Одесса: 5°С (вода 9°С)
Киев: 1°С
Львов: 5°С

Камадева клуб

Ортодоксальные даршаны

Оценить эту запись
Йога



Слово «йога» имеет в санскрите до 20 значений и производив от санскритского «йудж» («соединять», «объединять»). Йога — это не доктрина, а духовная практика, открывающая путь к достижению самадхи, к единству универсального и индивидуального, слиянию Брахмана и Атмана. Иными словами, йога открывает путь к богу через познание человека.



Йога практикуется в Индии с древности и восходит к доарийской тантре. На протяжении веков разрабатывались различные виды йоги, предлагающие разные способы физического и духовного совершенствования: ражда-йога (йога познания), карма-йога (йога действия), упасана-йога (йога приверженности), мантра-йога (йога произнесения священных слов), лайа-йога (йога восприятия разума), кундали-йога (метод пробуждения энергий), хатха-йога (метод совершенствования тела) и др.



«Восьмиязвенная йога», как одна из ортодоксальных даршан брахманистской философии, сложилась во II— III веках до н. э., с созданием йога-сутр, автором которых считается Патанджали. Основатель даршаны суммировал многовековой опыт развития практической йоги и дал его осмысление. В трактовке Патанджали, йога — это система практических методов, которые позволяют отделить бессмертную душу от бренного тела, прекратить цепь перерождений и слиться с Брахманом. Таким образом, цель йоги — преодоление изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью Абсолюта.



Раджа-йога
(«королевская йога»), в той или иной мере включающая в себя другие виды йоги, представляет собой комплексный и наиболее интенсивный метод достижения духовных вершин. Комплекс раджа-йоги сложен. Для овладения им требуются выдержка, упорство, аскетизм, дисциплина, постоянные тренировки и умение поставить весь свой организм, все протекающие в нем физиологически процессы под контроль воли. Для соединения с мировой душой должны быть пройдены восемь ступеней (анг):



1) яма (самоограничение, отказ от пяти видов неправильного поведения);

2) нияма (дисциплина повелений, соблюдение пяти непреложных правил);

3) асана (правильная поза для сосредоточения);

4) пранаяма (управление дыханием);

5) пратьяхара (управление органами тела и органами чувств; отвлечение органов чувств от раздражителей);

6) дхарана (концентрация, сосредоточение внимания);

7) дхьяна (медитация — внутреннее созерцание объекта, удерживаемое вниманием);

8) самадхи (просветление, сверхсознание).



Первые две ветви (яма и нияма) предназначены для того, чтобы подготовить ученика к более сложным уровням практики, очистив его сознание от неправильных мыслей и действий.



Понятие ямы, означающей самоограничение и моральный самоконтроль, соотносится с образом ведийского бога смерти Ямы. Этот бог не сразу нашел свое призвание. Первоначально в нем видели солярное божество, затем — одного из близнецов Владыки истины. Ригведа также говорит о Яме как о прародителе человечества. Став «первым, кто умер», Яма открыл путь смерти для других. Он владыка умерших и самый справедливый из судей. Воплощенная в нем дхарма (божественный закон) — условие бессмертия, поэтому бог смерти считается и хранителем бессмертия.



На этом этапе начинающему йогину необходимо соблюдать ряд принципов. Он должен быть сдержан во всем, уметь ограничивать себя в пище, избегать других соблазнов, подавлять половой инстинкт, отказаться от ненужного расходования жизненной силы, быть сосредоточенным и самоуглубленным. Главные из ям:



1) воздержание от причинения вреда или применения насилия по отношению к другим носителям жизни (в том числе животным и растениям) в мыслях, словах или поступках (ахимса). Ахимса предполагает строгое вегетарианство — отказ от употребления животной пищи;

2) отказ от лжи, правдивость в помыслах, словах и делах (cam ья);

3) отказ от присвоения того, что принадлежит другому, нестяжание {астейа);

4) отказ от чувственных удовольствий и растрачивания половой энергии в каких бы то ни было формах, целомудрие (брахмачарья);

5) подавление алчности, корыстолюбия (апариграха).



Во-вторых, йогину следует развивать в себе лучшие человеческие качества и склонности. Основные ниямы:

1) нравственная и физическая чистота (сауча);

2) довольство, удовлетворенность (сантош);

3) аскетизм, сосредоточенность, управление желаниями (тапас);

4) любовь к знанию, изучение священных текстов (шрадхьяя);

5) готовность подчиниться божественной воле (ис-рарапранидхана).



Следующая ступень раджа-йоги — овладение позами тела (асанами), способствующими пробуждению духовных энергий. Если асана выполняется правильно, тело может оставаться неподвижным в течение многих часов. Со временем йог становится исключительно выносливым, неуязвимым для болезней.



Более сложная ступень — искусство правильного дыхания (пранаяма), понимаемое как управление жизненной энергией (праной). Йог добивается глубокого и ритмичного дыхания, умеет задерживать его без ущерба для здоровья. Освоив технику дыхания, он обретает способность управлять своим психологическим состоянием, отключаться от внешних воздействий, не реагировать на какие бы то ни было раздражители и сосредоточиваться на себе. Такое состояние называется пратьяхара — дисциплина чувств. Это последняя из подготовительных ступеней.



Перечисленные пять ступеней раджа-йоги составляют ее «внешние ветви». Это этап, предшествующий собственно духовной практике («внутренним ветвям») и включающий три ступени:



1) дисциплина ума (дхарана), предполагающая способность концентрироваться на том или ином духовном объекте (это может быть часть тела йогина, абстрактная идея или непосредственно Брахман). Брахманизм понимает эту стадию как первый шаг к состоянию святости и слияния с Абсолютом;

2) созерцание (дхьана) — постижение сущности объекта, второй шаг на пути к Брахману. Сконцентрированная мысль углубляется, становится все более отвлеченной и иррациональной и, как утверждают йогины, проникает в законы мироздания и смысл всех вещей;

3) транс, просветление, сверхсознание (самадха) — последняя стадия, на которой духовное «Я» (пуруша) полностью отделяет себя от тела (пракрити). Возникает состояние блаженства, внутренней свободы, «парения» над миром. В этот момент карма уничтожается, и человек вырывается из сансарического плена.



Древняя йога до сих пор широко практикуется индусами и является неотъемлемой частью современной индийской культуры. На Западе число адептов йоги также исчисляется миллионами.

Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Digg Отправить "Ортодоксальные даршаны" в del.icio.us Отправить "Ортодоксальные даршаны" в StumbleUpon Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Google

Метки: буддизм
Категории
Йога

Комментарии