Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 0°С
Львов: 6°С

Тема: История Одессы (*)

Ответить в теме
Показано с 1 по 8 из 8
  1. Вверх #1
    мобильный Аватар для jay_dee
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса
    Возраст
    32
    Сообщений
    9,812
    Репутация
    4358
    Записей в дневнике
    20

    По умолчанию История Одессы (*)

    В бытность нашего существования, интерес нашей молодежи к истории Нашего Города отходит на второй план. Я думаю, что интерес к истории нашего города, его жителей, зданий, и т.д. заложен в Одесситах в генах. Да, в принице, наверное, у каждого в генах есть страсть знаний о городе, в котором живем. Особенно если этот Город, памятник архитектуре. Каюсь, моими познаниями истории Нашего Города не могу похвастаться , но совсем недавно я ощутил в себе потребность в познании таковой. Я думаю, многие из нас рано или поздно ощущают что-то подобное.
    Предлагаю, в этом топике, постами выкладывать отдельные эпизоды из истории Одессы, биографии его деятелей науки, культуры , исторических личностей , зданий, крупных предприятий, памятников и т.д. вообще, все что как-то связано с нашим прекрасным городом. Большая просьба, писать только по сабжу. Один пост - одна история, биография и т.д. Наличие фотографий, открыток и т.д. приветствуется. Интересные посты "оплачиваются" + 1 к репутации.

    ЗЫ Зачем это нужно ? Хотелось бы в одном месте собрать, как можно больше информации =) Если кто-то считает, что это глупо зантие, не стоит тратить на это время и никому не нужно - ну и пускай дальше так считает ...
    ЗЫЫ если материал слишком велик, можно давать ссылку, только самое интерессное =)
    Последний раз редактировалось jay_dee; 14.01.2007 в 14:42.
    Все рабы с удовольствием жалуются, но никто не хочет рисковать своей жизнью...
    (c) Филип Хосе Фармер


  2. Вверх #2
    Фотохудожник Аватар для MASS_N
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Krakow, Poland
    Сообщений
    5,194
    Репутация
    1442
    Порт и город Одесса были основаны в 1794 году — спустя три года после окончания русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Это примечательное событие объективно было подготовлено всем ходом длительного исторического развития.

    В результате выхода России на Северное Причерноморье в районе между Южным Бугом и Днестром открылась возможность практически приступить к реализации крупных государственных задач на юге страны. Известно, что еще в середине XVIII столетия существовавшая в то время так называемая Коммерц-коллегия тщательно изучала вопрос и представила в 1741 году на рассмотрение правительства разработанный ею проект, где наряду с прочим предлагалось создать на Черном море главный порт, который станет южным центром внешней торговли России со странами Средиземного моря.
    Обратим внимание на то, что здесь фигурирует идея «южного окна в Европу» как ключевой элемент всего замысла. И вот, спустя пятьдесят лет, наступил момент реализации. Ее начальным событием явился указ Екатерины II, изданный незамедлительно по окончании войны в 1791 году, которым предписывалось найти на Черном море такую местность и морскую гавань, где можно было бы предпринять устройство нового города и порта.
    Выбор места для такого строительства проходил в русле развернувшегося процесса активного освоения присоединенных Россией южных территорий. Еще в 1778 году был основан Херсон, в 1789 году — Николаев, в которых сформировались крупные центры отечественного военного кораблестроения на юге страны. В 1783 году с включением Крыма в состав Российской империи на месте, где некогда стоял Херсонес, приступили к строительству Севастополя— будущей главной базы Черноморского флота.
    Поиск подходящего пункта для строительства крупного морского торгового порта с самого начала был ограничен районом Северо-Западного Причерноморья. Причем Херсон и Николаев были сразу же отклонены главным образом в силу ограниченности навигационного периода по ледовым условиям зимой и ввиду их расположения на реках, в известном удалении от моря. Одно же из основных требований состояло в том, чтобы новый порт располагался на морском побережье.
    Планировались различные варианты. В частности, предлагался проект устройства морского порта путем подготовки бассейна в песчаном грунте на Тендре или за Кинбурнской крепостью. Но это предложение, хотя его выдвигал сам Потемкин, сразу же отпало по причине явного несоответствия требованиям, предъявляемым к условиям расположения морского порта. Более реальным выглядело предложение о строительстве порта в районе крепости Очаков. Играла роль и слава, которой пользовался в то время «Очаков грозный». В числе других за него выступил новый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Мордвинов. Хотя и этот вариант не был свободен от недостатков, ситуация поначалу складывалась именно в пользу Очакова.
    Тем не менее полной ясности для окончательного решения данного вопроса у Екатерины II не было. Об осторожном подходе в этом деле и о критериях, которыми надлежит здесь руководствоваться, свидетельствует указ императрицы от 7 июня 1793 года, данный на имя генерал-прокурора Самойлова, в котором сказано следующее: «...относительно до предполагаемого в Очакове построения гавани, то может ли оная от берега морского простираться и утверждена в водах морских, неимеющая от бурь, на море бываемых, никаких натуральных заграждений, или приличнее и для казны выгоднее устроить ее в другом месте? — о том снестись вам с начальником флотов наших черноморских и находящимися тамо инженерными генералами, дабы они, осмотря местоположение берега морского, постановили общее заключение и планы со сметами доставили к вам, и вы тогда не умедлите нам донести, для получения от нас крайней воли; между тем назначенную при Очакове гавань строением не начинать...» (цит. по: «Морской сборник», 1872, № 4).
    Сложность задачи усугублялась тем, что вообще далеко не все государственные деятели приветствовали саму идею создания крупного торгового порта на Черном море. В некоторых помещичьих кругах усмотрели в осуществлении этих планов ущерб для своих интересов; в частности, не нравились крепостникам массовые побеги крестьян на юг, к черноморским берегам. Выразителем этих настроений стал такой влиятельный администратор, как граф Ф. В. Ростопчин, ярый крепостник, немало интриговавший против И. М. Дерибаса в стремлении сорвать создание черноморского порта. Обстановка складывалась довольно сложная.
    Екатерининский указ совпадал по времени с активной деятельностью А. В. Суворова по освоению Хаджибея. К этой деятельности были привлечены авторитетные специалисты, прежде всего Дерибас и Деволан, располагавшие обширным опытом и хорошим знанием местности. Неудивительно, что именно в этой среде зародилась и стала наполняться содержанием идея «Хаджибейского варианта» создания главного морского порта.
    Во исполнение екатерининского указа Суворов организовал более детальное изучение вопроса. Соответствующее задание получила группа в составе И. Дерибаса, Ф. Деволана, А. Шостака с приданым им персоналом. После проведения обследований группа представила свои выводы. Вариант Очакова был категорически отвергнут. Указывались следующие его минусы: недостаточный по размерам и неудобный для маневрирования кораблей рейд; недостаточные глубины; регулярная замерзаемость лимана. В качестве альтернативного выдвинут вариант Хаджибея. Доводами в его пользу были: отличный рейд в заливе; благоприятные грунты для якорной стоянки; практически незамерзаемость, т. е. возможность круглогодовой навигации (в те годы чаще случались теплые зимы); отсутствие сильных течений. Заметим, что, хотя подыскивалось место для порта и города, явный приоритет в критериях выбора отдавался факторам морским, портостроительным.
    Изучив представленные материалы, Суворов признал правильным предложение о выборе Хаджибея местом строительства главного морского порта и города. Предложение подкреплялось убедительными проработками как в инженерном плане, так и в отношении внешнеторговых факторов. Делу был дан надлежащий ход Генерал-губернатор Новороссийского края граф П. Зубов (сменивший Г. Потемкина на этом посту) также согласился с выбором Хаджибея, и соответственно было доложено Екатерине.
    27 мая 1794 года Екатерина подписала рескрипт, адресованный вице-адмиралу Дерибасу, в котором сказано:
    «Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческою пристанью... устроение гавани сей мы возлагаем на вас и Всемилостивейше повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение свое имеет быть; работы же производить под надзиранием генерала графа Су-ворова-Рымникского, коему поручены от нас все строения укреплений и военных заведений в той стране. Придав в пособие вам инженер-полковника Деволана, коего представленный план пристани и города Гаджибея утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие...»
    Указанный документ, по сути, и положил начало истории порта и города Одесса. Правда, это имя городу было присвоено Екатериной позднее — 27 января 1795 года Указом, которым повелено селение Гаджибей обратить в город Одесса. Предполагается, что название нового города выбрано по аналогии с названием древнегреческого селения Одесс, когда-то находившегося на черноморском побережье — по одним предположениям, в районе Варны, по другим — на левом берегу Тилигульского лимана.
    * Документ этот был найден одесским историком прошлого века А. Скаль-ковским в Екатеринославском архиве. К нему приложен план города и порта с собственноручной надписью Екатерины II: «Быть по сему. В Царском Селе Мая 27 дня 1794 года».
    Как уже отмечалось, ведущим элементом всего замысла являлось создание крупного морского порта — «южного окна» России в Европу. Утвержденным Екатериной планом предусматривалось создание в Одессе трех гаваней — Карантинной, Купеческой и Военной. Само собою разумеется, что порт не может быть без города, и не случайно небольшое поселение Гаджибей здесь уже именуется городом, И далее выражена надежда, что в будущем городе торгующие получат «не только безопасное от непогод пристанище, но защиту, одобрение, покровительство...»
    Изображения
    Последний раз редактировалось MASS_N; 14.01.2007 в 15:04.
    То ли общество деградирует, то ли я умнею?

  3. Вверх #3
    мобильный Аватар для jay_dee
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса
    Возраст
    32
    Сообщений
    9,812
    Репутация
    4358
    Записей в дневнике
    20

    По умолчанию История рынка Привоз

    История рынка Привоз

    В каждом городе есть места, которые пользуются особой популярностью у жителей. Там никогда не бывает безлюдно. Чем они привлекательны? Наверное, своей незаменимостью и уникальностью. В Одессе одно из таких мест - "Привоз". Можно уверенно сказать, что одесский крестьянский рынок "Привоз" - единственный в Украине рынок, удостоенный чести национальной легенды, а каждый одессит, воспринимающий рынок как повседневное явление собственного быта, не может даже предположить существование родного города без этого места.
    История возникновения и развития крупнейшего в Украине крестьянского рынка тесно связана с историей градостроительного и экономического развития города.
    В 1793 году И. де Рибас, Ф. Деволан и А. Шостак обследовали черноморское побережье и признали самой удобной для торгового города и главного порта территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 года был издан указ об основании города Хаджибей и утвержден план его развития, выполненный Ф. Деволаном. 22 августа 1794 года состоялась закладка порта. В результате порт смог принимать суда, что положило начало интенсивному развитию торгового порта, который уже в январе 1794 года был назван Одессой. План города, разработанный Деволаном, был утвержден в 1794 году вместе с указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, из которой впоследствии при разработке рабочего проекта заимствовались размеры кварталов улиц, принцип композиционного построения.
    Окончательный план Одессы, доработанный самим Деволаном, а затем инженерами П.Харламовым и Е.Ферстером, Александр I утвердил только 27 июня 1803 года.
    Порт со всеми его строениями к тому времени уже активно развивался на низменной прибрежной полосе. Для собственно города был отведен участок на возвышенном плато с большими территориальными резервами. В качестве планировочного модуля были приняты прямоугольный квартал со сторонами 40-60 саженей и улица шириной 15 саженей (около 32 метров). В композиционном отношении жилая зона представляла собой две сетки кварталов, расположенных по отношению друг к другу под углом 45 градусов. Такой разворот плана был продиктован дугой берега и стремлением проектировщиков направить максимум улиц в сторону моря. Для связи жилой застройки с портом удачно использовались естественные спуски - овраги, поскольку их направление совпадало с ориентацией главных улиц. Главная ось общественного центра намечалась по линии Военной балки в виде широкого Александровского проспекта. На нее предполагалось "нанизать" две площади, ставшие впоследствии рыночными - Греческой и Старобазарной.
    Александровский проспект впоследствии стал осью городского торгового центра и диктовал его развитие за пределами проектируемых границ города. Первым крупным рынком города стала нынешняя Греческая площадь (1804-1840 годы), по периметру которой архитектор Ф.Фраполли соорудил двухэтажные лавки с колонными галереями. Их фрагменты до сих пор сохранились. Основной причиной такого активного развития Греческой площади была хорошая связь с портом через Гаванную улицу и Военный спуск. Впоследствии Греческая площадь постепенно преобразовалась в район дорогих магазинов, а рынок перекочевал на Старобазарную. Несмотря на то, что проект ее застройки принципиально повторял рынок на Греческой, по сути, он отличался и масштабностью и функциональными особенностями. Этот рынок просуществовал до начала XX века. К середине XIX века вокруг Одессы выросла сеть сельских поселений, часть которых составляли селения колонистов. Это увеличило приток сельскохозяйственных продуктов и Старый базар, застроенный по классической схеме - периметральными торговыми рядами и не имевший в центре стационарных рядов или палаток, напоминал традиционный восточный базар с изобилием товаров, продуктов, людей различных сословий. К шестидесятым годам XIX века практически вся территория города в границах плана Деволана была застроена. С 20-х годов в Одессе стала функционировать зона Порто-Франк с жестким пограничным режимом, т.е. зона беспошлинной торговли. Город переживал невиданный экономический взлет. Поток товаров вырос до такой степени, что Старый базар не обеспечивал в полном объеме потребности города. Естественно, что это способствовало зарождению нового рынка, который тоже расположился по линии Александровского проспекта на границе зоны Порто-франко. На этом месте, на пересечении улицы Пантелеймоновской и Александроваского проспекта образовался стихийный рынок с соответствующим названием - "Привоз".
    История "Привоза" начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок . С тех пор он стал главным рынком Одессы. В 1913 году архитектор Ф.Неструк построеил еще четыре 2-х этажных здания (“Фруктовый пассаж”), удачно дополнивших архитектурный комплекс “Привоза”. Первоначально "Привоз" выглядел очень непритязательно: неблагоустроенный земельный участок, на котором торговали жизненно необходимыми для города товарами - сеном, водой, дровами, лошадьми, скотиной, рыбой, бахчей, овощами, фруктами. Кстати говоря, многие современные названия улиц, расположенных в районе "Привоза", произошли от названий тех товаров, которыми там торговали (Сенная площадь, Шалашный, Новорыбный переулки). Торговали на "Привозе" крестьяне из Бесарабии и окрестных поселений колонистов. На фоне других рынков Одессы "Привоз" сразу же выделился за счет своих размеров и удачного местоположения (на пересечении торговых путей), но при этом долго имел хаотичную планировку и временные постройки.
    В 1842 году по проекту архитектора. Т.Торичелли на углу улиц Екатериненской и Ланжероновской был построен гостиный двор - “Пале-Рояль”, в дословном переводе означает “Королевский дворец” – и состоял он из 44 торговых лавочных галерей. В этом же году на площади Старого базара архитектор Г.И. Торичелли построил здание – торговые ряды по Большому проспекту (ныне проспект Мира). А в 1903 году было завершено 15-летнее строительство Нового рынка .
    Из отчета г-на Лорера (Городское управление) известно, что уже в 1797 голу “Всякий базар” (тогда Русский и Греческий) имел своего смотрителя или, так называемого “базарного”, обязанности которого определялись особой инструкцией Городского управления.
    В 1798 году взамен смотрителей учреждены должности базарных надзирателей, на которых возлагалось наблюдение за тем, чтобы не было перекупа, дороговизны жизненных припасов и других злоупотреблений, как на городских рынках, так и при таможне.
    Желая удешевить цены на жизненные припасы, Городское управление в 1797 году заключило контракт с купцом Филиповым, предоставляя ему монополию “иметь разницу” и “чинить продажу” мяса самого хорошего качества, “дабы покупщики не имели жалоб”, с правом продавать во время постов не дороже чем по 4-5 копеек за фунт (400 гр) баранины и 3-4 копейки за фунт говядины. Такса на жизненные припасы была отменена Городской думой в 1860 году.
    С введением Городового Положения в 1863 году организована торговая полиция. В состав ее входили торговая депутация, торговые, базарные и рыночные смотрители, торговые старосты. На них возлагались специальные обязанности следить за порядком торговли на рынках. Смотрители были лицами выборными и избирались из купеческого и мещанского сословий.
    Одной из первых забот Новой Думы была очистка базаров и рынков от загрязнений. Для покрытия расходов по очистке, каждый воз, привозивший что-либо на базар, облагался сбором по 3 копейки в день, постоянные же торговцы облагались таким сбором раз в неделю.
    Со временем, специальные сборы на очистку базаров был отменены и очистка производилась за счет городских доходов.

    были использованы материалны
    Журнал: «Дом и интерьер», №2, 1999 г.
    odessaonline.com.ua
    live.od.ua
    Изображения
    • Тип файла: jpg troick.jpg (62.8 Кб, Просмотров: 46)
    Последний раз редактировалось jay_dee; 14.01.2007 в 15:50.
    Все рабы с удовольствием жалуются, но никто не хочет рисковать своей жизнью...
    (c) Филип Хосе Фармер

  4. Вверх #4
    Как уже сказано: 27 мая 1794 года Екатерина подписала рескрипт, адресованный вице-адмиралу Дерибасу, в котором сказано:
    «Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческою пристанью...


    А день города - 2 сентября.
    Никто не задумался почему?
    2 сентября (по новому стилю) 1794 года был заложен первый камень.
    22 августа 1794 года в торжественной обстановке были забиты первые сваи порта и заложены первые камни города.
    Все хотят попасть в рай, но никто не хочет умирать

  5. Вверх #5
    Посетитель
    Пол
    Женский
    Адрес
    Одесса
    Сообщений
    120
    Репутация
    26
    Прощу прощения за длинный копи-паст, но все равно копирайт принадлежит небезызвестным господам Губарю и Добролюбскому.


    Ритуал и место основания Одессы

    Обнаружение археологических остатков ритуала основания Одессы произошло при окончании раскопок на углу нынешних Ланжероновской и Ришельевской улиц. Эти раскопки мы задумали и осуществили с писателем и краеведом Олегом Губарем осенью 1995 года. Нам тогда хотелось узнать, что может получиться, если покопаться в мусорных ямах знаменитой ресторации Отона, прославленной великим Пушкиным. Хотя научное обоснование таких работ могло бы показаться сомнительным, нам все же удалось убедить городские власти дать на них разрешение. И, с некоторым недоумением, власти нам позволили на время разнообразить хрестоматийный городской пейзаж близ Оперного театра пыльным котлованом, окруженным кучами земли и старого строительного мусора.

    Находка была совершенно неожиданной и произвела на нас очень сильное впечатление. На дне упомянутого котлована, при зачистке фундамента первого одесского дома — князя Григория Волконского, в заполнении первой траншеи Одессы, непосредственно на кирпичном фундаменте мы нашли обломки хрустальных бокалов и подноса, бутылочные осколки с пробкой, монету — «пятак» 1784 г. с вензелем императрицы Екатерины и российским двуглавым орлом, а также проржавевший кинжал, от которого сохранилась лишь рукоять и прилегающая к ней часть лезвия. Бокалы частично «восстанавливались» из собранных осколков —они имели формы, близкие к современным фужерам. Археологически очевидно, что бокалы были разбиты об кирпичный фундамент в открытой траншее — затем эта траншея была засыпана. Екатерининский «пятак», аккуратно положенный гербом вверх, ясно датировал время этого возлияния, т. е. terminum post quem (временной рубеж, позднее которого произошло событие) — после 1784 г., года чеканки монеты (Губарь, Добролюбский 1996: 17).

    Мы оказались тогда на том самом месте, где ровно 201 год и два месяца тому назад, у открытой траншеи, из этих бокалов выпили именно вице-адмирал Иосиф де-Рибас со своим другом, генерал-поручиком Григорием Волконским. И сделали это в день основания Одессы, 22 августа 1794 г. А перед нами — археологические следы первого празднования Дня ее рождения.

    Установлено, что 19 августа де-Рибас, начальник Экспедиции строительства города и порта, вручил Волконскому «Открытый лист №1» — право на владение участком, который мы раскапывали (Смольянинов 1852: 330). Значит, через три дня, 22 августа, они торжественно выпили у закладной траншеи и, в знак зачатия и на грядущее счастье будущего города, разбили свои бокалы об кирпичный фундамент «дома №1» — дома Волконского, который, как известно, находился на углу нынешних Ланжероновской и Ришельевской улиц. Таким образом, мы чудом нашли археологические остатки этого возлияния, обозначающего место основания Одессы — и они выставлены сейчас в экспозиции Одесского историко-краеведческого музея (рис. 1).

    Разбитые бокалы — типичные кубки в терминологии того времени — были роскошны и распространены в обиходе российской знати второй половины ХVIII века. Они крайне редки в Причерноморье. Типологически такие кубки (бокалы) представлены в собраниях Исторического музея в Москве, Эрмитажа, крупнейшем собрании русского стекла Е. и Ф. Лемкуль и др. (Губарь, Добролюбский 1996: 17). Бокалы нашим вельможам были поданы, видимо, кем-то из присутствовавших на хрустальном подносе, который вслед за этим также был разбит о каменную отмостку в открытой траншее. Мог ли этот поднос держать в руках Франц де-Волан?

    Предлагаемая реконструкция обрядовых действий участников основания Одессы 22 августа 1794 года по археологическим наблюдениям кажется наиболее вероятной. Мы столкнулись с достаточно привычным ритуалом возлияния при закладке дома. Такой обряд прослеживается со времен седой античности и был широко распространен в эпоху классицизма. Особенно стойким он был в среде российской военной знати — об этом однозначно свидетельствует вся литература эпохи. Поэтому неудивительно, что участники обряда в конце XVIII века ведут себя как античные «культурные герои» (Кнабе 1993: 343-364).

    Даже беглое рассмотрение античной обрядовой традиции показывает, что монета в основании постройки — это лишь символ благополучия дома. Однако изначальный античный сакральный смысл этого символа в ментальности классицизма меняется — монеты закладывались под памятник. В европейской и российской культурной традиции второй половины XVIII — начала XIX вв. это наблюдается почти повсеместно. Под памятники выдающимся «культурным героям» эпохи классицизма очень часто закладывались монеты. Дабы не обращаться к петербургским примерам («Медный всадник», памятник А. В. Суворову на Марсовом поле и пр.), приведем здесь одесский. «В 1827 году, 30 июля, произведена была закладка подножия памятника Дюку де-Ришелье», —пишет К. Смольянинов в «Истории Одессы». — «По совершении молебствования и освящении места, в углублении самого большого камня, составляющего фундамент памятника, положены были различные медали и монеты, принадлежащие к царствованиям Людовика XVI, Екатерины II, Павла I, Александра I, Людовика XVIII, которым Ришелье имел счастье служить. К сим памятникам присовокуплена была медаль Государя Императора Николая Павловича, несколько серебряных монет 1827 года и бронзовый медальон с изображением покойного Дюка, выбитый по случаю смерти его в Париже в 1822 году» (Смольянинов 1852: 405). О выраженном античном облике Дюка — памятника Ришелье здесь нет нужды напоминать.

    Итак, мы нашли место закладки не просто дома, а Города. Что же мог иметь в виду Иосиф де-Рибас, закладывая в основание будущего Города монету с вензелем своей государыни-императрицы? Уж не памятник ли самому себе?

    Как бы там ни было, ясно, монета и кинжал, освященные ритуальным возлиянием в момент рождения Города, означали для де-Рибаса нечто очень личное и существенное. В этих символах явно содержался особый, известный только ему смысл. А это значит, что, обнаружив их археологические остатки, мы, образно выражаясь, невольно коснулись тайны рождения Одессы, тайны ее происхождения и имени, которую нам оставил ее основатель.

    Что же это за тайны? Напомню, что, несмотря на двухвековые усилия историков, по-прежнему остаются совершенно неясными два обстоятельства: зачем де-Рибас столь упорно добивался, чтобы город был основан именно на этом месте, несмотря на жесточайшее противодействие влиятельных противников. И почему город был впоследствии назван именно Одессой — тайно, без всякого указа, задним числом? Почему это было для него так важно? Попытаемся установить смысл этого поступка, венчающего успешное осуществление некого замысла.

  6. Вверх #6
    Кайзер всея Германiи

    Аватар для Kaiser_Wilhelm_II
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса
    Сообщений
    7,371
    Репутация
    1040
    Содержание предыдущего поста слышал лично от Добролюбского в связи с его докладом о том, что побережье Одесского залива - идеальное место для строительства порта с стратегической точки зрения, так как именно тут проходит глубоководный фарватер из устья Днепра.
    Редактор "Южного Курьера"

  7. Вверх #7
    мобильный Аватар для jay_dee
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса
    Возраст
    32
    Сообщений
    9,812
    Репутация
    4358
    Записей в дневнике
    20
    Последний раз редактировалось jay_dee; 17.01.2007 в 23:30.
    Все рабы с удовольствием жалуются, но никто не хочет рисковать своей жизнью...
    (c) Филип Хосе Фармер

  8. Вверх #8
    Постоялец форума Аватар для Omega
    Пол
    Женский
    Адрес
    Город-Герой Одесса
    Сообщений
    1,565
    Репутация
    1249

    По умолчанию Итальянцы в Одессе

    Страх убивает разум...(с)


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения