Одесса: 4°С (вода 9°С)
Киев: 2°С
Львов: 6°С

Камадева клуб

Ортодоксальные даршаны

Оценить эту запись
Европейский термин «философия» в индуизме не имеет однозначного эквивалента. Индусы оперируют понятиями брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Термином «даршана» обозначают и направление в философии (школу). Даршаны делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. К числу неортодоксальных школ относится локаята.



Санкхья



Санкхья (размышление, число, исчисление) — одна из самых ранних философских систем индуизма. Многие идеи санкхьи встречаются уже в средних и поздних упа-нишадах (например, в Майтри-упанишаде).



Основателем санкхьи считают полумифического мудреца Капилу (до VI века до н. э.), афоризмы которого (Санкхья-сутры) веками хранились в устной традиции и, вероятно, легли в основу санкхья-карик Иваракришны (III—IV века н. э.), составляющих так называемое «Золотое семидесятистишье». Это произведение считается базовым текстом санкхьи. В древности и в период раннего средневековья санкхья была весьма популярна. В XV веке ее традиция прекратилась.



Созданная Ишваракришной классическая санкхья дуалистична и нетеистична: дух (пуруша) и материя (пракрити) рассматриваются в ней как совершенно независимые друг от друга субстанции, при этом отрицается существование единого абсолюта (как в личной, так и безличной форме).



Космология санкхьи




Согласно санкхье, мир имеет двойственную природу, то есть состоит из материального и духовного начал. Пракрити (природа) — это изменчивая материальная субстанция бытия. Пуруша (личность) — его вечная и неизменная духовная основа, мировое «Я». Человек материален и духовен одновременно. Внутреннее духовное «Я» (пуруша) существует у каждого человека, так что пу-руш много, но субстанциально они тождественны.



Пуруша абсолютно пассивен и бездеятелен, он не вовлекается ни в какие материальные процессы (изменения состояний пракрити), оставаясь на позициях наблюдателя.



Пракрити пребывает в одной их трех гун (качеств):

1) покоя и равновесия {саттва);

2) активности (раджас);

3) пассивной инертности (тамас).



В своем исходном пассивном состоянии пракрити едина, бескачественна и неопределима. Однако в присутствии пуруши она активизируется, приобретает способность к самодвижению и саморазвитию, изменяет свои состояния и разворачивается в различные модификации, или типы, сущего — таттвы (всего санкхья насчитывает 25 таттв).



Кайвалья



Традиционную для индуизма проблему духовного освобождения санкхья исследует в контексте учения о пуруше и пракрити.



Согласно санкхье, пуруша отождествляет себя с пракрити в силу трансцендентального заблуждения (авидьи). В результате материя приходит в движение. Ее первой таттвой становится появление «мирового ума» (махат). Следствием дальнейшего развертывания пракрити становится формирование макрокосма и, одновременно, появление коррелирующих с ним структур и уровней субъекта (человека).



Заметим, что санкхья относит все уровни и типы психического (за исключением пуруши — субстратного сознания) к состояниям пракрити, то есть считает их формами материи, а не духа. Основные типы психического: читта (психика), манас (ум), буСдхи (осознавание), ахамкара (самостность, эгоизм).



Активизированная пракрити вовлечена в круговорот сансары. Отождествляясь с пракрити, пуруша и себя воспринимает пленником сансары. Однако это восприятие ошибочно — в силу исходного субстанционального различия пуруша и пракрити не могут иметь «общей судьбы». Следствием заблуждения становится страдание (духкха), толкуемое санкхьей в совершенно буддийском ключе.



Санкхья убеждает в необходимости «разотождествле-ния» духа и материи, «разъединения» пракрити и пуруши (чистого сознания), с тем чтобы последний осознал себя пребывающим «в своей собственной природе». При этом он не соединяется ни с личным богом, ни с безличным абсолютом — реальность того и другого классическая санкхья отрицает.



Осознание себя пурушей есть кайвалья. Практические методы достижения кайвальи разрабатывались в йогичес-ких практиках (санкхья считается теоретическим фундаментом йоги).



Помимо классической санкхьи, существует также санкхья эпическая, изложенная в философских текстах «Махабхараты» (прежде всего, в «Бхагавадгите») и трактующая проблему соотношения духа и материи, духа и абсолюта с совершенно иных позиций.



Эпическая санкхья монистична и теистична. Согласно ей, материя не является самостоятельной субстанцией, а представляет собой начало, производное от божественного Абсолюта. Тонкие формы материи рассматриваются как творческая энергия Бога (йогамайя). Различные направления ранней эпической санкхьи стимулировали развитие буддизма и джайнизма.



Санкхья в течение многих столетий оставалась одной из наиболее влиятельных философских школ. По свидетельству выдающегося арабского ученого Аль-Биру-ни (XI век), тексты «Иваракришны» были хорошо знакомы его современникам. Многочисленные комментарии к санкхье составлялись вплоть до XVI века (к числу наиболее поздних относятся «Виджнянабхикшу»).



Космологическое учение санкхьи оказало заметное влияние на веданту.

Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Digg Отправить "Ортодоксальные даршаны" в del.icio.us Отправить "Ортодоксальные даршаны" в StumbleUpon Отправить "Ортодоксальные даршаны" в Google

Обновлено 30.04.2012 в 11:30 Камадева

Категории
Йога

Комментарии