Одесса: 9°С (вода 9°С)
Киев: 2°С
Львов: 4°С

Тема: Язык, как феномен, явление, инструмент, наслаждение, вдохновение.

Ответить в теме
Показано с 1 по 5 из 5
  1. Вверх #1
    Постоялец форума Аватар для NordSol
    Пол
    Женский
    Сообщений
    1,820
    Репутация
    2453
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Язык, как феномен, явление, инструмент, наслаждение, вдохновение.

    Кажется, можно, наверное, предположить, что, конечно, запятых, бесспорно, много, но, разумеется, по всем, полагаю, правилам.
    "Я хотела бы улучшить мир тем, что в нем живу". с


  2. Вверх #2
    Постоялец форума Аватар для NordSol
    Пол
    Женский
    Сообщений
    1,820
    Репутация
    2453
    Записей в дневнике
    6
    Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
    — Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
    Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

    — Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
    — Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
    «Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
    — Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
    — Я, собственно… — собеседник замялся.
    — Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…
    — Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
    — Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
    — Говорите, я запомню.

    В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
    — Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

    Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

    Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

    В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

    «Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
    Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

    Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
    — Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
    Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
    — С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
    — Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
    — Нигде? — спросил Максим тихо.
    — Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
    — Да, продолжайте, пожалуйста.

    — В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
    Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

    — Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
    — Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
    — У вас есть дети?
    — Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
    — Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

    Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
    — Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

    — Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
    — Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
    Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
    — Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

    — Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

    Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
    — Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
    «Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
    Лермонтов «Мцыри».
    Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…
    Максим слушал.
    — Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
    — Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

    День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

    Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
    Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
    Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
    Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
    Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

    Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
    — Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

    Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

    Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
    — А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
    — В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
    — Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
    — Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
    — Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
    — С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
    — Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

    Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

    «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

    Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

    Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

    Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

    Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

    Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
    — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
    — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
    — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
    — От… От кого?!
    — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

    — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
    Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
    — Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

    — Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
    Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
    — Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

    Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)
    "Я хотела бы улучшить мир тем, что в нем живу". с

  3. Вверх #3
    Постоялец форума Аватар для NordSol
    Пол
    Женский
    Сообщений
    1,820
    Репутация
    2453
    Записей в дневнике
    6
    Шуточные правила русского языка для учивших, забывших и никогда не знавших.

    1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
    2. Страдательный залог должен быть избегаем.
    3. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
    4. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
    5. Что касается незаконченных предложений…
    6. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
    7. Предложение из одного слова? Плохо.
    8. И не начинайте предложение с союза.
    9. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
    10. Провиряй по словарю напесание слов.
    11. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше её выполоть.
    12. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
    13. Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы.
    14. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
    15. Кому нужны риторические вопросы?
    16. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
    17. Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам.
    18. Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
    19. Небезинтересно было бы взымать штраф с безолаберных за неверное написание гласных после приставок.
    20. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
    21. Не ставьте два "не" подряд, если это не необходимо.
    22. У слова "нет" нету форм изменения.
    23. Коллеги обращения надо как-то выделять.
    24. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
    25. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
    26. Заканчивать предложение местоимением – дурной стиль, не для этого оно.
    27. Если неполные конструкции, – плохо.
    28. Правило гласит, что "косвенная речь в кавычки не берётся".
    29. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
    30. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный
    31. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
    32. Будьте более или менее конкретны.
    33. Слов порядок речи стиля не меняет?
    34. Это тебе, автор, (нельзя прерывать повествование в неожиданном месте) понятно о чём пойдёт дальше речь, но пожалей людей, не вынуждай перечитывать.
    35. Применяя деепричастный оборот всегда выделяйте его запятыми.
    36. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
    37. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
    38. Повторно повторять все повторяющиеся однокоренные слова – это тавтология – лишнее излишество.
    "Я хотела бы улучшить мир тем, что в нем живу". с

  4. Вверх #4
    Постоялец форума Аватар для NordSol
    Пол
    Женский
    Сообщений
    1,820
    Репутация
    2453
    Записей в дневнике
    6
    44 страшилки русской грамматики.

    1. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением.
    2. Помните о том, что в большинстве случаев связку "о том" можно исключить.
    3. Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения.
    4. Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции.
    5. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
    6. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
    7. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
    8. Не забывайте про букву "ё", иначе трудно различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
    9. И в оффшорном оффисе кристалльно чётко представляйте, где пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны.
    10. У слова "нет" нету форм изменения.
    11. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.
    12. Не редко человек ниразу правильно нинапишет "не" и "ни" с глаголами и наречиями.
    13. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
    14. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
    15. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
    16. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
    17. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.
    18. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.
    19. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
    20. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
    21. Проверяйте в тексте пропущенные и лишние слова в тексте.
    22. Правило гласит, что "косвенная речь в кавычки не берётся".
    23. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
    24. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
    25. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
    26. Правиряйте по словарю напесание слов.
    27. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
    28. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
    29. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
    30. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
    31. Ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы.
    32. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
    33. Будьте более или менее конкретны.
    34. Как учил Эмерсон: "Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли".
    35. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
    36. Убирайте и изгоняйте из речи тавтологии – избыточные излишества.
    37. Сознательно сопротивляйся соблазну сохранить созвучие.
    38. Hанизывание существительных друг на друга приводит к затруднению понимания метода решения уравнения.
    39. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
    40. Если хочешь быть правильно понятым, never use foreign language.
    41. Использование терминов, значения которых вы не вполне понимаете, может привести к аффектированным инсинуациям в ваш адрес.
    42. Использование нерусифицированного шрифта ведет к íåïðåäñê&# 224;çóåìûì ïîñëåäñò&# 226;èÿì.
    43. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно-русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.
    44. Если, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, сорняки особо не используй, вот.
    "Я хотела бы улучшить мир тем, что в нем живу". с

  5. Вверх #5
    Постоялец форума Аватар для NordSol
    Пол
    Женский
    Сообщений
    1,820
    Репутация
    2453
    Записей в дневнике
    6
    Как придумали французский язык:
    - А давайте половина букв будет читаться бог знает как, а половина вообще не будет!
    - Палки сверху не забудь!

    Как придумали английский язык:
    - А давай, букв будет немного, все они простые, но гласные пусть читаются как попало.
    - И чтобы значение слова менялось непредсказуемо в зависимости от предлогов и социального статуса говорящего/пишущего!

    Как придумали итальянский язык:
    - А давай все слова будут заканчиваться на гласные!
    - И руками махать. А то жарко.

    Как придумали испанский язык:
    - А давай поприкалываемся над итальянским языком!

    Как придумали русский язык:
    - А давай писать слова в случайном порядке, а смысл передавать интонациями!
    - Приставки и суффиксы не забудь!

    Как придумали немецкий язык:
    - Мы люди экономные, зачем нам лишние пробелы?
    - Лучше букв добавь!

    Как придумали китайский язык:
    - А давай вместо слов использовать звуки природы!
    - Смотри какую я каляку-маляку нарисовал. Вот тут как бы Солнце, вот тут быки пашут Землю. Пусть это означает стол!

    Как придумали японский язык:
    - А давай говорить все звуки с одной интонацией?
    - Как собака лает. Чтобы все боялись.
    "Я хотела бы улучшить мир тем, что в нем живу". с


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения