Одесса: 7°С (вода 8°С)
Киев: 1°С
Львов: 4°С

Камадева клуб

О медитации

Оценить эту запись
Визуализация

Создании осязаемых мысленных образов богов, людей, священных символов и других предметов. При визуализации энергия сознания направляется внутрь. Адепт проецирует определенный образ на свой мысленный экран. «Прозрачный самоцвет окрашивается в цвета окружающих предметов, так и самоцвет разума окрашивается творческим воображением» (Арьядева). Подобные видения нельзя считать ни болезненными фантазиями, ни снами. Во время сна образы поднимаются из бессознательного; при визуализации они вызываются сознательно и произвольно. Так, при визуализации божества адепт сидит в уединенном месте и с закрытыми глазами рисует его мысленный образ. Картина, создаваемая таким способом, должна в точности соответствовать классическим описаниям. Данная визуализация требует строгости и верности канону. Адепта можно уподобить художнику, сплетающему из нитей сознания традиционный образ, или скульптору, воспроизводящему знаменитую статую во всех подробностях. Здесь нет места никаким проявлениям субъективности. Адепт поочередно сосредотачивается на различных аспектах божества, постепенно отождествляя себя с ним. «Сначала адепт медитирует на Брахму, а затем всеми силами своей души представляет божество, избранное для поклонения. Непрерывно отождествляя себя с ним, адепт сам становится божеством. Принеся себе в жертву цветок, он посвящает себя в боги. «Я есмъ бог; вещи, которые принадлежат мне — пища, благовония, ладан и цветы — принадлежат также и богу. Я есмъ жилище бога, я есмъ сам бог». Медитируя, адепт возвращает богу божъе. Когда он воссоздаст бога в самом себе, все вещи обретут чистоту и вечность» («Калика-пурана»).



Существует множество психотехнических визуализаций, используемых для овладения своими чувствами и пробуждения сверхчувственного восприятия (сиддхи). «Найди тихое место и прими удобную позу. Созерцай изначальную пустоту всех явлений, сознание и блажество, присущие внутреннему космосу. Представляй себе лучи, исходящие из сердечного центра; они исходят из тела в космос, озаряя все предметы на своем пути. Обрати вспять эти лучи; втяни в себя мужское и женское дыхания справа и слева и сосредоточь их в области сердечной чакры. Вообрази, что ты полон героизма, бесстрашен и над головой у тебя парят тантрические учителя. Попроси, чтобы они помогли тебе внутренне пробудиться, и представь красно-белый диск в нервном узле сердечной чакры. Представь точку света размером с зернышко кунжута на этом диске и сконцентрируйся на нем. Уравновесь правое и левое дыхание... Представь две микроскопические яркие белые точки у себя в зрачках. Закрой глаза и снова представь эти точки. Когда разум свыкнется с ними, останавливай взгляд на различных предметах, в то же время не упуская из виду ярких световых точек. Когда точки обретут устойчивость, перемести их в полость сердца и представь, что сердце стало прозрачным и сверкающим. Затем переходи к ушам. Сядьте в очень тихом месте и представь крошечную голубую точку в каждом ухе. Когда ты достаточно сосредоточишься на этих точках, перейди в шумное место, но не забывай об предмете своей медитации. Как только почувствуешь, что точки обрели устойчивость, перемести их в сердечную чакру. Затем переходи к носу...» Далее адепт должен представить желтую точку в каждой своей ноздре и постепенно переместить ее в сердечную чакру. Затем он представляет себе красную точку на кончике языка и постепенно перемещает ее в сердечную чакру. После этого он воображает зеленую точку «между анусом и половыми органами» и тоже перемещает ее в сердечную чакру. В сердце все разноцветные точки должны слиться и раствориться одна в другой. «Возникнув из пустоты, они возвратятся в пустоту» («Чакрасамбхава-тантра») (VII-VIII вв.).



Визуализация имеет большое значение в т.н. «йоге сновидений». Основной ее принцип — всё есть сон. «Йог, который осознает, что видит сон, может сознательно видоизменять сновидения. Попробуй превратиться во сне в птицу, в тигра, во лъва, в царя, в лес, в дом — во что угодно. Затем превратись в тело Будды, сидящее или стоящее, большое или маленькое. После этого попытайся преобразовать образы своего сна; преврати, например, животное в человека, воду — в огонь, землю — в эфир, одно — во множество, а множество — в одно. Упражняйся в различных сверхъестественных способностях: изрыгай пламя из верхней части тела, изливай воду из нижней, шагай по солнцу и луне, увеличь свое тело в миллионы и миллиарды раз, пока оно не заполнит собой всю Вселенную» («Шесть йог Наропы»).



Визуализация может использоваться и в качестве вспомогательного средства сексуальной йоги. Наиболее примитивный способ такой визуализации заключается в том, что во время полового акта партнер, занимающий активную позицию, представляет себе «мужественные» предметы — огонь, горы, вулканы и т.д., а партнер, выполняющий пассивную роль, воображает «женственные» предметы — воду, долины, пруды. При более сложной визуализации партнеры ложатся на правый бок и представляют себе «внутреннюю женщину» Кундалини.



Из трудов второго Далай-ламы (Гендун Гьяцо, 1475-1542) известно, что ранние адепты школы кагьюд-па пользовались при визуализации сексуальными образами. «Представьте, что вы — цветущая, юная красная богиня. Вы танцуете в пламени Мудрости. Снаружи вы похожи на богиню, но внутри вы пусты, словно ножны, прозрачны и лучезарны. Вы пусты как шатер из красного шелка или трубка, наполненная воздухом. Сначала представьте, что ваше тело имеет нормальную величину, затем увеличьте его до размера дома и холма. Наконец, заполните своим телом всю Вселенную...» («Йога душевного тепла»). «Красный цвет богини символизирует преданность и страсть. Ее лицо — это суть всех вещей; две руки символизируют истину, «абсолютную» и одновременно «относительную». Три глаза пылают страстью, язык сладострастно извивается. Богиня пожирает яд и очищает его во внутреннем огне. Ее нагота и взъерошенные волосы символизируют свободу от всех заблуждений. Она служит символом интуиции и напоминает о том что все вещи — тленны. Ее страстные объятия выражают саму суть Мудрости» («Чакрасамбхава-тантра»).



Тема сексуальной визуализации занимает очень большое место в «Предании мудрых Дакинь» Гендуна Гьяцо. В первую очередь, пишет Далай-лама, нужно представить себя херукой: «гневным» божеством-идамом, уничтожающим тупость, отрицательные эмоции и прочую грязь энергетического тела человека; херуки изображались в виде чудовищ с большими животами, танцующих и одноваременно совокупляющихся со своими праджнями: длинные волосы разметаны и спутаны; всю фигуру обволакивает ореол пламени, цвета Херук — коричневый, темно-желтый, черный, темно-зеленый, красновато-черный. После этого «на уровне бровей» возникнет повернутый вниз треугольник белого света, который служит универсальным символом Великой Богини и ее йони. Адепт должен представить себе, что треугольник находится у него в голове — между ушами и «корнем языка». Эта волшебная фигура «возникает из блаженной мудрости и порождает экстаз», «имеет форму вагины и символизирует врожденную мудрость; три ее стороны соответствуют трем вратам освобождения», «символизирует мудрость врожденного великого блаженства - высшее тантрическое сознание». В другом месте трактата описываются 4 «больших посвящения». Адепт представляет, что у него на голове сидит богиня Ваджраишва-ридхату, которую заключает в объятиях Будда Ваджрадхара. «От их соития» в тело адепта вливается «священный нектар».



Похожий метод визуализации называется «Очищением С Помощью Богини Наиратмики, или Безличной»: «Представь, что перед тобою стоит Дакиня Наиратмика. Она голубого цвета и держит в руках изогнутый нож: и череп. Повторяй мантру «Ом ах сваха», пока из ее тела не польются голубые лучи. Они войдут в твое тело через детородный орган, и сама Безличная войдет в твое тело таким же образом. Она растворится в свете, и все твое тело наполнится голубоватым свечением... Ты обретешь первозданную пустоту».



Секта Черных Шапок, отделившаяся от карма-кагью, разработала секретный метод визуализации для женщин: «Представь, что ты превратилась в Богиню-Мудрость; ты нагая девственница, твои волосы распущены. Представь, что ты стоишь в средоточии ослепительного света, прижав к сердцу чашу с эликсиром, увитую красными цветами. Вообрази себе, что Гуру входит в тебя через йони и пребывает в твоем сердце. Затем представь себе, что Богиня-Мудрость сидит у тебя на голове. Она только что совершила акт любви, ее волосы взъерошены, йони — залита любовными соками. Все три глаза Богини полны любовного томления; она устремляет взор к небу. Когда Богиня начинает танцевать, вокруг нее появляются такие же небесные танцовщицы».



При описанных видах визуализации адепт получает энергию от божества, но в тантре возможна и обратная ситуация. Наропа и Нигума разработали т.н. Йогу Переноса Сознания; эта методика лучше всего срабатывает в момент смерти. Душа умирающего «стремительно возносится по центральному каналу в виде белой буквы «А» и через Щель Брахмы вылетает наружу. Затем она входит в святую мать Ваджра-йогиню «через ее половой орган красного цвета» и растворяется у нее в сердце. Душа адепта полностью «сливается с блаженной мудростью и пустотой Ваджра-йогини».



Смарнанам («сосредоточение мыслей на сексе»)

В священных текстах Вед: один из аспектов полового акта.

Отправить "О медитации" в Digg Отправить "О медитации" в del.icio.us Отправить "О медитации" в StumbleUpon Отправить "О медитации" в Google

Категории
Медитация

Комментарии