Одесса: 5°С (вода 9°С)
Киев: 1°С
Львов: 6°С

Тема: Создаем тексты правильно: советы бывалых, цитаты великих, общие рекомендации и критика

Ответить в теме
Страница 1 из 3 1 2 3 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 47
  1. Вверх #1
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Создаем тексты правильно: советы бывалых, цитаты великих, общие рекомендации и критика

    Кто пишет по зову души или по долгу службы - включайся в тему.
    Прозаик, журналист, копирайтер - делись опытом, советами, ссылками, цитатами!
    Девиз темы: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»
    Последний раз редактировалось Resod; 20.06.2012 в 16:44.
    Keep hope alive


  2. Вверх #2
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Первый камень в здание темы

    Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
    Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений.
    Не говорю о беспристрастии — кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями.
    Где нет любви к искусству, там нет и критики. Хотите ли быть знатоком в художествах? — говорит Винкельман. — Старайтесь полюбить художника, ищите красот в его созданиях.
    А. С. Пушкин. О критике

    Для выражения идей надо уметь выбрать слово. Чтобы довести свои идеи до других людей, необходимо не только четко их сформулировать, но и облечь в слова, адекватно и ясно отражающие их смысл.
    Джеймс Мэдисон, четвёртый президент США

    Невнятица у пишущего только тогда, когда он сам недовнял, недоуслышал, недоувидел, то есть попросту, когда он сам в точности, а иногда и вовсе не знает, о чем говорит, — тогда смысла искать бесполезно, и всякое вникание — зря, ибо за словами — «что-то», а часто — ничего. Но внимательный и любящий читатель сразу различит, с какой невнятицей имеет дело, с авторской маловнятностью или с собственной недостачей слуха, с авторской немощью или с собственной.
    Марина Цветаева. Поэт-альпинист

    Марксисты - единственные, кто дает ответ на вопросы типа: “Чего ты хочешь достигнуть своим романом?” Перефразировка: какой перемены в поведении читателей ты хотел бы достигнуть?
    Бертольт Брехт. О литературе

    Задача писателя неизменна. Сам он меняется, но задача его остается та же. Она всегда в том, чтобы писать правдиво и, поняв, в чем правда, выразить ее так, чтобы она вошла в сознание читателя частью его собственного опыта.
    Эрнест Хемингуэй

    Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.
    Мераб Мамардашвили

    Наша задача – летописать, каждый своим способом, этот мир света и тени в моменты, которые никогда не повторятся, каждый из них – только сегодня.
    Эдвард Эбби
    Последний раз редактировалось Resod; 01.06.2012 в 17:09.
    Keep hope alive

  3. Вверх #3
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40
    Писательское мастерство: советы для работы с текстом
    Процесс творчества невозможно описать математически точными формулировками — он сугубо индивидуален и всегда зависит от способностей, интуиции и опыта автора. Однако практически для любой деятельности можно сформулировать технические правила и руководства, придерживаясь которых человек способен без лишних ошибок добиться своей цели и быстрее освоить уроки и выводы, сделанные великими предшественниками. «Теории и практики» публикуют советы от пяти признанных авторитетов о том, как сделать процесс написания текстов максимально плодотворным...
    Keep hope alive

  4. Вверх #4

  5. Вверх #5
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40
    Сегодня копирайтеров - как собак нерезанных. При этом настоящих копирайтеров, способных создавать качественные тексты - кот наплакал. Советы бывалых копирайтеров в статье:
    Копирайтеры Red Keds, BBDO и «Восхода» рассказывают о том, как полюбить слова
    Последний раз редактировалось Resod; 01.06.2012 в 17:58.
    Keep hope alive

  6. Вверх #6
    Цитата Сообщение от Владимир Летов Посмотреть сообщение
    Сегодня копирайтеров - как собак нерезанных. При этом настоящих копирайтеров, способных создавать качественные тексты - кот наплакал. Советы бывалых копирайтеров в статье:
    Копирайтеры Red Keds, BBDO и «Восхода» рассказывают о том, как полюбить слова
    А особая сумятица с трактованием самого названия ремесла "копирайтинг". Нынче всякий, хоть чуточку связанный с текстовым контентом, гордо именует себя "копирайтером". Даже если в его обязанности входит исключительно нажатие кнопок "контрал це -контрал ве". Вот как отличить тех, кто пишет коммерческие предложения от тех, кто пишет статьи для ГС -сателлитов? Все -копирайтеры, все -молодцы)

