Одесса: 8°С (вода 9°С)
Киев: 3°С
Львов: 4°С

Тема: Стратегии, стратегии — «Камо грядеши?»

Ответить в теме
Показано с 1 по 1 из 1
  1. Вверх #1
    Новичок
    Пол
    Мужской
    Возраст
    38
    Сообщений
    66
    Репутация
    22

    По умолчанию Стратегии, стратегии — «Камо грядеши?»

    14 марта стал днем обсуждения различных стратегий, которые могут стать важным шагом на пути реформирования украинского общества. Обсуждали долго. Толку — мало
    В Киеве обсудили «Стратегию государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине» и «План первоочередных мероприятий по реализации Стратегии». Заседание Координационного совета по вопросам развития гражданского общества под руководством советника президента — руководителя Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Украины Марины Ставнийчук стало результатом активного лоббирования Украинским независимым центром политических исследований ряда нормативных и законодательных документов в рамках, по крайней мере, двух проектов. Это — «Объединяемся ради реформ» (UNITER — Ukraine National Initiatives to Enhance Reforms) Агентства международного развития США и Адвокационной кампании «Организациям гражданского общества — справедливое благотворительное и налоговое законодательство», один из спонсоров которого — также Агентство международного развития США, правда, уже через фонд «Восточная Европа».
    Гражданское общество как инструмент лоббизма
    Мероприятие под руководством Марины Ставнийчук было крайне пафосным, с большим количеством теле и фотокамер и высоким уровнем официальных участников. Чем-то оно напомнило собрания в годы горбачевской перестройки, когда общественность в едином порыве поддерживала курс на реформы и заявляла о своей готовности участвовать в работе партии и правительства.
    Заседание, в частности, показало, что тема гражданского общества излишне политизирована. Стратегия государственной политики направлена, скорее, на усиление лоббистских возможностей организаций гражданского общества. Правда, слово лоббирование как-то скромно опускается. Понятно, что вопрос о том, почему в список из 9-ти законопроектов и законодательных инициатив, указанных в п.1 Плана действий по реализации Стратегии, не вошел пункт по разработке Закона Украины «О лоббистской деятельности» — сугубо риторический.
    Френсис Фукуяма в своей работе «Примат культуры» как-то отметил, что существуют 4 уровня «на которых должно осуществляться усиление демократии» — идеология, политические институты, гражданское общество, культура. Изменения на уровне гражданского общества осуществляются существенно медленнее, чем на двух первых уровнях, а их скорость в значительной мере зависит от особенностей культуры. Таким образом, по мнению Фукуями, гражданское общество не может вырасти без определенного уровня демократической политической культуры и правового государства.
    Видимо, именно поэтому в соответствии с результатами социологического исследования Центра Разумкова «Доверяете ли вы общественным организациям?» (динамика 2001-2011 г.г.), общественным организациям полностью доверяют 3,4% населения, скорее доверяют — 25,2%.
    Не доверяют — 53,3% при этом скорее не доверяют 31,58%, а полностью не доверяют — 21,7%.
    Таким образом, тех, кто полностью не доверяют НПО, в 6 раз больше, чем тех, кто оказывает им полное доверие.
    Требуешь прозрачности — стань прозрачным!
    И эта ситуация вполне объяснима. На заседании член Координационного совета, глава Донецкой областной государственной администрации Андрей Шишацкий отметил, что в Стратегии прописана только ответственность центральных органов государственной власти и органов местного самоуправления и ничего не говорится об ответственности и прозрачности самих организаций гражданского общества. И это вопрос не праздный. Все мы свидетели того, как лидеры общественных организаций, прорвавшись в Верховную Раду в 2004-2006 годах, сразу политизировались и забывали о своих задачах, как представителей гражданского общества. Поэтому ответственность за свою деятельность и последовательность в отстаивании интересов своих организаций и социальных групп должна быть присуща не только органам власти и местного самоуправления, но и, прежде всего, общественникам.
    Кроме того, борьба с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления, которая является важной задачей организаций гражданского общества, должна сопровождаться с обеспечением прозрачности в деятельности организаций гражданского общества.
    Практически год назад в марте-апреле 2011-го разгорелся спор между исполнительным директором Международного фонда «Возрождение» (МФВ) Е. Быстрицким, являющимся членом Координационного совета, и лидером парламентской фракции Партии регионов Александром Ефремовым по поводу того, финансируют ли доноры новую «цветную» революцию или «украинскую весну» через поддержку организаций гражданского общества. Тогда в ряде СМИ были обнародованы факты по поводу возможных коррупционных связей между сотрудниками МФВ и некоторыми региональными чиновниками, которые также являются членами Координационного совета. Естественно, что борьба с коррупцией в органах власти и местного самоуправления важнее, но тогда и на уважение общества к институтам гражданского общества не стоит особенно рассчитывать.
    Примером необходимости усиления, по крайней мере, самоконтроля внутри организаций гражданского общества является ситуация вокруг «Аудита грантов Глобального фонда, предоставленных Украине», обнародованным в конце февраля 2012 года Офисом генерального инспектора Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Понятно, что те «финансовые несоответствия», которые выявил аудит в работе двух крупнейших неправительственных организаций Украины, будут рассматриваться на заседании Национального совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДа.
    Но... Если бы часть этих финансовых нарушений нашли бы, к примеру, у Юрия Луценко, суд бы ему вынес, наверное, пожизненный срок заключения. За намного меньшие проступки может получить «свои» 8 лет содержания под стражей Василий Волга — бывший руководитель Государственной комиссии по регулированию финансовых услуг.
    Социальные услуги: стратегия или манифест?
    Американская исследовательница Шерри Берман доказывает, что в 20-30 годы прошлого века существующие формы общественных организаций в Германии не только не препятствовали, но еще и способствовали укреплению тоталитарного нацистского режима. Таким образом, необходимо избегать идеализации гражданского общества и считать его панацеей от всех общественных проблем. Особенно, если это гражданское общество желает слиться с властью, финансироваться ею, указывать власти что делать, не неся за это никакой ответственности.
    Директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев в своем докладе о состоянии развития гражданского общества в Украине, в частности, отметил, что организации в соответствии с международным опытом обеспечивают несколько направлений работы:
    — предоставление качественных и экономически эффективных социальных услуг;
    — расширение благотворительности и предоставление адресной и оперативной благотворительной помощи;
    — неполитическое продвижение интересов различных групп населения;
    — участие в принятии решений с учетом интересов различных социальных групп;
    — осуществление гражданского контроля над властью и борьба с коррупцией.
    Все ли эти направления работы охвачены организациями? Насколько качественная и эффективная деятельность осуществляется ими и в чьих интересах? Вопросы, на которые само гражданское общество ответов пока не получает.
    К сожалению, в предлагаемой «Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества» перечень приоритетов изменен. На первом месте стоят именно общественно-политические функции общественных объединений. Все прекрасно понимают, что без борьбы с коррупцией невозможно развитие любого общества в любой стране. Но без развития рынка социальных услуг и повышения роли общественных и благотворительных организаций в развитии социальной сферы, которых в Плане действий попросту нет, организации гражданского общества никогда не смогут обеспечить реальное представительство интересов социальных групп и населения во взаимоотношениях с властью.
    Без этого важного компонента усилия по реализации Стратегии, скорее, напоминают борьбу группы бывших чиновников за власть в ситуации полной дискредитации политических организаций в Украине.
    Игорь КАМИННИК

    http://mezdustrok.com.ua/content/str...kamo-gryadeshi


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения