Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 0°С
Львов: 5°С

Тема: Глобализация - современная химера?

Ответить в теме
Показано с 1 по 1 из 1
  1. Вверх #1
    User banned Аватар для BWolF
    Пол
    Мужской
    Адрес
    Одесса, Новороссия, украина Руси
    Сообщений
    11,777
    Репутация
    6746
    Записей в дневнике
    46

    По умолчанию Глобализация - современная химера?

    "Химера - это нечто, внешне существующее,
    но не имеющее никаких реальных оснований
    для своего существования; это плод
    рационалистических построений, не имеющий
    онтологической (т. е. бытийной) основы"
    (Е.Хохлов)

    Слово "химера" используется для обозначения невозможного, несочетаемого. "Ложная идея, пустой вымысел" — такое определение химеры дают многие словари. Е.Хохлов отметил: "Если исключить исконное (древнегреческое), а также европейское средневековое понимание слова, под химерой все современные энциклопедические и толковые словари трактуют неосуществимую, несбыточную и странную мечту, фантазию".

    В биологии "химера" – это организм неоднородный генетически. В этнологии – способ взаимодействия этносов. Символ "химера" использовал Лев Гумилев. Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов. Химера – это контакт несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при котором исчезает их своеобразие (примером является Хазария). Творческое развитие идей Льва Гумилева в конце ХХ века позволило последователям Гумилева позиционировать глобализацию, в процессе развития которой исчезает этническое своеобразие народов, как химеру.

    В.Махнач вводит понятие "химера" в сферу культуры: "Введенная в обиход Л. Н. Гумилевым категория "химера" относится, конечно, к этнологии, но проявляется, может быть, в наибольшей степени в истории культур. "Химерой" называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Это может быть вторжение культуры, а может быть и вторжение грубой политики. Однако политику мы вправе рассматривать как составную часть культуры, а политическую историю — как составную часть истории культур".

    Для нас сегодня наибольший интерес представляют политические химеры. Для того, чтобы формализовать и объективизировать политические химеры, необходимо выявить основные признаки химер.

    В.Махнач выявил взаимосвязанность "химеры" и "антисистемы": "Л.Н. Гумилевым было открыто, что антисистемы появляются на границах суперэтнических систем и являются экстерриториальными. Особое положение в генезисе антисистем занимают химеры. Химера - это форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных людей. В отличие от этноса химера не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь. Как правило, химеры складываются за счет вторжения представителей одного суперэтноса в области проживания другого, после чего агрессор пытается жить не за счет использования ландшафта, а за счет побежденных. Результатом в конечном итоге всегда бывает распад и гибель химеры, так как победители деградируют не в меньшей степени, чем их жертвы".

    Концепты Хохлова позволяют по-иному взглянуть на основные признаки химеры:

    · Химера – это несочетаемое соединение двух и более самодостаточных явлений, воззрений, теорий или концепций

    · Ложь и обман – одна из доминант поведенческого стереотипа в химере

    · Химера, в отличие от естественноисторического явления, бесследно исчезает


    Как это ни покажется парадоксальным, но именно бесследное исчезновение химеры является ключевым признаком химеры в сфере интеллекта.

    Противоестественное соединение

    И.Шишкин констатирует следующее: "Говоря о химере, следует отдавать себе отчет в том, что ее разрушительное воздействие обусловлено природными закономерностями, а вовсе не тем, что одни люди хорошие, а другие плохие. Они разные, разные настолько, что их нельзя совместить".

    Е.Хохлов фокусирует внимание на итогах традиционного метода исследования какого-либо явления, известного как "бритва Оккама": "Чрезвычайно характерной особенностью юридической (как и любой другой подобного рода) химеры является то, что в отношении ее совершенно невозможно применить знаменитую бритву Оккама: после применения этой "бритвы" не остается вовсе никаких сущностей либо обнажаются сущности, весьма хорошо известные ранее, порой известные до степени банальности (в последнем случае можно говорить о псевдоморфозе как варианте юридической химеры)".
    Ложь – источник существования

    В.Махнач выделил существенное: "Как писал Л. Н. Гумилев, химеры - питательная среда для возникновения антисистем, ибо принцип антисистемы - ложь - всегда присутствующий в химерах, допускает обман как поведенческий стереотип. Так что в потоке нормального этногенеза антисистема не может возникнуть. Однако при совмещении двух суперэтносов, когда в зоне контакта возникает этническая химера, антисистемы развиваются со страшной силой. И ведь нельзя сказать, что к принятию негативного взгляда на мир побуждает ухудшение бытовых условий или экономические затруднения".

    Отметим, что выявленные признаки химеры должны в полной мере характеризовать то явление, которое может быть названо политической химерой. Принципиально важным является также то, что понятие "антисистемы", являющееся комплиментарным по отношению к "химере", не введено в число признаков химеры, так как "антисистема" – это самодостаточное явление.

    Антисистема

    Интеллектуальный символ "антисистема" связан с символом "химера". В.Махнач отметил следующее: "Другая введенная Гумилевым категория - категория "антисистема" - в истории встречается чаще, живет долго, заметна меньше, нежели "химера", хотя, по-видимому, вызывает куда бОльшие негативные последствия. Относится она к области истории культур. Строгого определения антисистемы Гумилев не дал. Антисистемы настолько разнообразны и у них настолько смазанные черты, что пока дефиниции никому не удаются, хотя антисистема - не такое фундаментальное понятие, как культура. Тем не менее, описать антисистему можно, у нее есть характерные черты". По Махначу "антисистемы - это системы, которые способствуют сокращению жизни этноса, а не ее сохранению. Гумилев в конце жизни считал, что вообще все антисистемы образуются в зонах контакта, т.е. они в некотором смысле бродят рядом с химерами".
    (Компиляция из - http://www.polit.nnov.ru/2008/12/26/symbolhimera/)
    Получается, что глобализация - суть химера, которая нежизнеспособна и склонна к распаду? А как Вы считаете?
    Последний раз редактировалось BWolF; 12.06.2009 в 16:46.


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения