязательства, но и отправной точкой для развития обеих сторон, некоторым планом профессионального роста и развития.
    Конечно, при составлении подобных договоров о сотрудничестве необходимо учитывать возраст танцоров. «Танцор имеет право заключать договор, только если он совершеннолетний, иначе договора заключают его родители (законные представители). Контракт между клубом и спортсменом по российскому законодательству является по сути трудовым и заключается только со спортсменами-профессионалами», - комментирует Олег Шлимак, автор книги «Танцы в законе», г. Москва. «Договор считается составленным юридически грамотно, если в нём соблюдены обязательные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством, четко изложен предмет договора, нет противоречий с существующими нормами закона. Клуб может заключать договора только в том случае, если он оформлен как юридическое лицо. Тренер вправе заключать договор либо как представитель юридического лица, либо как зарегистрированный частный предприниматель».
    Ниже привожу образец танцевального договора, предложенный Рубштейн Ниной, г. Москва. Руководители коллективов на его основе смогут составить подходящий для себя договор и внедрить в свою работу, предварительно проконсультировавшись у юриста.
    Второй образец – зафиксированный на бумаге вариант личного плана работы и развития танцора, который также руководители могут позаимствовать для своей работы с танцорами.

    Образец №1.
    Бланк танцевального договора
    Договор
    о совместном танцевании

    Город «____» ____________200 __ г.

    Настоящий договор заключён между ________________________________________________
    __________________________________________________ _____________________________,
    (фамилия, имя, отчество партнёра или одного из его родителей)
    именуемом в дальнейшем «Партнёр» и _____________________________________________
    __________________________________________________ _____________________________,
    именуемой в дальнейшем «Партнёрша».

    Предмет договора
    Договор заключён для совместной подготовки к соревнованиям по спортивным танцам и выступлениям на турнирах, конкурсах, Чемпионатах по ______________________________
    программе (La, St, 10), в которую входят:
    Самостоятельные тренировки;
    Работа с педагогами: __________________________________________________ ___________
    __________________________________________________ ______________________________
    Показательные выступления;
    Выступления на межклубных, региональных, международных турнирах.

    Условия договора
    Режим самостоятельных тренировок ______ раз в неделю по ______ часа;
    Режим индивидуальных уроков с тренером __________ часов в месяц;
    Частота выходов на турниры _________ раз в месяц.

    Индивидуальные условия договора.
    Предложения Партнёра
    __________________________________________________ ____________________________
    __________________________________________________ ____________________________

    Предложения Партнёрши
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ ____________________________

    Взаимные обязательства сторон
    __________________________________________________ ____________________________
    __________________________________________________ ____________________________

    Условия расторжения договора
    __________________________________________________ ____________________________
    __________________________________________________ ____________________________
    Сумма компенсации при условии одностороннего решения о расторжении договора составляет
    _________________ гривен.

    Реквизиты сторон

    Адрес партнёра: Адрес партнёрши:
    __________________________ __________________________
    __________________________ __________________________

    Телефон: Телефон:
    __________________________ __________________________
    Подпись партнёра/ Подпись партнёрши/
    одного из родителей одного из родителей

    __________________________ __________________________



    Образец №2.

    Личный план работы и профессионального роста танцора

    Имя: _______________________________ Клуб: _________________________________

    Тренер: ____________________________ Дата: _________________________________

    Цель написания Плана – определение плана тренировок/турниров танцора на следующий год, обеспечивающих профессиональное развитие танцора. Опыт показывает, что лучшие результаты достигаются, когда:
     План работы танцора характеризуется конкретными критериями успеха и сочетается с определением приоритетов
     Танцор получает честный и актуальный отзыв тренера о своём танцевании, указывающий на то, как может быть улучшена подготовка танцора
     План является документом и постоянно обновляется в соответствии с изменением приоритетов
    1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНЦОРА

    Заполняется тренером. Тренер:
     Определяет уровень/класс танцора
    __________________________________________________ _________________________
     Перечисляет основные достижения танцора, а также результаты, им не достигнутые, определяет возможные причины успехов/поражений
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ __________________________
     Описывает сильные стороны танцора и слабые стороны, требующие развития
    Сильные стороны: __________________________________________________ __________
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ __________________________
    Слабые стороны: __________________________________________________ ___________
    __________________________________________________ __________________________
    __________________________________________________ __________________________

    2. ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ/ДОСТИЖЕНИЙ

    Готовится танцором и дорабатывается с учётом комментариев тренера. Содержит:
     Основные достижения танцора в течение прошедшего года
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
     Указывает прогресс по сравнению с целями и задачами прошлого года
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
     Описывает ситуацию, в которой были достигнуты результаты; действия, предпринятые танцором и действительно полученные результаты
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________

    3. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАНЦОРА НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД (ожидания, пожелания, предпочтения и интересы танцора)

    Готовится танцором с целью обозначить свои ожидания тренеру, отвечающему за планирование танцевальной подготовки и развитие карьеры. Обсуждение предпочтений и пожеланий танцора позволит тренеру лучше сформировать план развития танцора.
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________

    4. ПЛАН РАБОТЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД (пожелания танцора корректируются и расширяются тренером)

    Готовится танцором и дорабатывается тренером. Содержит:
     План действий по повышению мастерства танцора; фокусируется на тех областях для развития, которые в наибольшей степени могут повлиять на эффективность танцора в будущем; описывает конкретные действия с временными рамками, которые танцор и тренер предпримут для содействия развитию в танцевальной сфере
     Включает ожидаемые результаты во всех областях (тренировки, турниры и т.д.)
     Содержит чёткие критерии оценки (измеримые результаты, сроки), которые будут являться критериями для оценки результатов проделанной работы
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________
    __________________________________________________ ___________________________

    5. ПОДПИСИ
    Подтверждают, что план был рассмотрен и обсуждён, каждый раздел Договора заполнен в соответствии с указанными критериями. Любые несогласия между танцором и тренером были высказаны и танцору была предоставлена возможность приложить дополнительные комментарии.

    __________________________ ___________________________
    Танцор (дата/подпись) Тренер (дата/подпись)


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения