Показать скрытый текст Отлучение от церкви — как оно сказывается?
"Наказание, которое может принести мирный плод"
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (ЕВРЕЯМ 12:11).
ВСПОМНИ время своего детства. Можешь ли ты еще вспомнить, как твои родители наказывали тебя? Большинство из нас определенно могут вспомнить это. Апостол Павел, как мы читаем в Евреям 12:9—11, использовал такое наказание как иллюстрацию исходящего от Бога наказания.
2 Отцовские дисциплинарные меры Бога, которые могут воздействовать на нашу духовную жизнь, могут быть разными. Одна мера состоит в том, что лицо, которое больше не хочет жить по нормам Бога или которое отказывается делать это, исключается из собрания христиан. Кто подвергается такому строгому наказанию, может быть, раскаится и вернется обратно. Одновременно воспитывается и собрание лояльных тем, что учится, как важно соответствовать высоким нормам Бога (1 Тимофею 1:20).
3 «Но не слишком ли это строгая мера, — спросит, может быть, кто-нибудь, — исключать лицо и отказываться разговаривать с ним?» Такой взгляд недавно появился в одном судебном деле, касавшемся одной женщины, воспитанной родителями, которые были Свидетелями Иеговы. Ее родителей лишили общения. Ее не исключили, но она отреклась от общения по своему собственному желанию, заявив в письме, что она больше не желает иметь ничего общего с собранием. В соответствии с этим собрание было просто осведомлено, что она больше не является Свидетельницей Иеговы. Она переехала в другую местность, но спустя несколько лет вернулась и установила, что местные Свидетели не разговаривали с ней. Из-за этого она подала в суд. Какой был исход этого дела, и как это могло бы затрагивать тебя? Чтобы правильно понять это дело, рассмотрим, что говорит Библия о связанной с этим теме лишения общения.
Почему такая решительная позиция?
4 Большинство истинных христиан лояльно выступают за Бога и Его справедливые законы (1 Фессалоникийцам 1:2—7; Евреям 6:10). Но иногда случается, что кто-нибудь отклоняется от пути истины. Например, Он, может быть, несмотря на помощь христианских старейшин, не раскаиваясь преступает законы Бога. Или он, может быть, отклоняет веру, распространяя ложное учение или отрекается от общения с собранием. Что следует делать тогда? Такие случаи были уже во время жизни апостолов. Посмотрим поэтому, что они писали об этом.
5 Когда один мужчина в Коринфе не раскаивался в своем безнравственном образе действия, Павел велел собранию «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Коринфянам 5:11—13). Точно так же следовало поступать и с отступниками, как, например, с Именеем: «Еретика [способствующего секте, НМ], после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит» (Титу 3:10, 11; 1 Тимофею 1:19, 20). Было бы уместно избегать и того, кто отклоняет собрание: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоанна 2:18, 19).
6 Можно надеяться, что такое лицо раскается, так что оно может быть восстановлено (Деяния 3:19). Но могут ли христиане между тем иметь с данным лицом ограниченное общение, или им необходимо категорически избегать общения с ним? И если да, почему?
Совершенно отрезан?
7 Христиане не держатся в стороне от людей. У нас нормальные контакты с соседями, с товарищами по работе, соучениками и другими лицами, и мы даем им свидетельство, даже если некоторые из них „блудники, лихоимцы, хищники или идолослужители“. Павел писал, что мы не можем избегать их полностью, „иначе надлежало бы нам выйти из мира сего“. Но другим делом было бы с «братом», который вел бы себя так, ибо Павел указывал «не сообщаться с тем, кто, называясь братом,... [возвращается к такому образу действия]; с таким даже и не есть вместе» (1 Коринфянам 5:9—11; Марка 2:13—17).
8 В писаниях апостола Иоанна мы находим подобный совет, подчеркивающий, что христиане должны совершенно избегать такого лица: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его [по-гречески ха́йро] участвует в злых делах его» (2 Иоанна 9—11).
9 Почему и сегодня уместно занимать такую решительную позицию? Вспомним о том, что в Законе, данном Богом народу Израиль, было дано распоряжение принимать строгие меры истребления. В некоторых серьезных случаях намеренных нарушителей казнили (Левит 20:10; Числа 15:30, 31). После казни никто, даже родственники, не могли больше разговаривать с мертвым правонарушителем (Левит 19:1—4; Второзаконие 13:1—5; 17:1—7). Лояльные израильтяне были такими же людьми, как и мы, и у них были такие же чувства. Но они знали, что Бог справедлив и исполнен любви и что Его Закон был защитой для их нравственной и духовной чистоты. Поэтому они могли исходить из того, что Его постановление лишить жизни грешника было в корне хорошим и правильным (Иов 34:10—12).
10 Мы можем быть так же уверены в том, что постановление Бога соответственно которому христиане должны избегать общения с исключенным нераскаявшимся грешником, является мудрой защитой для нас. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1 Коринфянам 5:7). Избегать таких лиц, которые сами отреклись от общения, также является предохранением для христиан от возможных критических, непризнательных или даже отступнических взглядов (Евреям 12:15, 16).
Как обстоит дело с родственниками?
11 Бог определенно сознает тот факт, что применение Его справедливых законов об отстранении грешников часто затрагивает и родственников или сказывается на них. Когда в Израиле казнили грешника, как уже упомянуто, для семьи больше не было возможности общаться с ним. Например, если сын был пьяницей или мотом, его родители должны были привести его к судьям, и если он не раскаивался, они должны были участвовать в его справедливой казни, „и так истребить зло из среды Израиля“ (Второзаконие 21:18—21). Можно понять, что это было не легко для родителей. Представь себе и то, что чувствовали братья и сестры или прародители грешника. Но ставить лояльность к их справедливому Богу выше любви к семье могло означать для них жизнь.
12 Вспомним случай Корея, руководителя в мятеже против руководства Бога посредством Моисея. В Своей совершенной справедливости Иегова видел, что Корей заслуживал смерть. Но всем лояльным советовалось: «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их». Родственники, не принявшие во внимание предупреждение Бога, погибли вместе с мятежниками. Но некоторые родственники Корея мудро решили быть лояльными по отношению к Иегове. Это спасло им жизнь и позднее принесло благословения (Числа 16:16—33; 26:9—11; 2 Паралипоменон 20:19).
13 Быть отрезанным от собрания христиан не означает немедленной смерти. Поэтому семейные узы остаются. Следовательно, муж, которого лишили общения или который сам отрекся от общения, может быть, и дальше живет дома с его женой-христианкой и с верными детьми. Из уважения перед приговорами Бога и мероприятием собрания жена и дети будут признавать, что он своим образом действия расторг духовные узы, существовавшие между ними. Но так как лишение общения не расторгает родственных или супружеских уз, нормальные чувства семейной привязанности и общение могут продолжаться.
14 Иначе обстоит дело, если был лишен общения или отрекся от собрания родственник, не живущий в близком семейном кругу, то есть не в той же квартире. По всей вероятности, возможно не иметь с этим родственником почти никакого контакта. Но даже если бы некоторые семейные дела требовали контакта, он определенно ограничивался бы минимумом, что было бы в согласии с Божьим принципом «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, [или виновен в другом тяжелом грехе]...; с таким даже и не есть вместе» (1 Коринфянам 5:11).
15 Понятно, что на основании чувств и семейных уз, как, например, любовь дедушки и бабушки к внукам, это может быть довольно трудным делом. Но этим подвергается испытанию лояльность к Богу, как это выразила цитированная сестра на странице 19. Каждый, кто чувствует боль и печаль, вызванные лишенным общения лицом, может найти утешение и ободрение в примере, данном родственниками Корея (Псалом 83:11—13).
21 Некоторые посторонние люди, слыша о лишении общения, склонны сочувствовать грешнику, который больше не может разговаривать с членами собрания христиан. Но не неуместно ли такое сочувствие? Обсудим возможную пользу, которую получает грешник и другие благодаря этому мероприятию.
26 Наш Бог, требующий, чтобы нераскаявшийся грешник был исключен из собрания, показывает также исполненным любви образом, что грешник может быть принят обратно в собрание, если он раскаивается и обращается. (Отрекшийся от общения также может попросить о том, чтобы снова стать частью собрания.) После этого христиане могут утешать его, оказывая ему свою любовь (2 Коринфянам 2:5—11; 7:8—13). Да, это так, как писал Павел: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11).
[Сноски]
Здесь Иоанн употребил слово ха́йро, что было приветствием, как, например, «добрый день» или «привет» (Деяния 15:23; Матфея 28:9). Он не употребил слово аспа́цомай (как в 13 стихе), что означает «обнять, этим приветствовать, радушно принимать» и, вероятно, имело значение сердечного приветствия, даже с объятием (Луки 10:4; 11:43; Деяния 20:1, 37; 1 Фессалоникийцам 5:26). Таким образом, указание в 2 Иоанна 11 могло бы значить не желать такому даже «доброго дня». (Смотри Сторожевую Башню от 15 июля 1985 года, стр. 31, англ.)
Ситуация, создающаяся лишением общения родственника, обсуждалась в Сторожевой Башне от 1 марта 1982 года, стр. 18—23.
Хотя различные лица подали в суд, никакой суд не вынес решение против Свидетелей Иеговы из-за их основанного на Библии обычая избегать определенных людей.
Отлучение от церкви — как оно сказывается?
Английский историк Эдвард Гиббон писал об уместности и эффективности лишения общения вскоре после дней апостолов:
«Исключить из своей среды и лишить преимуществ членов, которые отклоняют утвержденные общим согласием правила или нарушают их, является, несомненно, правом всякого общества... Последствия отлучения были как временного [земного], так и духовного характера. Христианин, против которого было вынесено это решение, терял всякое участие в дарах верующих. Религиозные узы и узы личной дружбы были расторгнуты».
Социальные закладки