Тема: Одесские прогулочные катера- история, фотографии и т.д...

Ответить в теме
Показано с 1 по 10 из 10
  1. Вверх #1
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16

    По умолчанию Одесские прогулочные катера- история, фотографии и т.д...

    Добрый день,уважаемые Одесситы!!!

    Хотелось бы в этой теме обсудить одесские прогулочные катера, историю их появления, работу в советское время, в период распада СССР, в период независимости Украины и наши дни. Нашёл в интернете материал на эту тему:


    Прогулочные катера



    До 1991 года включительно прогулочные катера Одесского морского торгового порта были не только местом приятного времяпрепровождения в жаркие летние дни, но и выполняли роль городского транспорта. Например, добираться из района порта в Лузановку, пос. Котовского, на Ланжерон или в Аркадию чаще было быстрее и удобнее на катере, чем на наземном транспорте с несколькими пересадками.

    Катера эксплуатировались на двух линиях: "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан" (16-я станция Большого Фонтана). В 60-е годы сюда добавился порт-пункт "10-я станция Большого Фонтана", а в 70-е годы – порт-пункты "Отрада", "Дельфин" и "13-я станция Большого Фонтана". Причалы в Аркадии, на Ланжероне, на 10-й ст. Большого Фонтана, 16-й ст. Большого Фонтана, в Черноморке и в Лузановке были построены как фундаментальные конструкции, выполненные с учётом зимних штормов и обледенений. Причалы в Отраде, на Дельфине и 13-й ст. Большого Фонтана были сезонными, они представляли собой временные конструкции, разбиравшиеся в зимний период времени. Причал на 13-й ст. Большого Фонтана просуществовал совсем недолго – уже с 1977 года он здесь не устанавливался и катера с тех пор больше никогда не подходили к берегу в этом месте. В середине 70-х годов интервал интервал движения катеров в летний период составлял 20-30 минут, а на участке Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия даже до 15 минут (благодаря дополнительным рейсам на этом участке линии).

    Начиная со второй половины 70-х годов катера работали на линии Порт Одесса – Ланжерон – Отрада – Дельфин – Аркадия – 10 ст.Большого Фонтана – 16 ст.Большого Фонтана – Черноморка с 40-минутным интервалом движения в летний период времени, и на линии Порт Одесса – Лузановка. Первая линия уходила от Одесского порта в южном направлении, а вторая – в северном. В мае и в сентябре катера не заходили в Отраду, в Дельфин и в Черноморку, конечным пунктом на линии южного направления становилась 16 ст.Большого Фонтана. В апреле и октябре работали линии Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия и Порт Одесса – Лузановка. С ноября по март при нештормовых и тёплых погодах катера ходили только по линии Одесса – Ланжерон – Аркадия с интервалами движения 1 – 2,5 часа.

    Кроме описанных линий существовала линия "Черноморка – Порт Ильичевск", обслуживавшаяся катерами Ильичевского морского порта. Также существовала паромная переправа через Сухой Лиман, она тоже обслуживалась Ильичевским портом. Эта линии обслуживались т/х "Анапа" и "Сокол" (тип "Аркадия"), "Одесский пионер" и "Рубин" (тип "Александр Грин"). Её северный причал находился на Одесском берегу Сухого Лимана ниже конечной остановки 27-го трамвая "Рыбный Порт", а южная конечная – уже на Ильичёвском берегу, у причалов базирования портофлота Ильичёвского порта.

    Порт-пункты в Отраде и в Дельфине прослужили недолго – в последний раз судозаходы к их причалам производились в 1986 году. В 1991 году в связи с закрытием на ремонт катерного причала, катера перестали заходить на 10 ст.Большого Фонтана. Ещё в 1991 году этот причал был разобран и планировалось начать строительство нового – но этим планам уже не было суждено сбыться. А с 1993 года уже были выведены из эксплуатации и катерные причалы в Черноморке и на 16-й ст.Большого Фонтана. В 1993 году катерные причалы и портпункты оставались лишь на Ланжероне, в Аркадии и в Лузановке. Начиная с 1993 года катера стали ходить в основном только по линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов). Навигация на этой, единственной оставшейся городской морской линии в Одессе с 1993 года производилась с мая по сентябрь, катера работали со средним интервалом движения в один час. В отдельные годы в середине 90-х годов в летний период выполнялись эпизодические рейсы по линии "Порт Одесса – Лузановка" и даже "Порт Одесса – Коблево" (без заходов, ночёвка в Коблево) и "Порт Одесса – Очаков" (без заходов, ночёвка в Очакове). К концу 90-х годов порт-пункт в Лузановке был закрыт, а сам причал пришёл в негодность и был разобран. К этому же периоду времени от причалов в Черноморке и на 10-й ст. Большого Фонтана оставались лишь остовы свай, в некоторых местах выступавшие из воды и представлявшие собой опасность для купающихся, и сохранившийся крупный фрагмент конструкции бывшего причала на 16-й ст.Большого Фонтана, который, впрочем, также не подлежал восстановлению.

    В середине 90-х годов у oдесских прогулочных катеров основным стал популярный вид деятельности: 45-минутные – 1-часовые морские прогулки по Одесскому заливу. Дело в том, что после того как работа на линиях была сильно сокращена и многие причалы были закрыты, для ряда катеров не находилось никакого применения. Но большинство из них ещё оставалось в портофлоте, т.к. были надежды на обратимость происходящих процессов. Естественным образом нашлось альтернативное применение – морские прогулки продолжительностью по 45 минут – 1 час с интервалом отправления в полчаса – 1 час. В ходе таких прогулок катер отходил от катерного причала, выходил из порта и направлялся в южном направлении. Пройдя на удалении от берега мимо Ланжерона и Отрады, где-то в районе Дельфина выполнялся поворот в сторону открытого моря, а затем – следование обратным курсом назад, в Одесский порт. Ранее, в 60-80х годах такие прогулки выполнялись по вечерам (обычно в 18:00 и в 20:00) из Аркадии, реже и от 16-й станции. Постепенно в силу ряда обстоятельств такие прогулки сделались самым популярным видом работы катеров, и в основном, именно благодаря такому их применению, впоследствии оказалось возможным сохранить несколько катеров в эксплуатации.

    На рубеже 1990-х и 2000-х годов начинаются эпизодические заходы катеров на Ланжерон. Количество рейсов на линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов) сокращается до 3-4 в день. В это время техническое состояние остававшихся катерных причалов в Аркадии и на Ланжероне резко ухудшилось, пассажирские операции с ними становились небезопасными. Ремонт этих причалов был бы уже недостаточным, а на строительство новых причалов средств уже не было. Последний год, в котором катера подходили к катерному причалу в Аркадии был 2002, а на Ланжероне – 2003. Впоследствие для обеспечения безопасности купающихся причал в Аркадии был разобран, причал на Ланжероне ещё больше обветшал и от него остался лишь остов металлической конструкции. Но порт-пункты в Аркадии и на Ланжероне закрыты не были. Для обслуживания катеров в Аркадии был соответствующим образом оборудован волнорезный пирс на южной оконечности пляжа. Он может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря). Аналогичным образом и на Ланжероне был оборудован волнорезный пирс, находящийся немного южнее бывшего катерного причала. Он также может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря).

    В настоящее время катера выполняют 45-минутные – 1-часовые морские прогулки от катерного причала Морского вокзала Одессы с выходом в открытое море, частота отходов зависит от времени года и погоды и составляет от получаса до нескольких отходов в день. С начала лета до начала сентября катера работают на пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия". Отходы от катерного причала Морского вокзала производятся ежедневно в 12:00, 14:00, 16:00 и в 18:00. Отходы из Аркадии также ежедневно в 13:00, 15:00, 17:00, 19:00. Эпизодические заходы выполняются и на Ланжерон. Кроме катерных причалов в Одесском порту на территории Одессы катера могут причаливать и выполнять пассажирские операции только в портпунктах "Аркадия" и "Ланжерон". Другие причалы не сохранились.

    Первоначально линии обслуживались старыми катерами "Капелла", "Пётр Лукомский" и "Прут", тремя катерами среднего класса типа "Алмаз" и полутора десятками малых катеров типа "Аркадия". Позже, в 60-е годы, был получен большой катер типа "Май" (переделанный в пассажирский катер небольшой грузовой теплоход типа "Ильичевск"). Ещё позже к ним присоединился серийный катер среднего класса типа "Радуга". "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту (в 60-е годы автор сайта "Одесса на колёсах" встретил на причале "Большой Фонтан" в Одессе катер "Петр Лукомский" до того как это судно было переведено в Ялту).

