Одесса: °С (вода °С)
Киев: 7°С

Камадева клуб

Древнеиндийские системы медицины

Оценить эту запись
Использование в аюрведической медицине металлов и лекарств, приготовленных на их основе, имеет давнюю историю, а его расцвет приходится на послебуддистский период. Целый ряд минералов, металлов и драгоценных камней используется для укрепления здоровья и лечения болезней. Они включают ртуть, серу, золото, серебро, медь, цинк, свинец, мышьяк, олово и алмазы. Большинство из них токсичны в естественном виде, поэтому они обрабатываются особыми способами с целью нейтрализации токсичности, улучшения усваиваемости и повышения терапевтических свойств. Минералы кипятятся с соками или растительными отварами — этот процесс называется очищением (щодхана). Затем металлы подвергаются кальцинированию — этот процесс известен как убивание (марана) — и превращаются в мелкий порошковый препарат (кальцинированный порошок, или бхасма). Он используется самостоятельно или в сочетании с другими препаратами для лечения хронических болезней и даже тех, которые не поддаются никакому другому воздействию. Металлопрепараты во многих случаях позволяют избегать хирургического вмешательства. Приготовленные особым образом металлопрепараты применяются для омоложения организма. Так, ртуть проходит 18 этапов приготовления. Перед использованием этих препаратов в целях лечения они должны быть проверены на других металлах. Считается, что, если ртуть прошла нужный процесс обработки, она может превращать другие металлы в золото, что, кстати, дало основу для развития алхимии. Но использование алхимии в целях обогащения категорически запрещено всякому, кто занимается аюрведическим лечением.



Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются ее вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.



Прежде чем назначить лечение, врач обследует пациента и устанавливает, чем тот болен. При осмотре больного принимаются во внимание его физическое состояние, темперамент и прочее. Для постановки диагноза врач исследует пульс, мочу больного, и т. д. Методика может показаться простой, однако врачу требуется большое мастерство, чтобы ею пользоваться. Требуется несколько лет практики под руководством опытного врача, чтобы овладеть тонкостями этого способа диагностики. Кстати, он избавляет от необходимости сложных лабораторных исследований и не влечет значительных расходов.



В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.



Наряду с аюрведой в Индии существует другая традиционная система — юнани. Первоначально эта система возникла в Древней Греции, а последующее развитие получила в арабских странах. В 750 г. н. э., когда Аббасиды укрепили свою власть в арабском мире, там были созданы условия для развития науки. Многие греческие и индийские трактаты по медицине были переведены учеными, приглашенными из разных стран. В VIII—IX вв. халиф Харун ар-Рашид и его сын аль-Мамун содействовали созданию больниц, библиотек и учебных заведений. Большой вклад в развитие медицинской системы юнани внесли великие ученые ар-Рази (Разеб) и Ибн Сина (Авиценна). Во время нашествия моголов многие врачи-ученые из Средней Азии вынуждены были покинуть родные места и поселиться в соседних странах, в том числе и в Индии. В Дели правили в те времена султаны, поддерживавшие тесные связи с Багдадом. Врачи и ученые, бежавшие из Центральной и Западной Азии, обрели убежище в Дели и поддержку местных правителей, а система юнани получила распространение в Индии. В период могольского правления (XV—XVII вв.) больницы, где лечили методами юнани, были открыты в различных частях Индии. Правители покровительствовали известным ученым, которые занимались исследованиями в области аюрведы и юнани. Медицинская система юнани сохранила популярность в Индии и после падения династии Великих Моголов, главным образом потому, что у юнани очень много общего с аюрведой. По иронии судьбы, в тех странах, где эта система возникла и развилась, сейчас она почти забыта.



Система юнани основывается на древнегреческой теории о четырех жидких средах организма и четырех основных элементах. Считалось, что организм человека функционирует благодаря взаимодействию элементов (аркан), темперамента (мизадж), жидких сред (ахлат), органов тела (аза), жизненного духа (арвах), энергии (кува) и процессов (афааль}.



Согласно теории юнани, существуют четыре основных элемента - земля (митти), вода (пани), огонь (йг) и воздух (хава). Из сочетания этих элементов возникают органы тела и жизненный дух. Они в свою очередь производят энергию, которая проявляется в виде различных физиологических процессов. Темперамент составляет важную концепцию юнани, ибо он есть основа для диагностики и лечения болезней, а также для подбора профилактических и лечебных средств. Согласно теории юнани, физиологические функции организма регулируются четырьмя жидкими средами -мокротой (бальгам), кровью (хун), желтой желчью (сафра) и черной желчью (сауда). Эти четыре жидкие среды в здоровом организме находятся в состоянии равновесия, нарушение которого приводит к заболеванию и смерти.



Несмотря на всю забитость Индии в период колониализма, вера народа в свою культуру и традиционную медицину не дала погибнуть ни аюрведе, ни юнани. Их популярность в народе и несомненная эффективность методов лечения побудили правительство независимой Индии предпринять шаги для дальнейшего развития аюрведы и юнани.



Ныне в Индии зарегистрировано примерно триста пятьдесят тысяч врачей, практикующих но системам аюрведы и юнани. Их деятельность контролируется особым советом. Правительство Индии учредило два исследовательских центра — для работы в области аюрведы, а также юнани. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты аюрведы и юнани. Аюрведу и юнани преподают в ряде университетов страны. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства.



Системы аюрведы и юнани основаны на "философии целостности" организма. Обе признают, что индивидуум состоит из физического, умственного начал и души. Отсутствие недуга не есть здоровье. Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим недугом, счастлив умственно, физически и духовно. Рекомендации и запреты аюрведы и юнани всегда преследуют эту цель. Такой подход к проблеме здоровья является одной из уникальных черт аюрведы и юнани как медицинских систем, и это определяет их актуальность в современном мире, полном стрессовых ситуаций.



Автор - Вайдья Бхагван Дэш

Отправить "Древнеиндийские системы медицины" в Digg Отправить "Древнеиндийские системы медицины" в del.icio.us Отправить "Древнеиндийские системы медицины" в StumbleUpon Отправить "Древнеиндийские системы медицины" в Google

Комментарии