Одесса: 9°С (вода 9°С)
Киев: 2°С
Львов: 4°С

Тема: В чем секрет философского триумфа Гегеля? / Памяти Валерия Алексеевича Босенко/

Ответить в теме
Показано с 1 по 8 из 8
  1. Вверх #1
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    26,327
    Репутация
    4945
    Записей в дневнике
    9

    По умолчанию В чем секрет философского триумфа Гегеля? / Памяти Валерия Алексеевича Босенко/

    Что позволило ему преодолеть метафизичность, рассудочность философии эпохи Нового времени и при этом не только не впасть в иррационализм и мистицизм, но и создать совершенный, подлинно рационалистический метод мышления и тем самым, во многом, и в самом деле исчерпать задачи и возможности философии как отдельной формы общественного сознания?

    Думается, таким ключом к успеху была философская последовательность великого идеалиста, другими словами – монизм.

    Философия начинается с монизма Спинозы, считал Гегель.

    Последователи принципа монизма - Спиноза - Гегель - Маркс,

    в Союзе пожалуй - Лукач- Лифшиц - Ильенков - Канарский - Босенко


    Философия есть квинтэссенция духа эпохи, - говорил Гегель.

    Вчера , 29 марта умер , Валерий Алексеевич Босенко был одним из немногих философов, которые сумели ухватить и выразить в понятиях дух такой сложной, противоречивой эпохи, какой был социализм.

    И это не просто слова, которые положено говорить в некрологах. Подтверждение этих слов в том, что интерес к работам этих людей сохраняется до сих пор. Немного найдется советских философов-марксистов, книги которых бы переиздавались после перестройки. Лукач, Ильенков, Лифшиц , Канарский – пожалуй, все. А также В.А. Босенко.


    ]
    Последний раз редактировалось фокс; 20.03.2007 в 17:38.


  2. Вверх #2
    Постоялец форума
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Global city
    Возраст
    36
    Сообщений
    1,528
    Репутация
    127
    много незнакомых букаф. ниасилил первую фразу
    ... Каждый кто причитает эту надпись обязательно достигнет успехов в своих начинаниях ...

  3. Вверх #3
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    26,327
    Репутация
    4945
    Записей в дневнике
    9
    Цитата Сообщение от Кандрат Касьяныч Посмотреть сообщение
    много незнакомых букаф. ниасилил первую фразу

    извини - философия

    впрочем о Босенок как преподавателе и философе, а так же о его педагочической системе проблемок можеш ознакомиться здесь:

    здесь была ссылка

    Господин фокс, я уважаю любую точку зрения и уважаю память умерших людей. Но рекламировать за счет этого сайт не считаю возможным.
    Те, кому действительно интересна эта тема могут написать Вам в личку или воспользоваться поиском в Сети.
    Это уже вторая ссылка, которую я удалила из этой темы. Пока я просто предупреждаю...
    Последний раз редактировалось Oldmanша; 21.03.2007 в 11:38.

  4. Вверх #4
    Посетитель Аватар для Моська
    Пол
    Женский
    Адрес
    Николаев
    Сообщений
    174
    Репутация
    59
    осолила, но не поняла сути происходящего и смысла ...
    тупонула видать... [censored]
    Последний раз редактировалось Oldmanша; 21.03.2007 в 11:44.
    size does matter ;)

  5. Вверх #5
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    26,327
    Репутация
    4945
    Записей в дневнике
    9
    Цитата Сообщение от Моська Посмотреть сообщение
    осолила, но не поняла сути происходящего и смысла ...
    тупонула видать... хз

    может быть действительно надо по русски. попробую.

    сам факт философского городского форума - явление...

    но факт и то, что на форуме преобладают мистицизм , ирационализм , религия, экзотерика, но не рационалистический метод мышления, который требует не только соответствующей подготовки, имеет свои традиции- в мире это линия спинозы-гегеля-маркса, но и является отражением определенного мировозрения.

    я этой темой хотел показать что существует такая приемственность и сейчас, в союзе это связано с именами Лифшица, Канарского, Лукача/хотя он венгр/, Ильенкова, Злотиной и Босенко.

    Босенко был последний из этой когорты . к нему всегда было неоднозначное отношение со стороны чиновников от философии , но факт , что современная философская школа на Украине связана с именами Злотиной и Босенко.

    при этом как Злотина так и Босенко в большей степени, к ним еще относится Ильенков - философы - педагоги, т.е. те у кого есть своя школа и приемственность.

    что представляет собой система Босенко я пытался дать в ссылках. к сожалению их удалили - реклама чужого ресурса. поэтому я наверное повешаю их в рубрике статьи и дам ссылки уже на одесском форуме.


    наверное это будет правильно

  6. Вверх #6
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса
    Сообщений
    4,318
    Репутация
    678
    фокс не обижайтесь, но что вы заладили ...Ильенков ...шмельенков - философы - педагоги, они ваши авторитеты? пожалуйста на здоровье, (просто упоминание их имен, это уж точно не философия)
    к тому же мне например их имена вообще мало что говорят.
    они работали в узкой области, не всем интересной, или если у них есть интересные мысли о обществе, людях, прошлом будущем, вы моглибы их изложить в доступной форме, чтобы и мы прониклись их гениальностью. А то честно горя почитав про Ильенкова я совсем не понял в чем его фишка, типа - рассуждения о рассуждениях ранее рассуждавших о рассуждениях. сильно оторвано от практики без возможности проанализировать.
    Последний раз редактировалось AlexL; 21.03.2007 в 12:40.

  7. Вверх #7
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    26,327
    Репутация
    4945
    Записей в дневнике
    9
    Цитата Сообщение от AlexL Посмотреть сообщение
    фокс не обижайтесь, но что вы заладили ...Ильенков ...шмельенков - философы - педагоги, они ваши авторитеты? пожалуйста на здоровье, (просто упоминание их имен, это уж точно не философия)
    к тому же мне например их имена вообще мало что говорят.
    они работали в узкой области, не всем интересной, или если у них есть интересные мысли о обществе, людях, прошлом будущем, вы моглибы их изложить в доступной форме, чтобы и мы прониклись их гениальностью. А то честно горя почитав про Ильенкова я совсем не понял в чем его фишка, типа - рассуждения о рассуждениях ранее рассуждавших о рассуждениях. сильно оторвано от практики без возможности проанализировать.
    два момента , первое наличие или отсутствие свободного времени , а второй, уровень культуры которым обладаю или не обладаю я . и то и другое сказывается.

    о Ильенкове, хотя я о Босенко повесил тему , сегодня его были похороны в Киеве, я правда не попал, буду в Киеве завтра.

    помните повесть "Зубр" о Тимофееве - Ресовском. Так вот , те которых я перечислил - Зубры.

    изложить их мысли своими словами - у меня не получается в силу вышеперечисленного.ссылки на источники удаляются - в силу рекламы чужих ресурсов.

    о системе преподавания Босенко я дам анотацию.


    впрочем Вы сможете найти ее в интернете по ссилке -

    Василий Пихорович.
    Памяти Валерия Алексеевича Босенко.

    Босенко разработал и внедрил в жизнь метод «проблемных групп».
    Я думаю и для тех кто преподает и для тех кто учтся этот метод может представлять интерес.
    Разумеется его нельзя рассматривать в качестве универсального, тем более что его воспроизводство само по себе требует творческого подхода.

    Впрочем, слово «разработан» здесь не очень подходит. Поскольку метод не разрабатывался в обычном понимании этого слова, он не является продуктом теоретического конструирования с последующим внедрением его в педагогическую практику. Наоборот, он родился из самой этой практики, постепенно сложился в стройную систему, со своими закономерностями, традициями, достаточно многочисленными последователями.

    Появление самых первых элементов этого метода сам В.А. Босенко связывает с именем одного из самых первых и, пожалуй, самых знаменитых своих учеников – А.С. Канарского. Будучи еще студентом-старшекурсником этот будущий классик советской эстетики / прим. а я бы сказал - мировой эстетики, поскольку после Гегелевской "Эстетики", именно Канарский изложтил , используя метод восхождения от абстрактного к конкретному историю и логику возникновения и развития человеческих чувст, т.е. открыл природу эстетического./ собирал вокруг себя первокурсников и читал им целые лекции по диалектике, таким образом повышая свою «квалификацию», а заодно и расширяя кругозор своих младших коллег.

    Нужно обратить специальное внимание, что это было не просто «болтовня» на околофилософские темы с целью поразить еще мало разбирающихся в философии первокурсников своей эрудицией, что вовсе не является редкостью в среде студентов-философов. Это были самые настоящие лекции, к которым Канарский вполне серьезно готовился, и которые отличались от обычных разве что тем, что он никогда не читал их с бумажки, как это делало большинство преподавателей, а проводил в манере живого общения.

    Такого рода лекции не были никак предусмотрены ни расписанием, ни учебным планом, а организовывались поначалу на самых авантюрных основаниях. Канарский в начале учебного года просто заходил на перерыве в аудиторию к первокурсникам и, не особо афишируя, что он всего-навсего старшекурсник, очень серьезно объявлял им, что в такое-то время в такой-то аудитории состоится лекция для них по такой-то теме. Еще не совсем разобравшиеся в местных порядках первокурсники, как правило, приходили и очень внимательно слушали. Позже они втягивались и продолжали посещать эти импровизированные лекции, даже когда узнавали, что их разыграли.

    еще примечание . кто помнит в свое время нашумевший спектакль Врублевской "Кафедра" который шел в Киеве в театре Русской драмы, Канарский - прототип главного героя спектакля. умер Анатолий Станиславович в 84 во Вроцлаве от рака. что это за личность я впервые услышал от Лешека , одного из отцов основателей фестиваля в Сопоте.

    В.А. Босенко, будучи научным руководителем кандидатской диссертации Канарского, высоко оценил изобретенный им метод и начал настойчиво рекомендовать такой способ (имеется в виду не авантюрная форма, а творческое содержание) совершенствовать свою философскую подготовку своим аспирантам и студентам. Эта агитация дала свои результаты. Они сказались не только в том, что почти все аспиранты Валерия Алексеевича и многие старшекурсники старались практиковать в стиле Канарского, но и в том, что к середине 70-х годов на философском факультете КГУ возник очень крепкий студенческий кружок, который взял себе необычное даже по тем временам название «Диалектика, человек, коммунизм». Его ядро составило около 15-20 человек.

    Участники кружка регулярно собирались для того, чтобы обсуждать прочитанную литературу, устраивали публичные дискуссии. Со временем на факультете стали устраиваться так называемые «Дни науки» – широкие студенческие научные конференции, апофеозом которых был «Конкурс экспромтов», на самом деле представлявший собой конкурс заранее подготовленных пятиминутных выступлений по наперед объявленной теме. «Изюминкой» его было то, что в нем на равных принимали участие и студенты, и аспиранты, и преподаватели. Судьями были все присутствующие, которые тайным голосованием определяли победителя. Нередко первое место мог занять какой-нибудь хорошо подготовленный второкурсник, а декан оказаться где-нибудь на третьем-четвертом.

    Эта идея понравилась очень многим руководителям вузов и кафедр. Членов кружка даже приглашали для того, чтобы поделиться опытом, в другие города СССР.

    Следующим этапом в развитии его метода стало появление той формы, которая, собственно и получила название «проблемных групп». В начале 80-х годов Валерий Алексеевич Босенко начал практиковать выработанные в кружке методы работы в обычном учебном процессе.

    Студентам потока, на котором он читал курс диалектического материализма, он предлагал разделиться на группки по 5-7 человек (в группки должны были входить все студенты, но состав их должен был обязательно формироваться по принципу добровольности, а не назначаться преподавателем).

    В эти группки назначались руководители из числа самых способных студентов, уже прослушавших этот курс и с которыми в свою очередь занимались аспиранты. Раз в неделю эти группки собирались, как правило, в общежитии, поскольку подавляющее большинство студентов проживало там, и самостоятельно обсуждали вопросы предстоящего семинара. Сами семинарские занятия официально проводили аспиранты В.А. Босенко, но нередко их заменяли старшекурсники из числа членов кружка. Притом, занятия они могли вести группой в три-четыре человека.

    Контроль знаний в этой системе практически отсутствовал как формальная процедура, в том смысле, что оценки на семинарских занятиях не проставлялись. Контроль складывался как бы сам собой и носил сугубо демократический характер. Основу его составляло чувство ответственности перед коллективом, поскольку на семинарах отвечали не каждый сам за себя, а от имени проблемной группы. Естественно, что в таких условиях сразу возникало соревнование между «проблемками», как их называли сами студенты.

    Важное значение имело и то, что основная работа происходила не на семинаре, а во время работы «проблемной группы» в общежитии и «контролером» там был не преподаватель, которого студенты, хочешь или не хочешь, считают «чужаком» и вполне могут обмануть.

    В «проблемке» же руководит свой брат-студент, которого обманывать неудобно, да и перед товарищами выглядеть дураком не очень хочется. Что же касается экзамена, то там контроль был более чем строгий. Обязательно присутствовали и руководители проблемок. Формально они принимали экзамен вместе с Босенко, но фактически получалось так, что экзаменуют в первую очередь их, как они справились с порученным делом.

    Нужно обязательно принять во внимание то, что эта система работала на фоне заслуженной «славы», которая окружала кружок «босенковцев», поэтому практически все студенты считали честью хотя бы на время приобщиться к достижениям этого сообщества.
    Последний раз редактировалось фокс; 21.03.2007 в 16:51.

  8. Вверх #8
    User banned
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    26,327
    Репутация
    4945
    Записей в дневнике
    9
    продолжение

    Таким образом, складывалась определенная пирамида. Профессор работает с аспирантами. Аспиранты работают с группками старшекурсников. Старшекурсники работают со студентами младших курсов. Содержание методики в том, что каждый участник, никогда не переставая быть учеником, с самого начала ориентируется на активную деятельность на самом высоком уровне.

    Зачастую уже через полгода после того, как человек начал заниматься, его посылали вести «проблемную группу». Через год – проводить семинарские занятия, сначала в компании с товарищами, потом самому. Практиковалось даже чтение лекций вместо профессора членами проблемных групп из числа старшекурсников. Периодически в читальных залах общежитий устраивались вечера для обсуждения каких-либо животрепещущих общественных проблем. А раз в год – «Дни науки», как своеобразный отчет о работе системы за год.

    Вполне естественно, что заканчивая университет и уезжая работать в другие вузы, «проблемники» старались воспроизвести нечто подобное и у себя. Получалось не всегда, но некоторый положительный опыт есть.
    Очень сильный кружок работал в 90-х годах в Мариуполе. Одно время неплохо была поставлена работа в г. Дрогобыче.
    Интереснейший опыт был в г. Хмельницком, где методику проблемных групп начали внедрять не преподаватели, а студенты, и даже в Канаде сейчас работает небольшая группа пропагандистов этого метода, основу которой составила пара молодых людей, уехавших туда из Хмельницкого.
    Успешно работают ученики В.А. Босенко в нескольких вузах Киева. Благоприятная обстановка сложилась в Киевском политехническом институте, где работало и работает много последователей Валерия Алексеевича, которые активно внедряли метод "проблемных групп".

    И в настоящее время там работает кружок диалектической логики. В его работе принимает участие около 20 человек. Кроме этого по такой системе действует еще несколько кружков по 5-10 человек. Их участники не ограничиваются сухой теорией. Они ведут большую общественную работу, активно участвуют в научных конференциях, очень много пишут и публикуют в СМИ, изучают иностранные языки, учатся рисовать, активно отдыхают.

    добавлю, что проблемки постоянно воспроизводили себя как политически активные группы. так было в 70 и 80-е, яркий пример группа Метлевой, которая имела ячейки не только в универе , но и политехе, на заводах Артема и Арсенал и пришла к выводу, офомленому в публичную позицию, что в СССр не обходима коммунистическая революция против парт номенклатуры, если это не произойдет, то в ближайшее время , осознавая свой частный интерес номенклатура проведет в СССР переворот и приватизирует гос собственность в своих интересах. что и произошло.

    и на сегодня, когда идет оформление нового политического движения , декларируемого как Обьединение марксистов Украины, костяк этого движения составляют те кто прошел школу проблемных групп.


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения