Истинное призвание женщины
Слово в Неделю жен-мироносиц
архимандрита Кирилла, Троице-Сергиева Лавра
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос воскресе!
Третья неделя по Пасхе именуется Неделей святых жен-мироносиц. Святая Церковь ублажает и прославляет святых жен за их преданность и любовь ко Христу Спасителю: в самые тяжкие минуты страданий и опасности они не думали о себе, не щадили своей жизни. Когда все ученики Христовы оставили Спасителя, святые жены-мироносицы стояли при Кресте и видели, как Его распинали и как полагали Его тело во гроб.
Господь явился на землю по любви к падшему человеческому роду, ради его спасения. Чистые сердца жен-мироносиц чувствовали святость, любовь Спасителя к людям и отвечали Ему такою же крепкою, горячею любовью. И Святая Церковь прославляет их, ставит в пример твердой веры и любви к Сладчайшему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу. Пользуясь этим удобным поводом, поговорим о назначении женщины, как учит Богооткровенное Писание.
Никто не будет оспаривать великое влияние женщины на дела человеческие — добрые и злые. Из Библии мы знаем, что чрез грех первой женщины в этот чистый мир вошло растление и при посредстве Женщины в мир явился Избавитель, Спаситель, Который обновил и воссоздал все человечество. Недаром в книге Притчей боговдохновенный писатель изобразил два пути рода человеческого: один — благоразумия и благочестия и другой — безумия и разврата. Богу не угодно было даровать женщине власть, которая подчиняла бы силою и принуждением. Но Бог даровал женщине влияние, которым она покоряет сильного так, что сильный и не чувствует этого, покоряется слабому, не чувствуя никакой стесненности своей свободы. Поэтому влияние женщины на судьбы и нравы людей очень велико. Это влияние окажется благотворным, если жизнь женщины будет соответствовать ее назначению.
В чем же назначение женщины? Иногда говорят, что это назначение общее для мужчин и женщин — прославлять Бога добрыми делами. Это так, но женщина имеет особое предназначение. Обратимся к Священ¬ному Писанию. На первой странице Книги Бытия читаем: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Далее сказано и о частном назначении женщины: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). И это было сказано не о замужней женщине: Ева была не только первой женой первого мужа, она была первым существом женского пола. «Не хорошо быть человеку одному». Господь Бог наградил первого человека всеми дарами Своей благости: поселил его в раю, но ему не хватало помощницы, одаренной способностью мыслить, говорить, любить. Он не находил существа, с которым мог бы делиться радостью, мыслями, чувствами: творения, которые его окружали, были ниже его. Существо, создавшее его, — гораздо выше. Поэтому Адам не ощущал полного блаженства. И Господь творит первому человеку жену, помощницу. Она есть то другое его «я», подобное ему, которого искал первый человек. Жена, данная Богом подруга жизни, своим участием, своей любовью должна восполнить его блаженство. Таким образом, призвание женщины — любовь. Помощница мужу, она — ровня ему. Только при условии равенства она может оказать помощь, в которой он нуждается.
Изменилось ли назначение женщины после грехопадения, после того, как грех поколебал всю природу, внес большие изменения в нравственный мир? Сатана обольщает женщину, ибо знает, что женщина слабее мужчины. Потом сатана использует ее как орудие соблазна мужа, зная, что жена имеет на мужа большое влияние. Диавольский расчет был весьма искусен и достиг своей цели — чрез жену диавол совратил и мужа. Таким образом, нежное, чистое влияние, данное Богом, жена употребила во зло, погубила его. За жизнь, полученную от Адама, отпла¬тила ему грехом и смертью. Вот за что Господь наказал ее жестокой болезнью, без которой невозмож¬но распространение человеческого рода. Господь, обращаясь к жене, сказал: -«Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). С того времени она в полном подчинении мужа. Началась борьба между добром и злом в основе общественной жизни — семье.
Грех разрушил человеческий быт, нарушил равновесие во взаимоотношениях между мужем и женой. Муж, вместо того чтобы смиренно покориться Богу и нести наказание, определенное Божиим Правосудием, свои заботы и труды старается взвалить на жену, а за собой оставляет право господствовать и распоряжаться. И жена — подруга жизни — становится сначала работницей, а потом рабыней.
Стараясь освободиться от этого ига и не имея сил для освобождения из-под деспотизма мужа, жена прибегает ко всякой хитрости и лукавству. Начинается извечная борьба между деспотом и рабыней.
Милосердный Господь, видя, что нарушено равновесие во взаимоотношениях между мужем и женой, определил средство, чтобы восстановить его. Еще первым людям после грехопадения Он дал обетование, что родится Избавитель, Который разрушит дела диавола и освободит жену от рабства. И вот пришло это время. Пресвятая Дева Мария по силе Своей любви и смирения приняла, воплотила в Себя Бога, от Нее родился Спаситель мира, Который обновил все человечество, искупил людей от клятвы и освободил жену от рабства
Как видите, Пресвятая Дева Мария в силу Своей любви и смирения приобрела эту свободу. Именно Она являет Собой образец подражания для женщины. Любовь и смирение — вот что доставило ей победу. Свобода женщины была получена не путем восстания против мужа, а путем смирения и любви. И, совершив такое великое дело, как рождение Спасителя, Избавителя мира, Она остается в неизвестности. Ее не видно даже среди апостолов, хотя апостолы пред Ней благоговели. Вот для нас пример истинного смирения.
Любовь и смирение, в совершенстве проявившиеся в лице Богоматери, необходимы и в христианском браке, который предписывает жене любовь по отношению к своему мужу. Как Церковь относится ко Христу с любовью, так и жена призвана к любви. По образу Церкви, жена должна любить своего мужа не от рабского страха, а именно с любовью она должна ему повиноваться, как Церковь повинуется Христу. Святые апостолы иногда указывали на пороки, которые вкрались в отношения между супругами после грехопадения. Так чтобы предостеречь мужей от деспотизма, святей апостол Павел повелевает: «Мужья, любите своих жен» (Еф. 5, 25). Стараясь предотвратить стремление жены к власти над мужем, апостол Пвел пишет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. И, 3). И говорит: муж есть «образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» • (1 Кор, 11, 7). Ибо не муж создан для жены, но жена создана для мужа. Желая избавить женщину от лукавства и кокетства, корень которых в стремлении к превосходству над мужем, апостол пишет: «Желаю, чтобы... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом... но добрыми делами» (1 Тим. 9, 8-10). Далее апостол прямо говорит: «Учить жене не позволяю» (1 Тим. 2, 12). Это может показаться унизительным для женщины. Нет, нисколько. Апостол Павел указал на ту деятельность, которая должна послужить величию женщины, и скромность и смирение явятся лучшими средствами для достижения в ней успеха. Он пишет далее, что жена должна служить спасению своего мужа, должна своим живым участием, своей любовью содействовать его благу, не столько временному, сколько вечному. Помогать ему во спасении, чтобы и самой получить спасение.
Итак, женщина призвана быть помощницею мужа. Призвание ее — любовь. Если исследовать внутренний, мир женщины, то на скрижалях ее сердца можно прочитать начертанные рукою Творца слова «стыдливость и скромность». Духовное достоинство женщины и ее честь — в таком скромном, зависимом положении. Теряя эти качества, она теряет свой женский облик. Итак, согласно слову Божйю, природа женщины — скромность и смирение, а призвание — любовь.
Есть два вида любви: один, когда человек ощущает радость от того, что его любят и себя приносят ему в жертву, и другой, когда блаженство приносит сама любовь, любовь жертвенная. Любимая другими, женщина счастлива. Но эта любовь непостоянна, .изменчива. Любить ближних и приносить себя в жертву во имя любви к ним, вот сущность женщины, совершенный закон ее бытия. Конечно, эгоизм, который наложил отпечаток на все человечество, присущ женщине, но мы говорим о чистой любви, какой она должна быть. Если отбросить наросты греха, привнесенные падением прародителей, любовь, которой Творец одарил женщину при всей ее слабости и нежности, воодушевляет ее на мужество, на подвиг творения Добрых дел. Посмотрите, как терпелива женщина в доброделании, насколько ее любовь неутолима! Образцом такой нежной, святой любви всегда почиталась любовь женщины, любовь матери. Писатели и поэты всех народов и всех времен прославили материнскую любовь.
Иногда спрашивают: равны ли способности женщины и мужчины? Они и равны, и неравны. Способности женщины предназначены для одной цели, а мужчины — для другой. У женщины есть свой круг определенной деятельности, где ее способности, конечно, выше способностей мужчины, где мужчина уже не может с нею сравниться. Дом, семья — вот поприще, на котором женщина и раскрывает все силы своей души. Здесь она полная госпожа, хотя ее влияние здесь не блещет внешним величием. Ее власть проявляется не в жестокости и грубой силе, но пленяет нежностью. В семье проявляется и ее практичность и искусство — неведомыми путями проникать в сердце мужчины. Внимательность во всем, внутренняя бдительность, готовность сопереживать каждому несчастью, отзываться на всякую просьбу, врожденный такт, аккуратность в исполнении всякого, даже малого дела, способность ободрять утомленные, скорбящие души — всем этим женщина воздействует на пружины домашнего управления.
Способности, которые женщина получила от Господа, однако, во всей полноте не могут раскрыться. Женщина и способна к исполнению своего назначения, и в то же время — неспособна. Способна, поскольку стремится к исполнению своего предназначения,: и неспособна, потому что эти живительные семена, вложенные Господом в сердце женщины, грех заглушает, а в иных случаях дает им превратное направление. Вместо того чтобы быть деятельной, женщина становится суетливой, способной на всякие интриги, лукавство, кокетство. Сердце женщины, богато одаренное, сокровище благодати Божией, становится греховным, теряет благодать. Священное Писание, восхваляя добрые качества женщины, указывает также на ее порочное состояние. На его страницах можно встретить худых, порочных, безумных, глупых, падших, легкомысленных жен, которые своими беззаконными, порочными деяниями причинили много вреда людям Божиим.
Сердце женщины, горячее, но в то же время и ревнивое, доброе и злое, мужественное и слабое, необходимо направлять к доброй цели. Надо, чтобы способности, живительные семена, вложенные в него Богом, правильно развивались. Но кто в состоянии уврачевать и воспитать сердце женщины? Никто иной не может исправить, обновить женское сердце, как только Сын Божий, Который воплотился ради нашего спасения, воссоздал и обновил все человеческое естество. Только от Него женщина может получить силу для исполнения своего предназначения в этой жизни.
Христос Спаситель во время земной проповеди ни от кого не получал столько сочувствия, как от женщины. И как женское сердце близко к Спасителю, так и Его сердце близко сердцу женщины, потому что Сын Божий по Своей природе есть Любовь. Свой подвиг на земле Он совершал в образе смиренного Раба, служившего всем. И женщина, также призванная к любви, в скромном, смиренном служении своем найдет в лице Спасителя Того, Кто сроден и близок ей. Если вера христианская вообще близка по природе душе человеческой, то особенно она близка душе женщины. Женщина призвана быть истинной последовательницей заповедей Евангелия, стать настоящей христианкой, место которой близ смиренного и любвеобильного Спасителя. Здесь ее величие, ее святость, ее спасение. Аминь.
Христос воскресе!
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ МУЖА))))))!!!
:):rtfm:Первое лицо в семье - муж. Он - глава жене своей, он - хозяин дома, им ведется и держится семья. Такая власть дана ему от Бога, так учит Господь в Священном Писании. Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие - там безначалие. (Свт. Иоанн Златоуст.)
По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не уничижение и угнетение, а деятельная любовь. Мужеский пол н женский, все вы одно ко Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением, стараться освободиться от бремени забот и трудов, которые он должен нести на себе по суду небесного правосудия, сваливать на жену все эти за¬боты и труды, оставляя за собой одно право: приказывать и господствовать, но и не продавать своего главенства по малодушию (слабохарактерности) или по страсти, ибо это срам для мужа (Сир. 25,24; 9,2), а внутренней борьбой, самоисправлением уничтожать безпорядок жизни семейной. Апостол предписывает ему благоразумную любовь к жене; оказывание чести "дабы не было вам препят¬ствия в молитвах..., чтобы наследовать благословение" (Шетр. 3; 7, 9). Любовь должна быть трезвой - не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу (Кол. 3, 18).
Власть, дающаяся Евангелием, обязывает мужа так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее (Еф. 5, 25). По закону, данному нам Самим Спасителем: кто выше поставлен над другими, тот больше обязан служить им. "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий ", - сказано в Святом Евангелии (Лк. 22, 26) и "кому дано много, много и поребуется, кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 48). Стало быть, власть - это обязанность, возложенная Богом, которую должен нести человек для блага других, - это служба, и тем труднее и тяжелее, чем она выше.
Муж - господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в доме, и хорошего и худого. Пример ему, как он должен пользоваться своей властью, указан во Христе: "муж глава жены, как Христос Глава Церкви (то есть христианского общества) ". А вспомните, на какие труды, унижения, страдания и смерть предал Он Себя за Нее, как Он заботится о Ней и бережет Ее!
Муж - глава жене, а жена - тело, значит, он главный сберегатель ее. "Тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества...", - пишет Иоанн Златоуст. Дело мужа - служить для благополучия семьи, заботиться о ее благе, устраивать ее счастье. Дабы она была свята и непорочна. Он поставлен выше, старше жены, стало быть, он должен подавать ей пример во всем добром. На это от Господа ему дано больше по сравнению с женой сил и, пожалуй, умения, в этом он давал обещание перед Крестом и Евангелием, когда венчался, во всем этом с него Бог потребует на суде Своем строгого отчета.
Муж - глава жены, но жена дана ему не в рабыни. Сам Спаситель, Глава Церкви, зовет христиан не рабами, а Своими братьями, друзьями. Что такое жена для своего мужа? Это собственное его тело, единая с ним плоть, - как сказал Господь. А кто же не бережет своего тела? Кто станет свою плоть ненави¬деть? Уж если, по закону Христову, христианин должен любить всякого постороннего человека как само¬го себя, то не должен ли он больше себя самого любить ту, которая ближе всех к нему, - свою жену, с которой Господь соединил его неразрывной связью, самым тесным союзом? Бесчеловечно мучить и тиранить других, а быть мучителем, тираном жены своей - это безумно совсем. Жена - подруга в жизни, товарищ мужу. Вместе соединял священник их руки, когда венчал их, из одной чаши пили они тогда благословленное вино, на одной подножке стояли. Не в жене ли своей больше всего и следует мужу находить отраду для себя в жизни? Не должна ли самая тесная дружба и согласие связывать его с ней?
"Мужья! оказывайте женам своим честь, как сонаследницам благодатной жизни ", - учит слово Господне. Жена не служанка для мужа, а помощница в трудах и заботах его, хозяйка дома. С кем же ему прежде всего и вести совет, как не со своей женой? Кому больше довериться, как не ей? Жена оставила ради мужа родной дом, который вырастил ее, вышла из-под родительской заботы, ласки и защиты, чтобы отдать себя мужу, ему она вверила себя, его защите поручила себя, от него надеется и ждет себе счастья. Жена - мать детей, если Бог благословит ее с мужем такой благодатью. Каких стра¬даний стоит ей одно появление их на свет Божий! Сколько тягостей, болезней, трудов ей нужно перенести, чтобы вскормить и выходить ребенка! Про то ведомо только матерям. За одно это заслуживает она неоспоримое право на уважение.
Мужу не следует забывать об особенностях женской натуры, которые могли бы подсказать ему, как он должен обращаться со своей женой.
Жена слабее мужа, стало быть, ей обязан муж оказывать снисхождение, если и заметит в ней какие-то недостатки или слабости; как говорится в Священном Писании: "бережно и благоразумно обращаться с нею, как с сосудом слабейшим". Стыд и позор тому, кто обижает слабого, а уж тем более самого близкого - жену. "Муж, подражай во всем Христу. Хотя бы и множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос - Церковь. Он не отвергает и не отстраняет Ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Если будет в жене какойнибудь порок, то не ее отвергай, но истребляй этот порок. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху перед Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее и держали ее, как член своего тела ". "Злая жена есть бич за грехи", -пишет святитель Иоанн Златоуст. "Если замечаете какие недостатки и пороки друг в друге, - говорит святой Григорий Богослов, - "будьте терпеливы и любомудренны - вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась - сотри; или у нее язык предерзливый (дерзкий) - уцеломудрь; если смех непристойный - сделай скромным; если замечаешь неумеренность в издержках и питии - ограничь; если неблаговременные выходы из дома - положи преграду; если рассеянный взор - исправь; но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности - отлучающий или отлучаемый".
А святой Иоанн Златоустый пишет: "Жена чувствительнее мужа ко всему, значит, и подход к ней требуется нежный и ласковый, а не суровый. Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном.
Апостол внушает мужьям быть снисходительны¬ми к женам, когда тем случится в чем-либо не угодить им. Если же жена всегда старается делать так, как желает муж, то муж, когда заметит какое упущение или недосмотр, благоразумно поступит, если не подаст и вида неудовольствия; и когда необходимость заставит исправить или сделать замечание, то он сделает это так, чтобы жена и не заметила, что делается ей замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которых и она принимает участие и прилагает свои суждения.
"Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы", - учит слово Господне (Кол. 3, 19). Огорчение, которое мужу кажется малым и неважным, для жены - тяжело и больно. Муж должен проявлять терпеливую заботливость и внимание к жене, к ее ежедневным домашним делам и не огорчать своим равнодушием ту, которая встречает его с лаской и своим участием рассеивает все дневные неприятности.
Жена стыдливее мужа. Значит, и здесь мужу следует дорожить в ней этим чувством, беречь его в ней, не оскорблять его неприличием: потеряй женщина стыдливость, - она сделается отвратительна. "Муж да будет к жене своей не надменен, не горд но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину)... Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но умеряй ее перед людьми, не употребляй и изысканной одежды на обольщение, (чтобы) не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют, чтобы не прельстить кого собою и не увлечь и чтобы вследствие этого не оказаться наследником горя, жестокого наказания и вечной смерти от Бога". (Апостольские постановления, 1, 3. С. 3-7). "Не старайся нравиться другим более, нежели жене своей, иначе и жене подашь пример бесстыдства",-учит святой Григорий Богослов. Муж должен весьма блюсти себя, чтобы своим поведением - пренебреже¬нием или вольностью в обращении не повредить жене, не развратить ее.
Сердце жены мягче, нежнее: добром и лаской на него легче и скорее подействуешь. Муж - убийца, если смиренная и кроткая, целомудренная и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, злоязычной, потерявшей скромность и страх Божий, озабоченной только нарядами и желанием нравиться другим. Иоанн Златоуст выводит такое наставление: "Итак, любить есть дело мужей, а уступать - дело жен".
Если муж - глава жены, ему следует быть главой прежде всего разумной, ведь голова для тела важнее и почетнее прежде всего своим разумом. Так пусть же он, используя все силы ума, поймет, что уважением и лаской он приобретет от жены полную преданность, что сердце человека призывают любовью и мягкостью, а не страхом и суровостью. Именно он, как хозяин и глава семьи, обязан в первую очередь устроить семейную жизнь так, чтобы счастье жены и детей стало бы и его собственным счастьем.
Муж в семье - глава семейства он отец для своих детей.:shine::shine::shine:
Из книги "КАК СОЗДАТЬ ХРИСТИАНСКУЮ СЕМЬЮ"