    Начиная с 1970 г. старые катера заменялись на новые 200-местные большие катера типа "Александр Грин". Изначально было получено 19 таких катеров. Ещё в 70-е годы один из них ("Одесский Пионер") был переведен в Ильичёвск, а в 80-е годы другой такой катер ("Валенсия", бывш. севастопольский катер "Спартак") был переведен в Одессу из Севастополя. Наконец, в первой половине 80-х портофлот Одессы пополнился прогулочным катамараном "Хаджибей", а во второй половине 80-х – большим катером "Молдова"(типа "Евпатория"), однако оба эти судна на регулярных линиях не ходили, а выполняли только прогулки, экскурсии, банкетные и специальные рейсы.

    Катер "Севастополь" изначально отличался от других катеров улучшенным интерьером салона и до распада СССР был региональным представительским судном. Рейсов с обычными пассажирами или туристами в этот период на нём не выполнялось.

    В разное время в 70-е и в 80-е годы несколько катеров ("Анатолий Бендиченко", "Варна", "Капитан Дудэ", "Григорьевка" и "Валенсия") были перестроены в так называемые служебные катера портофлота. В ходе ремонта суда оборудовались специальной носовой платформой, позволявшей подходить носом к стоящим на рейде судам и, таким образом, производить транспортировку членов экипажей или служащих порта между причалами Одесского порта и флотом, стоящим на рейде. В результате ремонта у этих катеров претерпевала изменения также и носовая часть переднего салона. Служебные катера портофлота иногда совершали рейсы с пассажирами по линии "Порт Одесса – Лузановка", а с 1993 года и по линии "Порт Одесса – Аркадия".

    Сильное подорожание горючего и цен на билеты в начале 90-х годов привели к резкому падению спроса на внутригородские морские перевозки вдоль побережья Одессы. Пoсле значительного сокращения линейного движения катеров и закрытия большинства порт-пунктов (в начале 90-х годов) требовалось уже не больше трети от прежних двух десятков катеров, и началась их постепенная реализация частным владельцам как в Украине, так и за границей. Несколько катеров было переведено в ВМФ Украины. Ещё в первой половине 90-х годов Одессу оставили катера "Марсель", "Оулу", "Гавана", "Яша Гордиенко", "Балтимор" и "Ливерпуль". Во второй половине 90-х постепенно ушли катера "Григорьевка", "Олег Вольвач", "Сегед", "Констанца", "Капитан Дудэ" и "Анатолий Бендиченко".

    После распада СССР с катера "Севастополь" был снят представительский статус и он стал совершать рейсы по пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия".

    После 1993 года "Молдова", самый современный Одесский катер, отправилась на Ближний Восток для выполнения прогулочно-экскурсионных рейсов под фрахтом тамошних туристических фирм. В 1996 году судно затонуло в регионе Синайского полуострова, позже было поднято и продано за пределы Украины. В первой половине 2000-х годов в Ильичёвске обнаружился катер "Балтимор". Он перестроен до неузнаваемости – очевидно что модернизация его конструкции повлекла повышение класса морского регистра, в результате чего судно может совершать любые морские переходы как настоящая морская яхта. Бывший катер принадлежит частным судовладельцам и сохранил своё прежнее название – "Балтимор" (на 2004 год). В середине 2000-х годов в Практической Гавани Одесского порта обнаружился катер "Ливерпуль". Он также сильно перестроен. Теперь это – тоже прогулочная яхта, принадлежащая частной фирме. Нзвание и этого бывшего катера также не изменилось – судно называется "Ливерпуль" (на 2006 год). В 2002-2006 гг. под именем "К. Дудэ" в Практической Гавани Одесского порта вне эксплуатации ржавел неизвестный катер. Он совершенно не соответствовал "подлинному" катеру "Капитан Дудэ", переделанному ранее в служебный катер портофлота. По внешним признакам это мог быть и "Олег Вольвач", но точной информации о том, что это за катер нет. Совершенно ничего не известно и о судьбе других катеров, которые по состоянию на 1991 год находились в Одесском портофлоте но были из него выведены в период между 1992 и 2000 годами. Можно лишь сказать, что в Одесском регионе их больше нет.

    В настоящее время из флота в 20 катеров осталось только 6: "Сплит", "Генуя", "Ванкувер", "Иокогама", "Валенсия" и "Севастополь" а также катамаран "Хаджибей". Катер "Валенсия", как говорилось выше, способен подходить к судам, стоящим на рейде.

    Ссылка на всю статью:
    http://odessatrolley.com/Ships

    Но материал в этой статье не совсем верный. Например, тут автор утверждает что катера ходили по двум маршрутам- от порта в Черноморку, и от порта в Лузановку. На самом деле был период (или всегда так было) что они ходили от Лузановки до Черноморки, с заходом на морвокзал и длительной (около 30 мин) стоянкой там. Ещё в Крыжановке, Вапнярке по сей день есть вполне целые на вид сооружения, напоминающие катерные причалы. Ходили ли туда катера?

    Очень хотелось бы увидеть старые фотографии советских времён , на которых были бы изображены катерные причалы и катера на Лузановке, Ланжероне и Аркадии, а так же сезонный причал в Отраде. Буду рад любым фотографиям и информации по этой теме.

    Сам выкладываю фотографию нынешней прогулочной флотилии - оставшиеся пять катеров во главе с Хаджибеем, снимок сделан во второй половине дня 27 августа 2009г.
    Так же по ссылке:
    http://rapidshare.com/files/280316717/kater-2.wmv.html
    выложен мой ролик прогулки на катере "СПЛИТ" 6 августа 2009г.
    Изображения
    • Тип файла: jpg flot.jpg (212.4 Кб, Просмотров: 158)


  2. Вверх #2
    Самый большой катер "пляжных" линий "Капелла" в акватории порта. 1966 год.
    Изображения
    • Тип файла: jpg 57-1.jpg (90.0 Кб, Просмотров: 126)

  3. Вверх #3
    Постоялец форума
    Пол
    Мужской
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,094
    Репутация
    489
    Очень интересно-спасибо. Действительно, фото бы побольше. Ребёнком слыхал, что на катерах танковые дизели устанавливались-сейчас сомневаюсь-из-за низкого ресурса. А команды были на них-циркачи: любо-дорого посмотреть, как швартовались. А "Кометы" сохранились, не знаете?

  4. Вверх #4
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16
    Справочная информация по дизелю 3Д12А:

    Частота вращения к\в, об. мин.: 1500
    Мощность, л.с.: 300
    Масса, кг: 2135
    Размеры: 2464х1052х1210
    Ресурс до 1-ой переборки, до кап. ремонта: 4500, 14000
    Удельный расход топлива, г/л.сч: 172 (+9)
    Удельный расход масла на угар, г/л.сч: 0.6


    Дизели типа 3Д12, 3Д12А предназначены для установки на суда различного назначения в качестве главных судовых дизелей, работающих на гребной винт. Указанные дизели высокооборотные, четырехтактные с непосредственным впрыском топлива. Типа 3Д12А и типа 3КД12Н - двенадцати цилиндровые с V образным расположением цилиндров и развалом блоков 600. Дизели типа 3Д12А, изготавливаются с алюминиевым картером. Остальные только с чугунным картером. Система охлаждения - жидкостная, циркуляционная, двухконтурная, с отдельно расположенными водо-водяным и водо-масляным охладителями и терморегуляторами. Для прокачки воды по внешнему контуру системы охлаждения на дизелях установлен насос забортной воды. Система смазки - циркуляционная, под давлением с "сухим" картером, с электронасосом для предпусковой прокачки системы. Дизели оборудованы реверс-редуктором, состоящим из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, предназначенной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, а также изменения направления вращения гребного винта судна. Выпускаются несколько моделей каждого дизеля, отличающиеся направлением вращения выходного вала реверс-редуктора: правого (по часовой стрелке) и левого (против часовой стрелки), смотря со стороны реверс-редуктора, а также редукцией на передний и задний ход . По заказу потребителей для замены выработавших ресурс дизели 3Д12 и 3Д12Л могут поставляться без реверс-редуктора: -3Д12АБр – 310 л.с. при 1500 об/мин левого вращения к/в с чугунным картером для работы с реверс-редуктором типа Сб.1225-00-5 или Сб.525-01-13; -3Д12АЛБр – 310 л.с. при 1500 об/мин правого вращения к/в с чугунным картером для работы с реверс-редуктором типа Сб.1225-00-5 или Сб.525-01-13; Следует иметь ввиду, что реверс-редуктор меняет направление вращения выходного вала (гребного винта) на противоположное. Дизели могут быть оборудованы дополнительным валом отбора мощности до 30 л.с. (ВОМ). Пуск дизелей осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Для зарядки аккумуляторных батарей дизели оборудованы генератором переменного тока со встроенными выпрямителем, регулятором напряжения и устройством подавления помех радиоприему. Управление дизелями и контроль за работой может осуществляться со щитка управления непосредственно на дизеле или с пульта управления , расположенного в рубке судна. По заказу потребителей для специальных судов дизели типа 3Д12А, 3Д12-1 и 3Д12А-1 могут поставляться в комплекте с системой ФК6501 (прибор функционального контроля дизеля), обеспечивающей с установленными на них механизмами, устройствами и реле (датчиками) аварийно-предупредительную сигнализацию и защиту по контролируемым параметрам (перегрев охл. жидкости и масла, падение давления масла и "разнос"). Эти дизели имеют марки: 3Д12АА, 3Д12АЛА, 3Д12А-1А, 3Д12АЛ-1А, 3Д12-1А, 3Д12Л-1А. Дизели удовлетворяют требованиям Правил Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра.
    Изображения
    • Тип файла: jpg diesel.jpg (93.9 Кб, Просмотров: 46)

  5. Вверх #5
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16
    Цитата Сообщение от katsmandu Посмотреть сообщение
    Очень интересно-спасибо. Действительно, фото бы побольше. Ребёнком слыхал, что на катерах танковые дизели устанавливались-сейчас сомневаюсь-из-за низкого ресурса. А команды были на них-циркачи: любо-дорого посмотреть, как швартовались. А "Кометы" сохранились, не знаете?
    По дизелям- ответ выше, что касается комет- то думаю что в Одессе их нету уже давно. Но зато есть катамаран "Крымская стрела", который уже 5-й сезон подряд осуществляет перевозки по маршруту "Одесса- Варна"

    Фото катамарана, август 2007г:
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: strela1.jpg
Просмотров: 111
Размер:	204.9 Кб
ID:	488845
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: strela2.jpg
Просмотров: 152
Размер:	280.4 Кб
ID:	488844
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: strela3.jpg
Просмотров: 99
Размер:	268.7 Кб
ID:	488846
    Последний раз редактировалось vlad_lu; 17.09.2009 в 00:03.

  6. Вверх #6
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16
    Фотографии катеров:

    "СПЛИТ"
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: split.jpg
Просмотров: 60
Размер:	197.0 Кб
ID:	488858
    "ВАЛЕНСИЯ"
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: valensiya.jpg
Просмотров: 117
Размер:	236.5 Кб
ID:	488862
    а также фрагмент кабины "Валенсии"
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: kabina.jpg
Просмотров: 115
Размер:	238.8 Кб
ID:	488859

  7. Вверх #7
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16
    Остатки катерного причала в Лузановке (2007г), полностью демонтированные в конце лета 2009 года.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: prichal1.jpg
Просмотров: 105
Размер:	110.6 Кб
ID:	488878
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: prichal2.jpg
Просмотров: 140
Размер:	213.1 Кб
ID:	488879

  8. Вверх #8
    Постоялец форума
    Пол
    Мужской
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,094
    Репутация
    489
    Ещё раз спасибо! Да..насчёт танкового-были недалеки от истины. Похож по схеме на дефорсированный и маринизированный с Т-34. Но вес... две тонны с гаком.. Сравнил навскидку с современным Янмаром-в пять раз легче..прогресс однако..

    http://www.marx-technik.de.axprod.ne...PA-STP_215.pdf

    А катера жалко. Разруха. Морской город, а водного транспорта нет. Ни для работы, ни для развлечений. Цены на аренду яхт неподъёмные-дороже, чем на Средиземном.
    Где они, одесские шаланды? Ничего, может доживём ещё..

  9. Вверх #9
    Много фотографий катеров, причалов и информации.
    http://odessatrolley.com/Ships

  10. Вверх #10
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    48
    Репутация
    16
    Цитата Сообщение от arkoh Посмотреть сообщение
    Много фотографий катеров, причалов и информации.
    http://odessatrolley.com/Ships
    Спасибо! Действительно много интересного нашёл!


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения