Одесса: 6°С (вода 8°С)
Киев: 2°С
Львов: -3°С

Spartak77

Цепная реакция

Оценить эту запись
В сентябре в журнале «Дистрибуция и Логистика» выходит моя статья на тему роли финансовой дисциплины в сегодняшних взаимоотношениях цепочки: производитель — дистрибутор — ритейл.

Отрывки

В период экономического роста для производителя вопросом номер один было максимальное присутствие в рознице и захват полочного пространства. Ритейлеры также стремились к экспансии, расширяя торговые площади. Дистрибьюторы в меру своих сил содействовали этой гонке. Резкое прекращение денежного дождя сместило акценты в деятельности всех участников этой цепи – на первое место вышли именно финансовые вопросы.
Производители перестали получать кредитование и перекредитование от банков и не могут предоставлять бесконечные отсрочки сетям. Ритейл также лишился банковских ресурсов, и единственным внешним источником средств для него стали поставщики. В итоге требования сторон к финансовой составляющей взаимодействия возросли, причем в диаметрально противоположных направлениях. А дистрибьютору в этой ситуации все сложнее сохранять паритет между сторонами.
… …
Крупные производители в основном понимают, что развивать бизнес нужно вместе, на паритетных условиях. А вот небольшие компании нередко пытаются «тянуть одеяло на себя», влияя на политику продаж и кредитования. Кое-кто, например, вообще отказывается давать отсрочки, требует оплаты по факту отгрузки. Дистрибьютору выгоднее отказаться от таких поставщиков, чем соглашаться на их условия – особенно, если доля их в обороте невелика.
Но все соглашаются с тем, что тяжелее всего сегодня приходится средним и мелким отечественным производителям. Не каждый из них может выдержать дополнительную финансовую нагрузку, увеличивая отсрочки платежей, как того требуют сети. Тем более в период, когда объемы продаж падают. У многих просто не хватает оборотных средств, чтобы обеспечить кредитование ритейла. Договориться полюбовно удается далеко не всегда, и остается только один выход – перераспределять сбыт на мелкую розницу, где оборачиваемость денежных средств значительно выше. Если анализировать ассортимент товаров в крупных торговых сетях, трудно не заметить, что сейчас там в основном представлены крупные производители, а мелких остается все меньше.
Крупные производители, чья продукция занимает значительное место в обороте магазинов, имеют больше возможностей влиять на условия сотрудничества. Как правило, они связаны с ритейлом общими интересами и готовы идти друг другу навстречу. Благодаря этому компании, имеющие национальный статус, имеют и свои дивиденды с кризиса – конкуренции стало меньше, поскольку более слабые предприятия либо обанкротились, либо замыкаются на своих локальных рынках (город, область).
… …
Зато со стороны розничных компаний (как отечественных, так и зарубежных) подход к вопросам условий оплаты и кредитования отличается завидным однообразием. Как от крупных поставщиков, так и от мелких, как от украинских производителей, так и от европейских или азиатских они хотят одного и того же – минимальных цен и максимальных отсрочек, а также возможности иногда превышать сроки этих отсрочек. Исключение составляет, пожалуй, только Metro Cash&Carry, который всегда платит точно в назначенный день. Зато остальные условия его договоров поставки многие считают просто кабальными.

Так или иначе, в последний год все участники товаропроводящей цепочки вынуждены уделять финансовым вопросам первостепенное внимание. Причем на порядке дня чаще стоит задача «сохранить», а не «заработать». Но это – обычная стратегия для бизнеса в период выживания и выжидания.

Отправить "Цепная реакция" в Digg Отправить "Цепная реакция" в del.icio.us Отправить "Цепная реакция" в StumbleUpon Отправить "Цепная реакция" в Google

Категории
Без категории

Комментарии