Одесса: 6°С (вода 8°С)
Киев: 1°С
Львов: 3°С

Камадева клуб

Ортодоксальные даршаны

Оценить эту запись
Миманса



Миманса (или, точнее, пурва миманса— «первое исследование», «раннее исследование») изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Дарша-на основана на Миманса-сутрах Джаймини (IV—III века до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются труды Шабары (III век), Кумарилы Бхатты (VII—VIII века) и Прабхакары, его современника.



Основатели мимансы утверждали, что Веды не могут считаться откровением в полном смысле слова, поскольку содержащиеся в них религиозные положения и философские идеи нуждаются в логическом обосновании. Более того, изучение священных книг, как и всякие другие способы получения знаний, отнюдь не являются гарантией достижения мокши — освобождения от сансарическо-го состояния. Мокша вообще не может быть достигнута на рациональной основе. Путь к освобождению — неукоснительное соблюдение дхармы, общественного и религиозного долга, а именно — выполнение обрядов и подчинение ограничениям и запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме может привести к мокше даже независимо от стремлений индивида.



Как и санкхья, миманса признавала существование духовного и материального начал, однако, в отличие от санкхьи, уделяла философии значительно меньше внимания, чем религии, точнее — религиозности.



Сложившись в период расцвета брахманизма («религии ритуалов»), миманса стала его саморефлексией и философским осмыслением.



Веданта




Веданта — ведущая даршана брахманизма, базирующаяся на упанишадах. Создателем Веданты считается философ Бадараяна (около V века) — автор «Брахма-сутр» (религиозно-философских афоризмов), излагающих суть этой системы. В Тройственный канон веданты включены, помимо упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры (или Веданта-мутры) Бадаряны.



В центре внимания философов-ведантистов — вопрос о соотношении Атмана и Брахмана. Исторически сложилось три направления веданты, каждое из которых отстаивало свое понимание этой проблемы. В рамках даршаны исследовались также проблема соотношения Брахмана и мира, пути освобождения от сансары и др.



Веданта — наиболее мощное и самое авторитетное философское направление в индуизме, содержащее в себе базовые концепты индуистской философии. В позднее средневековье веданта постепенно вытеснила другие даршаны, интегрировав в себя некоторые положения санкхьи и йоги, и превратилась в общепринятую теологию индуизма.



В период национальной борьбы за независимость веданта стала восприниматься как символ величия и духовного суверенитета индийской культуры.



Ведантистская основа прослеживается в трудах Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.



Адвайта-веданта



Исторически первой школой веданты является адвай-та (недвойственная, или недуальная) веданта, созданная Гаудападой (VI век) и Шанкарой (VIII—IX века). Ее исходный принцип выражен афоризмом: «Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман».



С точки зрения адвайта-веданты, Брахман представляет собой недвойственный Абсолют. Недвойственность означает, что Атман тождествен Брахману, совпадает с Брахманом. Их разделенность — кажущаяся. Человек не является носителем «индивидуального» духа, поскольку Атман есть Брахман.



Разделенность мира на объект и субъект — иллюзия (майя), возникающая вследствие авидьи — трансцендентального неведения. Ведь на самом деле мира попросту... не существует. Реален лишь Брахман. Мудрец, постигший и переживший тождество Атмана и Брахмана через джня-ну (иррациональное интуитивное знание), освобождается от неведения и от сансарического плена.



Вишиштадвайта-веданта



Вишиштадвайта (ограниченно недвойственная) веданта, созданная во второй половине XI века. Рамануджей — это теистическое и персоналистическое учение, оспаривающее положения адвайта-веданты «по всем пунктам». С точки зрения Рамануджы:

• Брахман есть личный Бог, творец и управитель мира, тождественный Вишну;

• Атман не совпадает с Брахманом, но является его частью (таким образом, Брахман «больше» Атмана);

• Вселенная и Бог соотносятся как тело и душа; майя не иллюзия, а проявление творческой созидательной силы Бога;

• освобождение заключается не в переживании тождества «Я» и Бога, а в достижении их относительного единства посредством бхакти — всепоглощающей любви.



Двайта-веданта




Двайта-веданта (двойственная веданта) была изложена в XIII веке брахманом Мадхвой, который развивает концепцию Рамануджи и подвергает еще более радикальному пересмотру тезисы адвайта-веданты. Автор учения отвергает возможность даже относительного единосущия «Я» (души) и Брахмана, выступающего исключительно как личный Бог. Вслед за Рамануджей Мадхва признает наивысшую ценность бхакти и понимает мокшу как любовный союз души и Бога, подобный близости влюбленных.



Помимо этих основных направлений веданты существовало множество промежуточных течений (системы Нимбарки, Валлабхи и др.), авторы которых исследовали тот же круг вопросов.



В либерально-реформаторских направлениях индуизма XIX—XX веков (например, в «Обществе Брахмана» — «Брахмо самадж», созданном бенгальским ученым Рам-мохан Роем) предпринимались попытки использовать некоторые положения веданты для реформы индуизма.



Предлагалось монотеизировать индуизм путем установления культа Брахмана как единого и единственного личного Бога — промыслителя и творца.



В XX веке известный религиозный философ Ауробиндо Гхош предпринял попытку примирить три основных направления веданты на основе концепции эволюционизма.

Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Digg Отправить "Ортодоксальные даршаны" в del.icio.us Отправить "Ортодоксальные даршаны" в StumbleUpon Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Google

Категории
Йога

Комментарии