Одесса: °С (вода °С)
Киев: 0°С

Камадева клуб

О медитации

Оценить эту запись
Самадхи-йога

В тантризме: наивысшая ступень садханы; квинтэссенция всех тантрических йог. В тантрах самадхи-йога подразделяется на 6 видов: дхьяна, надо, расананда, лайясиддхи, бхакти и раджа:

1. Дхайяна-йога-самадхи («экстаз посредством медитации»): «При помощи шамбахви-мудры осуществляй познание себя (т.е. Духа, или собственного «Я»): созерцай бинду — светящуюся точку, солнечный диск или пламя как Абсолют, соедини с ним свое сознание. Помести свое «Я» в середину «неба», а «небо» — в середину своего «Я». Созерцай свое «Я» как «небо» и старайся, чтобы тебя ничто не отвлекало. Постоянно наполняясь блаженством, йог переходит в самадхи».

2. Расананда-самадхи («экстаз посредством блаженства органов вкуса»): «С помощью практики кхечари-мудры, когда язык идет кверху, будет достигнут успех в самадхи. Все другие способы излишни».

3. Нада-йога-самадхи («экстаз посредством звука»): «Медленно вдыхая воздух, имитируй жужжание пчелы. Прислушиваясь к этому звуку, концентрируй свое сознание на возникшем самадхи и блаженстве как познании «Я — это Он»».

4. Лайясиддхи-йога («экстаз посредством успеха в растворении»): «Совершая йони-мудру, представляй себе, что ты стал единым с Шакти и вкушаешь высшее блаженство со Всеобщим Духом. Исполнясь блаженства посредством осознания «Я — это Всевышний (Брахман)», объединишься с Абсолютом и достигнешь недвойственного самадхи».

5. Бхакти-йога-самадхи («экстаз посредством преданной любви»): «Созерцай в своем сердце свое любимое божество в свойственной ему форме. Посредством бхакти-йоги ощутишь наивысшее наслаждение. С радостным возбуждением и слезами счастья приходит экстатическое состояние. Таково ощущение самадхи: оно возникает без экзальтации сознания».

6. Раджа-йога-самадхи («экстаз посредством царственной йоги»): «С помощью масмурччха-кумбхаки соединяй свое сознание с «Я» (Атманом). Благодаря этой связи с Высшим «Я» достигнешь самадхи».



Взгляд

Большое значение имеют взгляд и выражение глаз. «Раствори все свое тело во взгляде и стань самим зрением» (Руми). Сосредоточение взгляда на кончике собственного носа — широко распространенный медитативный прием. Это упражнение способствует «пробуждению внутреннего зрения». «Найди взглядом какой-нибудь предмет в отдалении и смотри на него, не отрываясь и не мигая. Опустоши свой разум и продолжай смотреть, пока из глаз не польются слезы. Это упражнение излечивает от всех глазных болезней и наделяет ясновидением» («Гхеранда-самхита»). Вокруг глаз (по краям глазниц) также располагаются точки тонкой энергии. Надавливая на эти точки, можно снять напряжения и достичь ясновидения.



4 основных типа взгляда:

1. Уничтожающий. Направлен вверх, ко лбу; на выдохе.

2. Подчиняющий. Направлен влево; на вдохе.

3. Заклинающий. Направлен вправо и немного вверх; при задержке дыхания.

4. Приводящий в оцепенение. Неподвижно направлен на кончик носа; пауза между выдохом и вдохом.



В даосском и тантрическом учениях взгляд выполняет еще одну важную функцию. С его помощью можно предотвратить нежелательную эякуляцию и оргазм. Даосы вращают глазами по кругу несколько раз, задерживая «восхождение огня» в средний данъ-тянъ. А тантристы с той же целью закатывают глаза и задерживают дыхание.



Созерцание неба

Созерцание неба рекомендуется в качестве основной медитативной практики. Для этой медитации необходимо лечь на спину, чтобы не видеть ничего, кроме неба, и созерцать небесный свод. Многие свидетельствуют о том, что такая медитация вызывает неописуемое чувство единения со всей Вселенной.



Таттвы

Цветные геометрические символы, используемые для медитативной практики и развития ясновидения. Ведут свое происхождение от общераспространенной символики чакр. Существует пять первичных таттв, ассоциируемые с тонкими элементами:

1. Притхиви (желтый квадрат) — символ контроля за своими страстями, тонкого элемента «земля» и муладхара-чакры;

2. Апас (серебристо-белый полумесяц, повернутый рожками кверху) — символ контроля за астральным миром, тонкого элемента «вода» и свадхиштхана-чакры;

3. Теджас (оранжевый равносторонний треугольник, повернутый острием вверх) — символ алхимии и ритуальной магии, тонкого элемента «огонь» и манипура-чакры;

4. Баю (голубой кружок) — символ разнообразных сверхъестественных способностей, тонкого элемента «воздух» и вишуддха-чакры;

5. Акас (неправильный яйцеобразный эллипс, маленький кружок или перевернутая запятая темно-синего цвета) — символ вечной мудрости, тонкого элемента «эфир» и аджна-чакры.

Комбинации по две «первичных таттвы» дают двадцать «составных таттв», с помощью которых можно обозначать различные понятия эфирной физиологии и эзотерической философии тантризма. Так, напр., маленький оранжевый треугольник, установленный на большом синем квадрате, означает «теджас-притхиви»; его можно толковать как «огонь земли», т.е. огненный аспект плотной материи, проявленный в огненном элементе муладхара-чакры — тлеющей искре в сердце спящей змеи кундалини.

В символике тантрического буддизма применяются более сложные конструкции из таттв и другие эзотерических знаков, способные символически выражать основы тех или иных понятий буддийской философий. Одну из таких конструкций — т.н. символ сойомбо — можно увидеть на государственном флаге Монголии, где среди традиционных таттв изображены также китайский символ «инь-ян» и пятиконечная звезда.



Бинду (санскр. «частичка, пятнышко, крапинка»)

Незримый первопринцип, самопорождающееся зерно Бытия и сознания, недоступное для человеческого зрения и воображения; «изначальная энергия» в неразвернутом состоянии, напоминающая гонаду зародыша, вселенная в ее непроявленной форме, минимальная точка, из которой начинается расширение мира и до которой он сжимается по завершении космического цикла. Согласно мистической философии индуизма, первый акт творения состоял в расщеплении бинду на мужскую и женскую половину, которые затем породили все остальное. Нерасщепленная бинду служит символом возвращения человека к первозданной целостности и растворения эго в Абсолюте.

На тантрических космограммах и янтрах бинду символически изображают в виде простой точки красного или белого цвета. Они называются сона-бинду («красное яйцо») и сита-бинду («белое семя»). В тантрическом трактате «Камакалавиласа» говорится о «двух Бинду, красной и белой»; первая символизирует мужскую энергию Шивы, а вторая — женскую энергию Шакти. Это «Шива и Шакти, обладающие друг другом». Они «то расширяются, то сжимаются. В них корень творения слова и смысла, которые иногда объединены, а иногда отделены друг от друга».

Отправить "О медитации" в Digg Отправить "О медитации" в del.icio.us Отправить "О медитации" в StumbleUpon Отправить "О медитации" в Google

Категории
Медитация

Комментарии