Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 1°С
Львов: 1°С

Камадева клуб

Ортодоксальные даршаны

Оценить эту запись
Вайшешика



Исходный текст даршаны — «Вайшешика-сутры» («ви-шеша» — «особенное»), приписываемые мудрецу Канаде (VI—V века до н. э.). Дальнейшее развитие идеи Канады получили в труде Прашастапады (IV век) «Падартха-дхарма-санграха» («Компедиум атрибутов, свойственных называемым предметам»). Для школы характерна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленные проблемы.



В центре внимания вайшешики — онтологические проблемы, трактуемые в материалистическом ключе.



У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов (категорий):



• субстанция;

• качество;

• действие;

• общность;

• особенность;

• присущность. Позднее была добавлена седьмая категория — отсутствие (небытие).



Первые три категории существуют реально. Следующие три являются продуктами деятельности ума (категориями логики). Таким образом, в учении о бытии выделяются два пласта— космологический и рефлексивный.



В познании главная роль отводилась категории «особенное» (давшей название учению), отражающей реальное разнообразие субстанций (обладающих качеством и действием). Вайшешика признает девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум.



Даршана детально разрабатывает атомистическую теорию материи. Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Однако сами атомы не имеют протяжения — они вечны, неделимы и невидимы. Соединением атомов управляет мировая душа. Мир, существующий в пространстве, времени и эфире, периодически создается и разрушается вследствие постоянного движения атомов.



По своему качеству атомы разделяются на четыре рода, в зависимости от происхождения, и порождают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение, обоняние.



Ньяя



Основатель ньяи (метод, рассуждение, способ) — Го-тама, автор Ньяя-сутр (111—11 века до н. э.). Позднее исходные сутры были дополнены вторичными текстами, среди которых наиболее значительным считается комментарий Уддьотакары (VII век). В истории школы выделяются два этапа древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с буддистами.



В центре интересов школы — проблемы закономерностей мышления (методология и техника мышления, законы логики и т. п.). К заслугам ньяи относятся теория вывода и учение о формах силлогизма. В ньяе силлогизм, в отличие от древнегреческого, пятичленен: посылка, доказательство, иллюстрация, применение доказательства, заключение.



Космологические установки ньяи в целом близки к позициям вайшешики:



• существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы;





• помимо атомов, существуют также души. Вселенная населена бесчисленным множеством душ, которые могут находиться в свободном состоянии или быть связанными с материальными атомами;





• существует Бог как высшее регулирующее духовное начало, однако он не является создателем душ и атомов. Бог-управитель (Ишвара) лишь создает сочетания атомов, обеспечивает связь душ с атомами и разрывает эту связь.



В гносеологии ньяики признают существование четырех типов простых актов познания: ощущение, вывод, аналогия и авторитетные свидетельства других людей.



Ложное знание трактуется как принятие одного объекта за другой.



Изучение индийских философских текстов без понимания основ ньяи затруднительно, поэтому с давних пор преподавание этой даршаны включено в систему традиционного образования в качестве одного из фундаментальных предметов, таких как грамматика.



Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII веке логиком Гангешей. «Таттва-чинтамани» («Самоцвет категориального мышления») — его основной труд, посвященный методологии и технике дискурсивного мышления.



Сходство вайшешики с ньяей в онтологии, теории познания и логике привели к слиянию даршан и появлению синкретической ньяя-вайшешики.

Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Digg Отправить "Ортодоксальные даршаны" в del.icio.us Отправить "Ортодоксальные даршаны" в StumbleUpon Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Google

Категории
Йога

Комментарии