Лазертаг (от англ. laser — лазер, и tag — метка), или лазерный бой, - высокотехногенная игра, происходящая в реальном времени и пространстве. Суть игры состоит в поражении игроков-противников (и, часто еще и специальных интерактивных мишеней, или АУЛов, - "баз") безопасными лазерными выстрелами из бластера-автомата. Собственно "поражение" игрока происходит путем регистрации луча бластера-автомата оппонента специальными датчиками (сенсорами), закрепленными на одежде игрока или на специальном жилете (повязке). Если по-русски, то лазертаг это высокотехнологичное изобретение для отработки тактических навыков спецподразделений РФ. Создано по заказу Союза Ветеранов РФ. Исполнитель заказа - ООО Полигон.
Появление и развитие История коммерческой идеи эксплуатации лазертага началась в 1977 г. Тогда американец Джордж Картер III, посмотрев фильм«Звёздные войны» придумал игру «Photon». Именно его идея легла в основу всех нынешних коммерческих лазертагов как в плане стиля проведения так и в плане концепции игры. Просто и сложно одновременно, но, тем не менее, имелась одна отличительная особенность — в игре была функция индикации близкого обстрела или рикошетов повторённая в MILES. Попадания и промахи детектировались в зависимости от уровня мощности передатчика (в 99% современных систем программно рассчитывается псевдослучайная вероятность промаха). Реально же продажи этой игры начинаются только в 1986 г. Наиболее распространенными на территории СНГ являются аренные лазертаг-системы «Q-Zar», «Nexus» и российская «Атака», а также внеаренное оборудование «Poligon64».
Схожий с лазертагом принцип используется и в армейских системах имитации стрельбы и поражения, появившихся в конце 1970-х годов в армии США как способ имитации боевых действий, подготовки и тренировки солдат. Для этих целей была разработана система MILES (англ. Multiple Integrated Laser Engagement System). Она включала себя закреплённые на боевом оружии специальные излучатели. Сигналы излучателей улавливали сенсоры, вмонтированные в обмундирование. После достаточного долгого существования (до начала 1990-х годов) систему MILES заменили на её улучшенную модификацию MILES-2000, отлично показавшую себя в 1998 году в Форте Беннинг Fort Benning GA. На данный момент армейские системы имитации стрельбы и поражения выпускают такие компании как SAAB, Cubic и RUAG. Свои разработки есть так же в России (включая танковые модификации). Стоит так же отметить, что системы лазерной имитации тактического боя являются основным средством профильного обучения военнослужащих стран НАТО.
Разновидности лазертагов Различают несколько основных типов лазертагов: «аренные» - предназначенные для проведения лазерного боя в закрытом помещении в стационарно оборудованном лабиринте), «внеаренные» (предназначенные для игры на открытом воздухе); «универсальные» или «мобильные» — хотя и рассчитаны на использование с лабиринтом, не требуют технической инсталляции и коммутируются при помощи обмена радиосигналами с мобильным управляющим компьютером (либо обходятся вообще без него - в упрощенных вариантах); «армейские» - военные системы имитации тактического боя;
Также отдельно могут выделяться лазертаги т. н. «потребительского» класса — рассчитанные не на коммерческое использование, а на покупку оборудования индивидуальными игроками, и т.н. HSL (Home Style Lasertag) - с оборудованием, изготовляемым самими игроками. С точки зрения игроков, одним из основных критериев различия аренных лазертагов по категориям является стиль игры. Он определяется, в первую очередь, скорострельностью оборудования и варьируется от «быстрого» («силового» или «спортивного», на грани с контактным спортом) до т. н. «медленных» («бродилок») и ролевых игр. В лазертагах, относящихся к «быстрому» стилю (это, в первую очередь, относится к Q-Zar) оборудование обычно имеет меньше датчиков поражения (что требует ведения более прицельного огня) и более высокую скорострельность автоматов (что, в свою очередь, диктует более высокий темп игры).
В «медленных» и ролевых играх (классический пример — Laser Quest) добавляется больше датчиков поражения (снижается требование точного прицела — иногда достаточно просто попасть в образ игрока) и, обычно, снижается скорострельность в 2-3 раза по сравнению с Q-zar. В таком случае от игрока уже не требуется развития высокой скорости и большой выносливости; арены в таких лазертагах обычно имеют гораздо больше спецэффектов, а лабиринт отличается большей запутанностью. Таким образом, имея в своей основе один и тот же принцип, современные лазертаги удовлетворяют потребностям и желаниям людей с различной степенью физподготовки. Следует также отметить, что во многих лазертаг системах по согласованию с администрацией можно откорректировать скорострельность и задать тот или иной сценарий игры — от «соло» (каждый играет сам за себя) до «командной» (групповое противостояние) и, даже «ролевой» (с различными характеристками для каждого участника — в зависимости от его игровой «роли»)…
По сравнению с пейнтболом и страйкболом, лазертаги имеют существенные преимущества, такие как: высокую дальность стрельбы, отсутствие помех от ветра при использовании на открытом воздухе (внеаренные лазертаги), отсутствие необходимости перезарядки картриджей и пуль(при желании есть возможность имитации), нелимитированное (в принципиальном понимании) количество зарядов, высокая зрелищность, отсутствие необходимости применять специальную одежду и шлемы-маски, и др. Немаловажным фактором является также то, что, в отличие от пейнтбола, в лазертаге полностью отсутствуют какие-либо болевые ощущения и травматизм при попадании «выстрела» в игрока.
С другой стороны, есть и некоторые минусы. Например, попадая по игроку с больших дистанций во внеаренной игре, стрелок совсем не видит и не чувствует, что попал в цель, т.е. нет обратной связи и бой при этом теряет свою осязаемость(Но ощущение проходит с опытом). Кроме того, выстрелы сопровождаются слабыми звуковыми эффектами(Если не используются холостые патроны(военные модификации)). Для пейнтболистов выпускаются специальные модульные лазертаг-системы, превращающие пейнтбольный маркер в лазертаговский бластер - пейнтбольный маркер издаёт громкий газовый хлопок, а выстреливает инфракрасным лучом. Этот вариант позволяет по желанию игрока легко и быстро переходить от пейнтбола к лазертагу и наоборот.
Правила игры Перед игрой участвующие разбиваются на команды, игрокам выдаётся амуниция (жилеты с датчиками и бластерные автоматы — в аренном лазертаге, бластеры и повязки с сенсорами поражения — во внеаренном варианте). В аренном лазертаге игра происходит в лабиринте, подсвеченном флуоресцирующим светом и сдобренном различными примочками — от световых спецэффектов и звуков до имитации дымовых завес, во внеаренном лазертаге игры проходят на открытом воздухе и/или в специально не оборудованных помещениях (ангар, руины, строящийся объект и т. п.).
Побеждает та команда, которая наибольшее число раз поразит «базу» противника и/или поразит больше чужих игроков (все эти действия регистрируются центральным компьютером, считывающим накопленную информацию с автоматов во время их «перезарядки» на специальном стенде либо в режиме реального времени по радиосигналу). После окончания игры каждый игрок обычно получает индивидуальную распечатку с результатами игры и личной статистикой.