Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 3°С
Львов: 2°С

Spartak77

Торговая недвижимость Одессы-2009 – тормозной путь.

Оценить эту запись
Маркетинговая Компания «Одесса» проводит анализ развития рынка торговой недвижимости в 2009 году. Можно отметить, что этим летом одесский регион пополнится двумя масштабными торговыми объектами. Но это – не характеризует существующую экономическую ситуацию, а есть следствие периода экономического роста.

Торговые центры

Уже открыт мебельный торговый центр (ТЦ – в дальнейшем) на 6 км. овидиопольской трассы (возле Metro) «Шестой элемент». В ближайшем будущем на Фонтанке (в 4 км. от Днепропетровской дор.) будет открыт самый масштабный торговый комплекс на юге Украины – Rivera Shopping City. Его торговая площадь будет более 60 000 кв. м.
Для сравнения, площадь самого большого на данный момент ТЦ Одессы «На Среднефонтансокй» - более 25 000 кв. м.
До наступления экономического кризиса в городе анонсировалось еще не менее 5-ти крупных ТЦ от 50 000 кв. м.
Из наиболее реалистичных проектов назывались «Амстор» на ул. ген. Петрова, «Караван» на Черноморского Казачества и «Ипподром», естественно, на месте существующего ипподрома (ул. Краснова). Все проекты – с площадями от 50 000 кв. м.
Однако наступивший кризис привел к остановке работ над этими проектами. Завершены были только те, у которых на середину 2008 года было выполнено более 50 % строительных работ.
Также, на стадии нулевого цикла остановились два небольших торговых центра в Суворовском районе (ул. Бочарова).
На данный момент, без учета Rivera Shopping City в Одессе существует 17 ТЦ совокупной площадью более 175 000 кв. м.
Учитывая, что окупаемость торговых центров исчисляться периодами не менее 5-ти от лет от момента ввода в эксплуатацию, можно предположить, что возобновление реализации проектов начнется не раньше, чем произойдет завершение мирового экономического кризиса.

Супер- и гипермаркеты.

Несмотря на приставки, данные маркеты (магазины самообслуживания) давно стали привычны жителям бывшего СССР. Они относятся к категории так называемого моно-ритейла. То есть в их стенах продаются товары одного ритейлера, а зона, предоставленная под аренду – не более 5 – 10 %%.
К таковым в Одессе относятся ритейлеры продуктов питания (Таврия В, Сельпо, Копейка), бытовой техники (Фокстрот, Стинол), строительные (гипермаркеты «Эпицентр»).
По терминологии – отличие гипермаркета (ГМ) от супермаркета (СМ) – в масштабах. Классическим ГМ в Одессе являются «Фоззи» на Балковской, «Новая Линия» и Киевской трассе и пр. строения ангарного типа.
Всего в Одессе более 115 супермаркетов совокупной площадью более 120 000 кв. м.
В настоящий момент развитие продолжается только в сфере продуктовой розницы. Торговые сети прирастают, но очень небольшими проектами – 200 – 500, максимум 1000 кв. м. На более масштабные проекты ритейлеры пока не решаются.

Street retail

К данной категории относятся магазины, расположенные на первых этажах жилых и административных зданий. В частности, в Одессе торговыми улицами элитного уровня являться Дерибасовская, Садовая, Екатерининская и др. Которые практически полностью образуют торговые коридоры.
Вопреки мрачным прогнозам массового закрытия магазинов не происходит. Более того, не происходит и ротации в пользу более дешевых брендов и товарных групп. Большинство магазинов так и остались на своих местах, сохранив и принадлежность к определенной товарной группе. Лишь объявления о скидках стали больше, равно как и сами скидки.
Понижение арендной платы произошло в размере 20 – 50 %% в долларах.
Прирост числа торговых объектов практически остановился.
Один из немногих видов малого ритейла, который не остановился в развитии - аптечные сети.
Значительный прирост торговых площадей мог бы быть за счет помещений на первых этажах новых жилых домов. Однако строительство и ввод новых зданий приостановился до неопределенных времен. В этих недостроях расположены не менее 50 000 кв. м. потенциальных торговых площадей.

В период экономического роста инвестиционные ожидания довели стоимость квадратных метров торговой недвижимости до рекордных величин (как 12 000 $ на Дерибасовской). Однако в настоящий момент торговая недвижимость, как инструмент инвестиций привлекает значительно меньше внимания.
Следующий скачок рынка возможен не раньше, чем возобновится и продлится хотя бы несколько лет экономический рост.
Сценарий развития уже ясен – это масштабные торгово-развлекательные центры вдоль ключевых автострад.

Маркетинговая Компания «Одесса»

Отправить "Торговая недвижимость Одессы-2009 – тормозной путь." в Digg Отправить "Торговая недвижимость Одессы-2009 – тормозной путь." в del.icio.us Отправить "Торговая недвижимость Одессы-2009 – тормозной путь." в StumbleUpon Отправить "Торговая недвижимость Одессы-2009 – тормозной путь." в Google

Обновлено 18.08.2009 в 01:50 Spartak77

Категории
Без категории

Комментарии