  7. Вверх #7
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40
    Цитата Сообщение от Феенька) Посмотреть сообщение
    А особая сумятица с трактованием самого названия ремесла "копирайтинг". Нынче всякий, хоть чуточку связанный с текстовым контентом, гордо именует себя "копирайтером". Даже если в его обязанности входит исключительно нажатие кнопок "контрал це -контрал ве". Вот как отличить тех, кто пишет коммерческие предложения от тех, кто пишет статьи для ГС -сателлитов? Все -копирайтеры, все -молодцы)
    Если бы только копирайтеры! В любой профессии можно найти людей с искаженным взглядом на самого себя - гипертрофированные тщеславие и самооценка не дают здраво оценить свое положение. А это путь в никуда.

    Не устану повторять Федора Шаляпина, который в своей автобиографической повести "Маска и душа" писал:
    А теперь похоже на то, что молодой актер стал учиться в училищах главным образом только для того, чтобы получить аттестат и немедленно же начать играть Рюи Блаза. Перестал как будто молодой актер задумываться над тем, готов ли он. Он стал торопиться. Его занимают другие вопросы. Весь трепет свой он перенес на дешевую рекламу. Вместо того, чтобы посвятить свою заботу и свое внимание пьесе, изображению персонажа, спектаклю, он перенес свое внимание на театральный журнальчик и на афишу -- имя большими буквами. Понятно, что лестно увидеть свое изображение на первой странице журнала с надписью внизу: "Усиков. Один из самых наших замечательных будущих талантов". Приятно и ослепительно. Но в этом ослеплении актер перестал замечать, что от интимных отношений со "священным искусством" он все ближе и ближе переходил к базару. Актер обтер свое лицо об спину театрального репортера...
    Для развлечения и удовлетворения мелкого самолюбия он восторженно стал принимать приглашения в кружки так называемых любителей театрального искусства, кружки взаимной лести и рекламы, где на каждой репетиции обязательно находил редактора театральной газеты. Критика серьезных людей сделалась ему обидной, тяжелой и невыносимой. Но страшнее всего то, что он потерял способность и склонность критиковать самого себя...
    ...И год от году на моих глазах этот базар стал разрастаться все более зловеще. Ужасно, на каждом шагу и всюду -- на всем земном шаре -- сталкиваться с профессионалами, не знающими своего ремесла. Актер не знает сцены, музыкант не знает по-настоящему музыки, дирижер не чувствует ни ритма, ни паузы. Не только не может передать души великого музыканта, но неспособен даже уследить более или менее правильно за происходящими на сцене действиями, а ведь спектаклем командует он, как полководец -- сражением. С чрезвычайно нахмуренными бровями, с перстнем на мизинце, он зато очень убедительно машет палочкой... И нельзя сказать, чтобы этот дирижер совершенно ничего не знал. Нет, он знает, много знает, обучен всем контрапунктам, но от этого знания толку мало потому, что одних знаний недостаточно для решения задачи. Надобно еще уметь сообразить, понять и сотворить. Ведь для того, чтобы построить хороший мост, инженеру мало знать курс, который он проходил в школе. Он должен еще быть способным решить творческую задачу
    Последний раз редактировалось Resod; 03.06.2012 в 13:52.
    Keep hope alive

  8. Вверх #8
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40
    О наблюдательности, вопросах, а также о многом другом - в очерке Старины Хэма Маэстро задает вопросы.
    Кстати об умении задавать вопросы. Умение формулировать вопросы и искать на них ответы - основа мастерства в любом деле. В одном из своих романов, устами главного героя, Юлиан Семенов сказал: «Вопрос - это стимул мысли, начало начал действия, предтеча поступка».
    Последний раз редактировалось Resod; 17.06.2012 в 19:06. Причина: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/79/
    Keep hope alive

  9. Вверх #9
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию О скрупулезном подборе слов

    Советский режиссер, автор статей и книг о театре и кино, Сергей Васильевич Гиппиус в одной из книг, посвященной актерскому искусству, заметил: «Если краски случайны - в картине не может быть художественной гармонии». И хотя эта мысль прозвучала применительно к актерской технике, тем не менее, она универсальна. Равным образом она справедлива и для изобразительных искусств, музыки, всех видов дизайна, и, конечно же, писательского мастерства. Константин Паустовский в рассказе «Каторжная работа» привел откровения Исаака Бабеля – одесский писатель делился своим методом работы над текстом, при котором скрупулезно просеивалась каждая фраза, взвешивалось каждое слово. Вот уж, где исключались «случайные краски», так это в произведениях Бабеля!
    Последний раз редактировалось Resod; 17.06.2012 в 19:06. Причина: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/79/
    Keep hope alive

  10. Вверх #10
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ляпсусы отечественного нэйминга

    Всякому, кто «изобретает» имя продукта или фирмы, стоит посмотреть советский мультфильм «Приключения капитана Врунгеля». Ведь даже мультяшный персонаж капитан Врунгель знал о магии имени, сказав крылатую фразу: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Но в погоне за броским, оригинальным названием здравый смысл порой оттесняется, и на свет появляются удивительные ляпсусы нэйминга.

    Как вам, например, туристическая компания «Тантал Тур», расположенная в Одессе на Успенской улице? Всякий раз, проходя мимо офиса этой компании, вспоминаю мифического страдальца Тантала, обреченного на вечные муки, и невольно ускоряю шаг.



    Где бы я точно не рискнул совершить прыжок с парашютом, так это в парашютном клубе «Антей»! Да и ступить на борт самолета с таким же названием страшновато. Ведь отрываясь от земли, мифический персонаж Антей терял свою силу. Гераклу стоило недолго подержать Антея в воздухе, чтобы он, обессилев, лишился жизни…



    Совершить полет на дельтаплане в ташкентском клубе дельтапланеристов «Икар»? Ни за что! Еще свежи в памяти университетские лекции по мифологии древних греков и особенно – незавидная судьба Икара, который упал в море да там и утонул. И все из-за крыльев неудачной конструкции.



    Вам знаком этот противный звук, протекающей из неисправного водопроводного крана воды: «кап-кап»? С чем-чем, но с исправной сантехникой он точно не ассоциируется. Однако владелец магазина сантехники «Кап-кап», наверное, считает иначе.



    У древних римлян было божество доблести, мужества и храбрости – Виртус. Это божество изображалось то в виде юноши с копьем, то в образе надзирательницы и вдохновляло древнеримских воинов на боевые подвиги во имя империи. Но Украинскому институту пластической хирургии «Виртус» невдомёк.



    Как итог. Не ленитесь заглянуть в словарь и посмотреть значение понравившегося вам слова. Ведь вполне возможно, что оно не соответствует профилю вашей компании или не «аутентично» продукту. В противном случае, на свет может появиться очередной ляпсус…
    Последний раз редактировалось Resod; 09.06.2012 в 12:45.
    Keep hope alive

  11. Вверх #11
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию БеСграмотность вне времени

    В конце XIX века в России была издана книга Петра Коломнина «Краткие сведения по типографскому делу». И по сей день она остается едва ли не единственным русским изданием по типографике, верстке, набору. До середины XX века почти все книги по типографскому делу, издававшиеся в СССР, заимствовали тексты и иллюстрации из Коломнина.


    Репринт книги Петра Коломнина, 2008 год

    Особенно актуально звучат следующие строки из книги:

    Я вовсе не укоряю наборщиков за их плохое знание дела и безграмотность: им негде учиться. Общедоступных школ для наборщиков почти не существует, а в типографиях мальчики решительно никаких научных познаний не приобретают, знакомятся крайне поверхностно и неудовлетворительно лишь с одной технической стороной набора и прекрасно выучиваются... пить водку.
    Если я добавлю к этому, что, в большинстве случаев, все научное образование наборщика ограничивается на всю жизнь теми обрывками сведений, которые вынесены им, еще до поступления в типографию, из начального двухклассного училища, то, мне кажется, всякому станет понятно, что если к наборщикам и можно применить эпитет „интеллигентный рабочий“, то разве в ироническом смысле.

    Страница из книги Коломнина

    И сегодня, при смешении некомпетентности копирайтера (дизайнера), неграмотности и жадности заказчика, который стремится заплатить гроши за работу, но неспособен отличить качественный результат от некачественного, на свет появляются такие вот «коктейли»:


    --------------------------------------------------------------------------------

    В результате - заказчик сэкономил, заплатив не 7-8 $ за 1000 знаков опытному специалисту, а 0,5 $ за 1500 гастарбайтеру от фриланса, а ошибки... да кто на них обращает внимание сегодня? И так пойдет!
    Последний раз редактировалось Resod; 15.06.2012 в 13:33.
    Keep hope alive

  12. Вверх #12

  13. Вверх #13
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Увлекаться - значит убеждать!

    Однажды, занимаясь отбором авторов для интернет-проекта, мне пришлось прочитать несколько десятков различных текстов, присланных желающими писать для проекта, как пример. Значительное количество текстов, увы, оказало на меня удручающее впечатление, хотя написаны они были авторами, которые всерьез верили в свой «профессионализм и мастерство». Но запомнился мне так называемый «продающий текст» - несколько страниц рекламного буклета, должного побудить читателя к покупке изделия из драгоценных камней. Встречалась там и такая фраза: «Синий кристалл затягивает и опьяняет мужские взгляды, которые невозможно оторвать от девушки. Сердце - символ любви, придающий женщине необыкновенную изящность. В нем она постоянно будет ощущать себя любимой и желанной». Однако я обратил внимание на другое. Описывая драгоценные изделия (очень красивые, кстати), автор остался к ним абсолютно равнодушен, душа его осталась нема, сердце нетронуто. Мог ли он вдохновить читателя своим пустым текстом? Разбудить в нем чувство? В театре есть правило: «Не чувствует актер – не чувствует зритель!». Именно так и случилось с этим буклетом, автору нечего было передать читателю, трансляция не состоялась, так как нечего было транслировать. А ведь его задача была – соблазнить читателя, вдохновить его на приобретение прекрасного ювелирного изделия.
    В связи с этим необычайную важность приобретает тренинг чувств. Тренировать чувства важно и копирайтеру, и писателю, и журналисту для того, чтобы увлекшись чем-то самому, «заразить» читателя своими чувствами. Но важно уметь увлекаться!
    Также важно тренировать способность наблюдать и познавать что-то новое, замечать незамеченные до этого свойства окружающих предметов и явлений.
    Отличным подспорьем в такой тренировке будет книга уже упомянутого здесь Сергея Васильевича Гиппиуса «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».
    Вот, к слову, отличный отрывок из этой книги: «Всякому артисту, писателю, художнику знакомо это ощущение загадки чужого лица, которую непременно нужно разгадать, чтобы немножко понять жизнь.
    Любознательность, ведущая человека к разгадыванию всяческих причин, заставляет его обращать внимание на самые обыкновенные, привычные в жизни вещи и в них находить неожиданное, в простом – сложное, в сложном – простое, улавливать связи и следствия, догадываться, почему это произошло так, именно так, а не иначе, отыскивать этому подтверждения, привлекать к доказательству весь свой жизненный опыт и в результате – познать жизнь чуть-чуть больше, чем прежде.
    Любознательность – свойство всякого творческого человека. Творить новое в искусстве и словно бы заново воссоздавать саму жизнь, как это делает актер, писатель, художник, – невозможно без знания жизни, а стремление к знанию заряжается энергией любознательности. Истина иногда является человеку сама собою, даже, как говорят, во сне, но приход ее закономерен: на пустом месте она не возникает, она всегда подготовлена незаметным и заметным, бессознательным и осознанным накоплением знания»
    .
    Keep hope alive

  14. Вверх #14
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Антуан де Сент Экзюпери об умении видеть

    Любая вещь, созданная Экзюпери - будь то роман, очерк, рассказ, или его письма близким и друзьям - проводник в мир простых и понятных истин, свидетельство удивительности жизни и призыв к человеку быть Человеком. От его книг на душе теплеет и становится радостно.
    Заслуживают внимания и его суждения о мастерстве литератора, которые встречаются в его письмах, статьях, предисловиях к книгам других авторов.

    Например, Предисловие к книге Энн-Морроу Линдберг «Поднимается ветер».
    В предисловии Экзюпери писал:
    Разумеется, мне приходилось листать сотни страниц сентиментальной чепухи. Но я читал и множество таких повествований, где меня пытались растрогать рассказом о том, как ползет вниз стрелка манометра. Хотя стрелка и падала и ее падение ставило под угрозу жизнь героя, а от жизни героя, по всей вероятности, зависела судьба тоскующей по нем супруги — все это меня не трогало, если автор был бесталанен. Факты сами по себе ничего не передают. Смерть героя — очень печальное событие, если он оставляет безутешную вдову, но, чтобы растрогать нас вдвое сильнее, недостаточно придумать героя-двоеженца.
    Главная проблема, очевидно, заключается в связях между действительностью и письмом, вернее, между действительностью и мыслью. Как передать чувство? Что мы передаем, когда пытаемся выразить себя? Где тут самое существенное? Это «существенное» мне представляется столь же отличным от использованного материала, как неф собора отличается от груды камней, из которых он построен. Если и есть нечто во внешнем и внутреннем мире, что можно попытаться ухватить, выразить, передать, — то это связи. «Структуры», как сказали бы физики. Вглядитесь в поэтический образ. Сила его воздействия таится не на уровне слов, его составляющих. Она не заключена ни в одном из двух членов сравнения или ассоциации, но в определенном способе их соединения, в особом расположении духа, которое навязывает нам такая структура. Образ — это действие, опутывающее читателя исподтишка. Читателя не стараются растрогать, его околдовывают.
    А вот выдержка из письма к Ренэ де Соссин (Париж. Осень, 1923):

    Вчера вечером я присутствовал при триумфе прелестного Эвсебио. Он расписывал перед полным залом, как поднимаются на горные пики, более заостренные, чем шпиль колокольни. Он небрежно щеголял своим героизмом, и пожилые дамы дрожали. Рассказ был неплох, но зато описания... Его „величественные вершины“, фон неба, восходы и закаты солнца были слаще варенья и своими красками напоминали монпансье. Розовые пики, молочные горизонты, скалы, „позолоченные первыми лучами восходящего солнца“. Предметы у него остаются абстракциями. Это „вершина“, „закат“, „заря“ – вообще. Это взято напрокат из магазина бутафории.
    Плох здесь метод, точнее – отсутствие видения. Нужно учиться не писать, а видеть. Писать – это уже следствие. Эвсебио берет какой-нибудь предмет и всячески пытается его приукрасить... Это же трюк! Нужно подумать: «Как мне выразить это впечатление?» И образы родятся из той реакции, которую они вызывают в вас... Всегда исходите из впечатления. Тогда это не будет банальным... Посмотрите, как самые невнятные монологи у Достоевского выглядят логичными, необходимыми. Связь их чисто внутренняя... И интерес к ним не ослабевает... Невозможно создать живой персонаж, наделяя его достоинствами и недостатками и строя на этом роман. Его основа – пережитые чувства. Даже такое простое чувство, как радость, слишком сложно, чтобы его можно было придумать... Одна радость не похожа на другую. И нужно выразить именно это различие, собственную жизнь радости. Однако нельзя педантично ее объяснять. Необходимо выразить ее через ее проявления... Если же вы находите, что слова «радость» достаточно для того, чтобы передать со стояние вашего героя, это означает лишь, что герой ваш – бутафория, что вам нечего сказать.
    Последний раз редактировалось Resod; 30.06.2012 в 22:45.
    Keep hope alive

  15. Вверх #15
    Постоялец форума Аватар для Alyana
    Пол
    Женский
    Адрес
    Сбежала из города на свежий воздух
    Сообщений
    2,138
    Репутация
    1359
    Записей в дневнике
    12
    Дополню.

    Что нужно для увлечения толпы? Что нужно для убеждения большей части людей? Страстный и пылкий тон, частые выразительные мановения, слова быстрые и громкие. Но для малого числа образованных рассудительных слушателей, у которых вкус нежен и чувства верны, которые мало уважают голос, мановения и тщетный звук слов -- для тех нужны мысли и доводы, которые надобно уметь представить, оттенить, расположить. Уметь поражать слух -- не довольно; должно уметь действовать над душой, уметь тронуть сердце, говоря с рассудком.
    Слог есть расположение и действие, в которое мы приводим свои мысли. Естьли мы их стесним, то и слог сделается силен и краток. Естьли мы их распустим, а свяжем одними словами, хотя и благозвучными, то слог будет растянут, вял и мертв.
    (К.Н. Батюшков, Об искусстве писать, 1805г.)
    Последний раз редактировалось Alyana; 05.07.2012 в 04:56.

  16. Вверх #16
    Новичок Аватар для nlivaiko
    Пол
    Мужской
    Возраст
    41
    Сообщений
    17
    Репутация
    11
    Мой метод - читать, как пишут другие. Потом как изложение написать свое. Оставить на 1 день. Перечитать и дополнить и исправить.

  17. Вверх #17
    Посетитель Аватар для Partizanka
    Пол
    Женский
    Возраст
    29
    Сообщений
    479
    Репутация
    360
    Цитата Сообщение от nlivaiko Посмотреть сообщение
    Мой метод - читать, как пишут другие. Потом как изложение написать свое. Оставить на 1 день. Перечитать и дополнить и исправить.
    Именно! Читать, читать и еще раз читать. Начитанный человек подсознательно чувствует, как правильно построить предложение, написать то или иное слово. И иногда достаточно просто перечитать свой готовый текст, чтобы избежать досадных ляпов.

  18. Вверх #18
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Настольная книга копирайтера и журналиста

    Работа советского и российского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя "Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию" - это Библия копирайтера и журналиста.
    Такая книга обязательно должна быть под рукой всякого пищущего.

    Работа состоит из разделов:
    Орфография
    Пунктуация
    Литературное редактирование текста
    Русское литературное произношение
    Keep hope alive

  19. Вверх #19
    Посетитель Аватар для Partizanka
    Пол
    Женский
    Возраст
    29
    Сообщений
    479
    Репутация
    360
    мне понравился "Копирайтинг массового поражения" Каплунова. Очень легко читается, много интересных примеров. Не скажу, что это серьезное пособие, но на досуге почитать советую)

  20. Вверх #20
    Частый гость
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    962
    Репутация
    1595
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Плеоназмы - монстры, поедающие грамотность

    Штампы - существа живучие. Они так и липнут к языку, проникают в живую речь, закрепляются в письме. Употребляются штампы автоматически, без проверки их уместности. Особенно часто они используются при нехватке времени, когда надо писать, а подолгу раздумывать над каждым словом нет возможности (такое случается, к слову, при копирайтинге по низким ставкам - чтобы заработать прилично следует писать много и быстро. В этом случае текст не вычитывается, не отлеживается, не проходит стороннюю корректуру и сразу уходит заказчику, что исключает выявление упущений).
    Но кроме "заштампованного" текста велика угроза бессознательного употребления плеоназмов - смысловой избыточности, возникающей в том случае, когда значение какого-либо слова дублируется словами, с которыми оно сочетается (Розенталь). Плеоназмы живучи и распространены как штампы. Оттого к ним привыкаешь и перестаешь подвергать критике, используя повсеместно.
    В очередной раз намереваясь написать широко употребляемое и оттого производящее впечатление правильного словосочетание "главный приоритет", я чуть не поперхнулся - чистый плеоназм ведь!
    Розенталь в третьем пункте параграфа §142. Употребление заимствованных слов пишет:
    Большинство плеонастических сочетаний возникает именно при употреблении заимствованных слов. Например: короткий брифинг (короткий входит в значение слова брифинг, поэтому является лишним), ландшафт местности (слово местности лишнее), главный приоритет (слово главный лишнее), короткий блицтурнир (слово короткий лишнее).
    А словосочетание популярно - не то слово! Вот и Яндекс удручил:


    Так что, дабы избежать умножения неграмотности, прислушаемся к Розенталю:

    Широко известны такие ошибочные сочетания, как
    хронометраж времени (вместо: хронометраж),
    свободная вакансия (вместо: вакансия),
    памятный сувенир (вместо: сувенир),
    полный аншлаг (вместо: аншлаг),
    опорный плацдарм (вместо: плацдарм),
    апробирование и одобрение метода (вместо: апробирование метода),
    впервые дебютировал (вместо: дебютировал или впервые выступил),
    в мае месяце (вместо: в мае),
    пять рублей денег (вместо: пять рублей),
    беречь каждую минуту времени (вместо: каждую минуту).

    Явно лишними являются выделенные слова в следующих предложениях:
    Было установлено, что существующие расценки завышены (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены);
    Незаконное растаскивание государственного имущества (растаскивание не может быть законным);
    Успешно проводится обмен имеющимся опытом (если опыта не имеется, то нельзя им и обмениваться);
    Они превратили океан в стартовую площадку для запуска стратегического оружия (запускать можно только со стартовой площадки);
    Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением (лидер – тот, кто руководит, ведет за собой);
    Состоялась пресс-конференция чемпиона с журналистами (пресс-конференции и проводятся только для прессы, то есть журналистов);
    Надо установить верхний потолок цен (потолок – то, что наверху); Надо взглянуть на это глазами будущего потомка (потомок – тот, кто сменяет кого-то, то есть может быть только в будущем).

    Нередко в предложении избыточны местоимения свой, себя:
    Перед своей смертью он написал завещание (перед чужой смертью не пишут завещания);
    В своем докладе ... ученый сообщил ... (в чужом докладе он не смог бы этого сделать);
    Именно эти команды встретились между собой в юбилейном матче (частица -ся в глаголе встретиться имеет значение взаимного действия; ср.: помирились, поссорились и др.);
    Последний раз редактировалось Resod; 17.07.2012 в 22:12.
    Keep hope alive


Ответить в теме
Страница 1 из 3 1 2 3 ПоследняяПоследняя

Метки этой темы

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения