Одесса: 6°С (вода 8°С)
Киев: 1°С
Львов: 3°С

Тема: Интервью с Борисом Гребенщиковым

Закрытая тема
Показано с 1 по 10 из 10
  1. Вверх #1

    По умолчанию Интервью с Борисом Гребенщиковым

    Борис Гребенщиков `О буддизме и православии`



    Борис Гребенщиков: Я думаю, что у любого подростка некомфортность, неудовлетворенность своей жизнью и в сто раз больше жизнью родителей и окружающим миром есть всегда. Во мне это ощущение было заложено изначально,
    и меня с такой степенью доставала жизнь окружающего мира, что, когда мне было лет десять-двенадцать, я уже твердо знал, что настоящая жизнь должна быть совсем не такой, как то, что мы привыкли считать жизнью. «Ребята,— думал я, — на самом деле все не так, вы обманываете и себя, и меня». Вы-ход я нашел в «Битлз».
    Когда я услышал их музыку — это было в 64-м году, — меня буквально пробило. < Из нее била ключом — даже не духовность, а реальная жизнь, настоящая энергия. Тогда я понял, что такое, выражаясь привычной мне теперь буддийской терминологией, чистая земля (риге 1апа), то есть истинная жизнь, в отличие от достаточно загрязненной массой услов-ностей иллюзии, которую мы обычно принимаем за жизнь. С тех пор у меня не было вопросов о том, что мне ближе всего, и просто нужно было найти ключи к тому, что есть в музыке. Ведь дело не в «Битлз», не в рок-н-ролле и нс в гитарах, а в том, что за этим лежит. В том, что вызывает во мне ощущение искренности.
    В. С: Сейчас вы уже достигли такой истинной жизни?
    Б. Г.: Ни в коей степени, поскольку во мне еще достаточно своей собственной грязи, которой, чтобы вывезти, хватит на много грузовиков. Но при этом я очень твердо знаю, что настоящая часть меня, ис-тинное «я», можно сказать, Будда или Христос во мне, — все время находится в правильном соотношении с миром, и мне нужно только подтянуть иллюзорную часть.
    Как известно, когда Будда достиг состояния просветления, первое, что он сказал, было: «Господи, они же все Будды». У меня такое ощущение было с детства. Я не мог ручаться за всех, но по поводу себя знал, что со мной все в порядке. И всю оставшуюся жизнь через различные философские системы, религии — все, что попадалось мне от духов до кельтов, — я просто искал название и объяснение тому во мне, что «все в порядке».
    В. С.: Почему все-таки в итоге вы пришли к буддизму?
    Б. Г.: Я сразу сделаю оговорку, что слово «пришел» подразумевает, что я все время куда-то шел, а я никуда не шел. Я как сидел, так и сижу. Просто время от времени ко мне в руки попадает новый набор слов, который еще более точно объясняет все по поводу меня самого.
    Когда я только учился писать песни, мне, естественно, было интересно, откуда они берутся. И то, что Харрисон со всей своей группой отправился в Индию, как бы было знаком, где нужно искать. Мы с друзьями начали раскапывать все, что было доступно: начиная с книг по индуизму, тогда еще на детском уровне, а затем до более серьезных вещей, большинство из которых было на английском языке (слава богу, читать я более или менее умел). Это был неосознанный процесс — ведь в мире вообще большинство вещей неосознанны. Половина песен, если не больше, у меня тоже неосознанна, но я как бы знал, что так надо. Спустя пятнадцать лет я понял, почему мне так было надо, и теперь получаю большое удовольствие от этого.
    Например, когда в 78-м году мы делали обложку для нашего первого альбома «Все Братья-Сестры», я где-то увидел статую Будды и решил, что она обязательно должна быть в центре обложки. И мы сделали такую фотографию: два человеческих силуэта, а посередине статуя Будды. Я про это совсем забыл, а недавно увидел эту обложку и думаю: все нормально, все сложилось,
    Реально первым для меня был дзэн-буддизм. Не могу сказать, что очень понимал его, но сама идея была вроде совершенно ясна. Что касается дзэнской практики, естественно, мне было до нес далеко, и вместо этого был рок-н-ролл, что отчасти тоже дзэн-буддизм. Кстати, так было всегда: любую духовную практику мне заменял рок-н-ролл до тех пор, пока мне не стало требоваться что-то еще.
    В. С.: Какое место в вашей жизни занимает православие и почему вы от него ушли сейчас?
    Б. Г.: Начиная приблизительно с 83-84-го года я серьезно открыл для себя православие и на какое-то время задвинул в угол свои остальные устремления. Я решил узнать, что это такое, а потом сравнивать. И был увлечен и до сих пор увлечен фантастической красотой православия и гармоничностью его в России.
    Хотя, занимаясь православием, я не переставал изучать и другие вещи, в частности много магических техник. Но выяснилось, что они меня просто не интересуют. Прожив год в Нью-Йорке, год в Лондоне, я имел доступ к огромному количеству книг и пропустил через себя очень многое. Кроме того, у нас с женой есть очень близкая подруга — городская шаманка. Она познакомила меня с философией североамериканских индейцев, — она стала гидом во множестве важных для меня вещей, я даже от нее какие-то посвящения получал.
    Я не могу назвать себя чисто православным человеком, потому что я не могу позволить себе роскошь сказать, что я умный и правильный, а вы все ребята — дураки. Это то, что всегда возмущало меня в православии. То, чего нет ни в Новом За-вете, ни в Писаниях первых святых. Толь-ко в процессе долгого врастания православия в жизнь, испытания его государствен-ностью появилось то, чего никогда в нем не было:'«Мы правы — все остальные не правы». Я могу подтвердить это сотней примеров из Евангелия, из деяний и писания апостолов. А это, по-моему, оскорбление самого себя и других. И я, честно говоря, всегда знал, что я больше рамок, в которые государственное православие меня загоняет насильно.
    Однако я не могу сказать, что я ушел от православия или перерос его. Я думаю, что православие нельзя перерасти. Просто оно подходит для специфического типа людей, к которым принадлежит, наверное, большая часть русского народа. Получается так, что оно живет во мне, но мне нужно чуть более тонкое, более острое, более действенное оружие. Христианство, по моим личным ощущениям, — почему князь Владимир его и выбрал для России — устоялось потому, что история России очень заполнена насилием от момента принятия христианства до теперешнего времени. И в той форме, в какой мы его знаем, дает мощное утешение всем. А также дает возможность работать с людьми, которые несчастны и пострадали и которые самостоятельно делать ничего не будут. Им нужен внешний бог — внешний утешитель, к которому они смогут прибегать в любую минуту, чтобы он им реально помог. Православие дает этих утешителей, дает реальную помощь, дает полное утешение и надежду на избавление от страданий. Что касается святых, я не сомневаюсь, что то, в чем пребывал, скажем, святой Сергий или Серафим Саровский, есть чистая земля. Она и описывается так близко к ней, насколько возможно. Это лишь мои личные ощущения, подтвержденные определенным мистическим опытом. И у меня нет сомнения, что все святые наши потому и святые, что руководствовались этим. Я уверен, что вся эта святость, мощи — не слова, а существуют на самом деле. И они живы, общаются, помогают, дают все, что нужно в мире. Но путь отрешения от мира, путь аскезы с двадцатилетним затвором в монастыре — точно не для меня. Я все время входил в противоречие с этим. Мое существо требует каких-то вещей, которые выходят за рамки предписанного православием. У меня слишком много своих желаний, чтобы быть святым, слишком много вещей крайних, пограничных. Поэтому в итоге меня мои православные основы привели за ручку к Ваджраяне и передали с рук на руки, как ребенка. «Он хороший, но возьмите-ка его, потому что похоже, что он ваш». Я продолжаю испытывать глубочайшую любовь к православию, но знаю, что это не та система, которая может мне позволить выразить себя целиком.
    Мне недостаточно общего страдания.
    В. С: Действительно, в буддизме основ-ное место занимает концепция не страдания, а сострадания. В чем вы лично видите это сострадние для себя?
    Б. Г.: Я много думал по этому поводу. В русском языке страдание и сострадание практически идентичные слова. Но в английском они совершенно различны. Сострадание — это сочувствие, то есть когда ты понимаешь, что у тебя природа такая же, как и у всех. И ты страдаешь, и они страдают, но вы не страдаете вместе, а можете посочувствовать друг другу, поделиться своим пониманием, любовью, чем-то таким еще. А в православии — культ страданий: ты страдаешь, я страдаю, мы все страдаем и будем страдать вместе, потому что тогда наша тяжелая доля приведет нас в конце концов в рай. И мы верим, что Христос приведет нас туда, — он и в самом деле приведет, но что делать, если меня не устраивает все время страдать. На самом деле я понимаю, что за этим стоит, но у меня немножко другой склад натуры: мне хочется не страдать, а работать. И сострадание в том, что у меня слишком много всего и я могу отдавать без ущерба для себя, много могу отдавать.
    В. С.: А что это, чего много?
    Б. Г.: Ощущение радости, покоя, полноты жизни. И у вас у всех, ребята, жизнь полная, только вот вы бы это поняли еще — вот как вам было бы хорошо. Я для этого и песни пою, через них у меня передается многое из того, что я хочу. Это то, что я могу. Все остальное у меня получается меньше, может, потому, что и не очень надо.
    Кстати, кроме прочего, у меня есть критерий любой религии, будь то даосизм, каббала, — все, что угодно: «Судите дерево по плодам его». Иными словами, если человек занимается чем-то и при этом способен быть и светльм, и добрым, и энергичным, отчего всем вокруг него светло и хорошо, значит, эта практика работает, как бы она ни называлась, — хоть «Вуду». А если человек практикует то, что называется самыми светлыми именами, но при этом от него тяжело и легче никому не становится, он давит и никого не очищает, — тогда, простите, я буду искать что-то другое. Пока, судя по примеру Оле Нидала и других лам, о которых я слышал, Ваджраяна в этом смысле — безотказная вещь. Я не хочу никого обидеть, говоря, что одно плохо, другое хорошо. Любая практика так или иначе работает, но для меня лично подходит то, что приносит самому практикующему и всем, кто его окружает, чистую, ясную, позитивную энергию.


  2. Вверх #2
    (окончание)



    В. С.: Но ведь буддизм, как и православие, тоже религия со своими нормами и рамками. Что же все-таки вас так привлекает сейчас в нем?
    Б. Г.: Буддизм — это система практик, которая исходит из того, что каждый из нас абсолютно просветлен, каждый из нас Будда, в каждом из нас есть все. Он не требует веры, он требует знания и работы с этим знанием и дает невероятное количество техник по работе с каждым отдельным аспектом своего собственного ума, сознанием других людей и сознанием всего мира. Все это — то, что меня целиком устраивает, и я потратил бы с удовольствием много тысяч жизней на овладение этим богатством. А пока я только кинулся в дверь, которую приоткрыл для меня Оле Нидал, и начал рыться в этой сокровищнице. Я говорю именно о Ваджраяне, поскольку мало знаком с другими ветвями буддизма.
    Конечно, и помимо буддизма существует множество других практик по работе с сознанием, которые нередко объединяют термином «нью эйдж». Но весь нью эйдж, насколько я понял на своем опыте, привязан к личности человека, а личность — как раз то, что меня больше всего достает в каждом человеке и, главное, в самом себе. Я стараюсь сделать все, что я могу, чтобы со своей личностью покончить. Личность — это та клетка, которую мы надеваем на самого себя — на настоящего — для узнаваемости. Иными словами, со словом «я» связан весь набор ограничений наших ограничений, а Будда по определению не ограничен ничем. Поэтому, отождествляя себя с ним, а не со своим «я», можно мно-гое в себе преодолеть и изменить к лучшему. Хотя у меня идет большая внутренняя борьба со всей, чисто восточной экзотикой буддизма, и мне, естественно, трудно представить себя в виде Будды. Но при этом я знаю, что эта система очень древняя, и как только я смогу преодолеть внешние экзотические вещи, внутри там все будет точно.

  3. Вверх #3
    БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ: Между Богом и демонами

    текст: Елена Медина


    По ряду объективных причин творчество Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» давно выпало из рамок жанра «русский рок» и для многих поколений возглавляет собрание «музыки для души». Немало этому способствовало увлечение Гребенщикова восточными духовными практиками, знакомство с живыми божествами. Редкая, по нашим временам, внутренняя независимость утвердила Бориса Борисовича в статусе большого умельца применять философские истины в повседневной жизни. В этом интервью DE I раскрывает духовную составляющую неординарного музыканта.

    DE I: У вас есть свои авторитеты?

    Б.Г.: Конечно, есть. Если я общаюсь с человеком, чье творчество я уважаю и люблю, то, естественно, у меня возникает перед ним легкий трепет. Но в процессе разговора, как правило, трепет рассеивается, и я понимаю, что этот человек – такой же, как и все остальные. Просто в своем избранном роде деятельности он достиг такой высоты, которая мне и не снилась. Поэтому я буду относиться к нему с безумным почтением, восхищением и любовью, но зная, что человек все равно остается человеком,по мере сил – учусь. Мне повезло в течение жизни встретить немалое количество таких людей: Джордж Харрисон, Дэйв Стюарт, Терри Гиллиам, Слава Полунин, Лу Рид, Борис Акунин – все они просто люди, но преданность своему делу делает их очень и очень интересными.

    DE I: Вам интересно с простыми людьми?

    Б.Г.: Но ведь я по большому счету общаюсь в основном с самыми простыми людьми. Например, по Москве я часто езжу с одним замечательным водителем, и я учусь у него тому, как он реагирует на дорожные ситуации. Он приводит меня в восторг. Может быть, я не буду с ним подробно говорить о сути Бхагават Гиты (а может быть, и буду!), но и не обязательно. С каждым можно говорить о своем или молчать о своем, или чем-нибудь еще заниматься. Все люди посвоему хороши. Если Бог тебя с кем-то свел, значит, что этот человек тебе для чего-то нужен. Его появление – ответ на призыв из твоего внутреннего мира. Все люди, которых ты встречаешь, посланы Богом – иначе их не встретишь. Логичная картина получается?

    DE I: Да, очень. Вам не становится скучно от столь логичной и правильной жизни?

    Б.Г.: К сожалению, я правильным никогда не был. Если постепенно этой правильности станет больше, то и мир станет ярче, интереснее. Правильность включает постепенное исчезновение всех желаний, связей, привязанностей и соединение с Богом. Тогда открывается бесконечная красота. Тут уже не до скуки.

    DE I: Почему же тогда люди стремятся испытывать сильные эмоции и ощущения, специально провоцируют конфликты? Весь театр, например, построен на конфликтах.

    Б.Г.: Этого я вообще не понимаю. Я подозреваю, что от неведения. Люди думают, что сильные эмоции лучше, чем совсем ничего. Есть известный анекдот: заяц положил яйца на пенек, бьет по ним молотком и приговаривает: «Когда не попадаю, такой кайф!» Как мне еще описать такую сферу деятельностй

    DE I: То есть вы не ходите в театр?!

    Б.Г.: Я с театром не имею ничего общего с января 1975 года. Я был одержим театром в течение двух лет студенческой жизни, под подушкой хранил том Станиславского и даже думал о том, чтобы бросить университет и уйти в театральный, но потом понял, что я не хочу повторять череду негативных эмоций. Большинство актеров представляются мне странными и довольно печальными людьми. У меня есть там друзья, которых я очень люблю, но в театр я не хожу, потому что – не мое.

    DE I: Однако есть мнение, что система Станиславского была основана на йоге...

    Б.Г.: Мне сложно говорить о театре – я совсем ему чужой. Но если человек может прийти к Богу через театр, честь ему и хвала.

    DE I: А что, по-вашему, стоит за Богом? У вас есть какие-то мысли, чем все закончится?

    Б.Г.: Дело в том, что не происходит ничего, что может начинаться или кончаться. Все происходящее происходит вечно. Но мы все время проецируем наши мысли вперед и назад, думая о том, где начало, а где конец. Если во время серьезной операции хирург станет думать о футбольном матче, он не будет сосредоточен и сделает что-то не то. Это все отвлечение от момента «здесь и сейчас». А что до вопроса о Боге – то нет ничего, что было бы «за» Богом, ибо Бог есть все сущее – и сама жизнь, и бесконечно большее. Словами не выразишь.

    DE I: Чего же не хватает миру для полной гармонии?

    Б.Г.: Гармония мира, как известно, не знает границ. Каждый из нас видит мир в соответствии со степенью своего совершенства. Если смотрит совершенно мудрый человек, то он видит мир, идеально приспособленный для нашего в нем обитания. Мы рождаемся здесь для того, чтобы чему-то научиться. Если Мир спасут нелогичные акты благотворительности и бессмысленные акты красоты! первоклассники будут все знать и все уметь с самого начала, незачем будет учиться в школе. Мы рождаемся очень разными. Все вокруг лучшим образом приспособлено для того, чтобы каждый из нас усвоил свои уроки. Нельзя забывать: у каждого человека собственные отношения с Богом – свой диалог, понятный только одному и никому больше. И нельзя судить о другом человеке по своим меркам. О чем, кстати, и сказано в Писании: «Не суди, да не судим будешь». Когда перестанешь исправлять других людей и начнешь исправлять себя, ты поймешь, что нет никаких проблем. У каждого только те проблемы, которые ему поставляет его собственное сознание. Поэтому можно догадаться, что мир идеально эргономичен. Даже то, что сложно принять: войны, катастрофы, катаклизмы либо являются плодом человеческой деятельности, либо стимулируют ее. Говорят, что каждый рождается в определенное время и в определенном месте, чтобы продолжить свое обучение. А если говорить о несправедливости мира, то в Библии есть книга Иова, в ней это рассматривается жестко, но довольно подробно. Может быть, мы все недостаточно доверяем Богу.

    DE I: Почему тогда все стремятся создать на земле модель рая, который описан в Библии как идеальная среда для счастливой жизни?

    Б.Г.: Люди не совсем понимают, что в раю нет ресторанов, машин и всего остального. И попади они в место, где все устроено, как в раю, они были бы чудовищно недовольны, потому что наше сознание сильно изменилось со времен Адама. Мы приобрели очень много ненужных желаний. А если мы перестаем этим заморачиваться, как предлагают практически все религиозные учения и как на самом деле поступают очень редкие люди, мы попадаем обратно в рай, как будто мы оттуда и не уходили. Ангел с пылающим мечом не обрекал Адама и Еву на физическое изгнание. Они сами отгородились от рая и от Бога своими приобретенными рациональными сознаниями.

  4. Вверх #4
    (окончание)



    DE I: Но изменить, значит, что-то можно? Если человек меняется сам, то он меняет и мир вокруг себя?

    Б.Г.: Ты можешь помочь окружающим тебя людям теми методами, которыми ты владеешь. Каждый может кому-то чем-то помочь. Всегда можно или накормить, или утешить, или хотя бы выслушать другого человека. Но пока человек смотрит на мир неидеальным глазом, идеальной картины не будет. Есть старинная присказка «Beauty is in the eye of the beholder» – «Красота в глазах того, кто смотрит».

    DE I: От каких желаний необходимо избавиться?

    Б.Г.: От всех. Но я не говорю о насильственном избавлении. Желаний достаточно вокруг, и они легко снова пролезут в сознание. Мне всегда казалось, что с течением жизни желания исчезают сами.

    DE I: Как же можно от всех желаний избавиться? Вместе с ними может пропасть интерес к жизни!

    Б.Г.: Опыт показывает, что интерес к жизни сохраняется. Более того, чем меньше желаний, тем шире открываются глаза и уши. А значит, мы можем больше воспринять в этом прекрасном мире: больше увидеть, услышать и сильнее почувствовать. Это все сказано мудрыми людьми много тысяч лет тому назад.

    DE I: Почему же люди столько живут и этого не понимают?

    Б.Г.: Их так научили. Они выросли на примерах, которые есть вокруг них, и другого подхода к жизни просто не знают. И потом – у каждого своя карма, и не всем дано сразу раскрыть весь свой потенциал. Жизнь дается как раз для того, чтобы человек заметил все, о чем мы тут говорим, сделал свои выводы и начал становиться лучше. Большая часть людей проживает жизнь с другими мыслями, другими целями, и поэтому им, видимо, приходится перерождаться много-много раз, пока они, наконец, не набредут на правильный путь. Зато у каждого человека, даже у самого «тяжелого», иногда возникает желание сделать что-то необоснованно хорошее. Чем больше хорошего он будет делать, тем больше положительной энергии будет накапливаться «на его счету». Так что, как говорится, «мир спасут нелогичные акты благотворительности и бессмысленные акты красоты»!

    DE I: Но не всем же людям суждено понять свое предназначение?

    Б.Г.: Боюсь, что слово «предназначение» может ввести в заблуждение: как будто есть некий начальник, который к чему-то нас «предназначил», и у нас нет выбора, кроме как найти или не найти свое место по особому списку. Как мне кажется, это не так. Мы рождаемся с неким набором качеств. Иногда это необъяснимо и на генетическом уровне, возможно, результат прошлых жизней; не знаю, не могу ручаться. Если в нас достаточно позитивной энергии, все встает само собой, и ты находишь место в жизни. Или не слишком этим заморачиваешься. Если энергии не хватает, сделай что-то для других людей, и запас энергии (то, что буддисты называют «merit», «заслуга») увеличится. Еще один верный путь – медитация. Устранив шум эгоистичных и суетливых мыслей, ты яснее увидишь, кто ты и чего тебе хочется. И нужно понимать, что все в руках Бога. Многое можно сделать самому, но мы не можем знать всего: мир слишком многомерен и велик. А Бог есть жизнь, и Он все устраивает.

    DE I: А как же любовь? Что для вас значит это чувство?

    Б.Г.: Все ли говорящие о любви имеют в виду одно и то же? Я под словом «любовь» понимаю только одно: особые приятные ощущения от многих вещей, которые существуют только для меня. Эти ощущения может дать и новый человек, и картина Моне. А может быть – куст, небо или солнце. И я не могу отделить одно от другого, потому что любовь находится не вовне, а внутри. И если у тебя есть генератор, который производит ток под названием «любовь», то ты будешь испытывать любовь ко всему. В этом смысле любовь – источник, который заставляет тебя любить мир во всех его проявлениях. Любовь – это граница между жизнью и существованием. В существовании человек пожирает себе подобных. А с любовью, наоборот, ты сам становишься пищей.

    DE I: Почему-то у некоторых людей это чувство недоразвито...

    Б.Г.: Я слышал одну интересную теорию. Брахманы Индии считают, что, постоянно перевоплощаясь, человек рождается в разных культурах, чтобы получить какой-то урок. Например, в Африке рождаются, чтобы воспитать в себе ритмические чувства, в Индии – чтобы вырасти духовно, а Россия – страна, где рождаются существа, которые раньше были демонами. Нужно пояснить: демон – не пугало, как мы привыкли думать. Он обладает значительно большей силой, чем человек. Обычно демоны зациклены только на себе. Они даже представить себе не могут, что кроме них что-то еще может быть важным. Посмотрите вокруг – именно такое поведение мы в основном и видим. Мы видим огромную страну, наполненную людьми, из которых девяносто процентов большую часть времени думают только о себе. Поэтому в России рождаются, чтобы научиться думать о других и любить друг друга. Здесь столько людей, которым нужна помощь! Материальная, духовная, душевная или какая-то еще. Эта смешная теория мне очень запала в душу. Неважно даже, верна она или нет.

    DE I: Уже много лет поклонники называют вас Гуру. По-вашему, какими способностями должен обладать учитель?

    Б.Г.: Один из великих учителей тибетского буддизма ходил к своему учителю в Индию. Путь к нему занимал полгода – тогда еще не было железных дорог и машин. Он шел пешком, уворачиваясь от бандитов и многих других опасностей. И потом через несколько лет он вдруг увидел, что его учитель спокойно гуляет по Тибету, легко перенесясь туда магическим образом. «Как же так?! – воскликнул он. – Неужели я так много лет зря совершал весь этот длинный и тяжелый путь? – Нет, не зря, – ответил ему учитель. – Если бы не ты приходил ко мне, а я сам пришел бы к тебе, то ты не оценил бы ценность знания. А так, благодаря тяжелой дороге, ты стал относиться к знаниям серьезно». Вся система обучения на Востоке основана на прочной связи между учителем и учеником. Эта традиция, во-первых, основана на том, что учитель должен сам знать то, чему он учит. Если он учит просветлению или работе с сознанием, то он должен достичь тех состояний, о которых говорит. А во-вторых, кого угодно не научишь, поэтому учитель выбирает себе учеников и проверяет их очень долго, иногда годами. Ведь о многих вещах говорить практически опасно: истинное знание находится за пределами слов, и говоря о нем, рискуешь его исказить, что чревато серьезными последствиями. А отношения учителя и ученика на Востоке значительно ближе, чем отношения родителей и детей, потому что ученик целиком зависит от учителя. Неправильно данные инструкции – и ученик может погибнуть. Но если учитель выберет неправильного ученика, то и учитель может погибнуть. Я не учитель: я ничего не достигал, никогда не отбирал себе учеников, не буду этого делать и не чувствую себя уполномоченным. Мне нечему учить. Я просто могу передать людям то, что слышу. Через музыку получается у меня лучше всего. Музыка была и моим главным учителем. Теперь я передаю эстафету, и если люди, благодаря музыке «Аквариума» начнут проводить собственные исследования – прекрасно.

    DE I: Какой альбом вы рекомендовали бы для первого знакомства с группой «Аквариум»?

    Б.Г.: Не стану ничего рекомендовать. Пусть каждому попадет в руки то, что ему сейчас нужно.

    © DE I / DESILLUSIONIST №4. «МЕЖДУ БОГОМ И ДЕМОНАМИ

  5. Вверх #5
    2005 3 июня
    Интервью с БГ. Лена Андреева. "Наше Радио Нижний Новгород"

    http://handbook.reldata.com/handbook.nsf/?Open


    Комментарий:
    Ну, а в ходе беседы Борис Борисыч, напоминает старинную книгу, которую листать - не перелистать, а уж чтение - сплошное удовольствие! Впрочем, это не единственная ассоциация, которая возникает при разговоре с БГ, на песнях которого выросло целое поколение.

    -Я приветствую всех наших по ту сторону радиоприемника! По эту, у микрофона Лена Андреева. Рада представить вам гостя нашей эфирной студии, который в особом-то представлении не нуждается, достаточно сказать два слова БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ и сразу возникнет светлейший образ. Здравствуйте, Борис Борисович!

    -Здравствуйте! Очень приятно!

    -Борис Борисович, слушая Вашу музыку у меня всегда возникает такое ощущение, что Вы знаете что-то такое, чего нам простым смертным, никак не удается познать. Причем, у меня всегда во время прослушивания Вашей музыки рисуется Ваш образ в виде мага, который играет на дудочке и заставляет нас, как змей, из своих мешков бытия выползать наружу, на эту музыку, и следовать за Вами.

    -Прекрасный образ! Я мечтаю вынуть всех из мешков! То, что делает АКВАРИУМ - это попадание туда, куда люди, как правило, не добираются. Мне кажется, что основа у нас у всех общая. Эту основу иногда еще Богом называют или как-то еще красиво, Свет, например. И поскольку я за свою жизнь успел убедиться в реальности существования этого образа, то к этой сути в человеке я и обращаюсь. А все на это откликаются, потому что это есть во всех. Свет, радость, истина.

    -Это есть во всех, но далеко не каждый это в себе открыл. Как понять то, что должно быть понято с рождения?

    -В принципе, считается, что нужно в себя поглубже закопаться, не бояться идти глубоко внутрь и найти там то, что от нас шкура скрывает.

    -Какими должны быть первые шаги в плане практики? Вот представим человека, который встал по утру, почистил зубы, принял душ, пошел на работу, а дальше понеслась круговерть... Улучил человек минутку, глянул в себя, а там страсти кипят, мысли как тараканы бегают, парочка желаний нереализованных разрывают его изнутри...

    -Да. А под ними?

    -Так какую же лопату-то надо взять, чтобы раскопать то, о чем Вы говорите?

    -Вы знаете, все религии мира уже несколько тысяч лет пытаются это разъяснить. Это пытался объяснить Христос, Будда, Магомед, а в Японии это пытаются сто миллиардов богов объяснить, при этом все говорят об одном и том же.

    -Спрошу по-другому... Почему тогда мы, люди, не понимаем этого или не хотим понять?

    -Потому что люди слишком заняты своими непосредственными делами и удовлетворением своего Я, которое как компьютерный паразит сидит и глушит все наши импульсы. Потому что мы занимаемся в основном удовлетворением собственного Я. Я - это искусственно созданный комплекс, который делает все, чтобы никто не обратил внимание, что кроме него есть что-то еще.
    Скажу про себя. Первые 12 лет жизни я толком не понимал, зачем я здесь. У меня было такое ощущение, что меня немного подставили, поскольку мир оказался не таким хорошим, как я думал. А потом я услышал по приемнику хорошую музыку Битлз, после чего я понял, что все нормально. Просто я жил и не с того конца смотрел, а вокруг меня были люди, которые не могли меня этому научить. А в музыке все это было. Музыка для меня послужила главным толчком и служит с тех пор, знаете, почти 40 лет.
    И это здорово!

    -Слушатель: Здравствуйте, Борис Борисович! Вы мой кумир, блин!

    -Спасибо, блин!

    -Слушатель: Я преклоняюсь перед Вами! Давно слушаю Вашу музыку, хочу спросить, откуда столько позитива в музыке, причем с каждым новым альбомом все больше и больше? Я вот чем дальше живу, тем хуже в жизни становится. То же вижу и у окружающих меня людей.

    -Очень просто. Попытайтесь на некоторое время отвлечься от людей. Cконцентрируйте свое внимание на луне, на солнце, на зеленой траве. Весна сейчас. Красиво! Волга у вас красивая течет! И когда вы на это настроитесь, а потом переведете взгляд на людей, вы поймете, что в принципе, люди замечательные и хорошие. Они как боги, только они так себя задолбали ненужными мыслями, настолько больны беготней за деньгами, за удовлетворением этого, этого, этого. Людям не до настоящей жизни, увы... Поэтому когда настроишься на настоящую жизнь, тогда приходит понимание, что люди хорошие, но больные и им нужно помогать.

    -Что есть, по-вашему, настоящая жизнь?

    -Ой... (тяжелый вздох). Я не уверен, что жизнь можно описать в словах. Подсказки могу дать: посмотрите на солнце, на небо, на облака. Смотрите минут 5-10. Подышать спокойно. Это же красиво! Красивее этого ничего не может быть! Постепенно осознание начнет углубляться и углубляться.

    -В общем, как ни крути, а для счастья и радости рожден человек!

    -А проблемы мы все сами себе придумываем!

    Слушательница Алена: Какого Вы мнения о панках?

    -Быть панком - это не позволять другому дяде думать за себя.

    -О последнем альбоме Вашем хотелось бы пару фраз сказать. Мы нынче с утра, стоя с коллегами в курилке, сошлись на мнении, что "Zoom, Zoom, Zoom" - самый светлый во всем Вашем и без того далеком от сумрака творчестве.

    -Вот интересно! Для меня это состояние, зафиксированное пластинкой, абсолютно органично было всегда! Я даже не могу сказать, что оно абсолютно светлое или позитивное. На альбоме много всего такого, что и не очень.

    -Но музыка там вся позитивная.

    -А она и должна быть такой! Просто мы потеряли вкус к тому, что такое настоящая музыка. Мы забыли это. Нас кормят помоями уже много десятков лет. Мы забыли, что такое настоящая музыка. "Zoom, Zoom, Zoom" - это миллиметровый шажок в сторону многокилометрового пути настоящей музыки.

    -Ну, в таком случае Вашу музыку смело можно назвать гедонестической.

    -Абсолютно!


    -А что Вам самому доставляет удовольствие в жизни?

    -Когда ветер дует мне в лицо, и я чувствую дуновение особенно весеннего ветра, мне страшно приятно! Таких удовольствий могу перечислить тысячи.

  6. Вверх #6
    Фрагмент интервью с БГ

    http://handbook.reldata.com/handbook.nsf/?Open



    - Борис, у Вас в комнате отдыха стены увешаны изображениями Будды и иконами. Вы верующий человек?
    - Что значит верующий? Ни во что я не верю! Я многие вещи знаю. Только и всего.
    - Тогда зачем висит русская православная икона, буддийская танка, китайское магическое зеркало? Для красоты? А может, все-таки вся эта символика вер помогает?
    - Конечно. Вот сейчас мы сидим в этой комнате, и она создает определенную атмосферу. В свою очередь, вся эта атрибутика благоприятно действует на Вас, на меня и на тех, кто здесь находится.
    - А какая Вам вера ближе : христианство, буддизм или иудаизм?
    - Максим, все веры мне близки по духу. Большой разницы между ними нет.
    - У меня складывается впечатления, что Вы отдаете большее предпочтение буддизму, так как часто бываете на Тибете и в других уголках Востока.
    - Нет. Я и православие люблю. В данный момент я составляю каталог чудотворных икон, находящиеся в России. Такой книги пока нет. И никто ее издавать не хочет.
    - Вы сами решили ее издать?
    - Я не издатель. И средств на это нет. Результат моей работы будет на персональном сайте группы.
    - Каково Ваше отношение к терактам в Америке?
    - Я те места очень хорошо знаю, и для меня это личная трагедия.
    - Булгаковский Иешуа говорил, что все люди добрые. Существует другая точка зрения: люди лишь имеют доброе начало. Согласны ли Вы с каким-либо из этих утверждений?
    - Я согласен со вторым высказыванием, что люди лишь имеют доброе начало. И если они все время не образовываются и не используют себя в добрых делах, хорошее начало начинает "замыливаться". Надо все свое время отмечать добрыми поступками и даже идти на самопожертвование. Еще в Библии сказано: "Делайте людям добро, но только об этом никто не должен знать!".
    - По Вашему мнению, вернуть доброе начало возможно?
    - Да, но очень и очень трудно! Лучше не запускать "болезнь".
    - Вы часто ходите в церковь?
    - Да.
    - Когда в храме Божьем были в последний раз?
    - Сегодня перед нашим интервью и вчера.
    - Вы доверчивы?
    - Думаю, что нет.
    - Вера в людей у Вас не умерла за годы жизни?
    - Ну ... Если есть выбор между верить и знать, лучше знать! Я предпочитаю знать.

  7. Вверх #7
    Частый гость Аватар для Ace
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса.
    Возраст
    33
    Сообщений
    502
    Репутация
    16
    Можно поинтересоваться, на кой чёрт это тут выложено?
    Достаточно было ссылки на интервью.

    Первое и последнее китайское.
    В следующий раз тема будет удалена.
    тот ещё Пряник.

  8. Вверх #8
    а че, "местов нет" ? ) тотальная экономия...
    Не показывай глупцу - половину работы ...

    [url]http://kabbalahscience.com[/url]

  9. Вверх #9
    Новичок
    Пол
    Женский
    Адрес
    Одесса
    Возраст
    33
    Сообщений
    42
    Репутация
    18
    А мне очень понравилось... люблю БГ и "Аквариум"

  10. Вверх #10
    Постоялец форума Аватар для Aborigenka
    Пол
    Женский
    Адрес
    Divine place
    Сообщений
    1,352
    Репутация
    2121
    Мне было очень интересно читать, хотя я не поклонник БГ.То, что он говорит-это достаточно простые слова, которые находят во мне отклик и во многом совпадают с моим собственным мнением.Так что спасибо тому, кто выложил и тому кто откопал тему


Закрытая тема

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения