Одесса: 6°С (вода 9°С)
Киев: 1°С
Львов: 5°С

Мишель Von Nemirov!

Зороастризм (продолжение)

Оценить эту запись
В процессе похорон собаке дают несколько раз посмотреть на лицо покойного, дабы она прогнала демона трупного разложения, набрасывающегося на труп сразу после смерти человека. Участие в подобных ритуалах собака может принимать с четырехмесячного возраста. В среднеперсидском сочинении "Дозволенное - недозволенное" 2.3-4 говорится, что для изгнания демона трупного разложения годится даже слепая собака - она должна положить морду на открытый участок тела, но не на волосы и ногти. И в средне- и в новоперсидских сочинениях утверждается также, что взгляд собаки при необходимости может, заменить тень некоторых птиц, пролетающих над трупом. Реально под "четырехглазыми" собаками, по-видимому, подразумевались те, что имели характерные пятнышки над глазами. Следуя за Видевдатом, зороастрийские сочинения указывают на необходимость использования в ритуалах именно "желтых четырехглазых, белых желтоухих" собак. Однако по свидетельству авторов, наблюдавших жизнь зороастрийцев Ирана нашего столетия, для совершения обрядов годились любые собаки. М. Бойс, описывая зороастрийские районы Ирана 60 гг. ХХ века, отмечает, что в каждой зороастрийской деревне, обитало множество собак. Причем их число значительно превышало необходимое: собаки здесь служили только для защиты жилищ от грабителей и шакалов, и те, и другие были весьма редки. В каждой местности превалировал особый тип животных: "В процветающем Хасанабаде держали огромных, рыжевато-коричневых животных, похожих на мастифов и, возможно, происходивших от сторожевых псов, привезенных сюда в целях защиты первыми зороастрийскими поселенцами в начале нашего века, когда деревня постоянно подвергалась набегам бандитов из Фарса. У большинства этих впечатляющих собак, при знакомстве оказавшихся весьма дружелюбными, были хозяева, которые хорошо их кормили. Собаки в Мазра Калантаре были меньше и в основном желтовато-песочного цвета, но и среди них выделялась группа белых длинношерстных, довольно красивых, если за ними ухаживать. Шехриар Зохраби, в доме которого я останавливалась, был хозяином красивого животного этого типа по кличке Лали, - собаке были поручены дети. Но большинство собак здесь не имели хозяев, единственным домом им служила улица... В Шарифабаде собаки были по большей части черными, вполне обыкновенными, но среди них выделялись похожие на охотничьих золотисто-коричневые животные. У некоторых черных собак были те самые отметины, по котоорым можно было бы распознать "четырехглазых" собак Видевдата, а именно, светло-коричневые пятнышки над каждым глазом; но местные жители никоим образом не выделяли их, и не относились к ним с особым почтением. Белых собак в Шарифабаде не было; но у самого дастура Ходадада был снежно-белый пес, которого он предпочитал использовать в ритуалах и церемониях, поскольку белый считается зороастрийским цветом. По иронии, эта собака, возможно, одна из последних среди многих тысяч, содержавшихся когда-то зороастрийскими жрецами в Иране, была чистокровным терьером, привезенным из Европы и откликавшимся на кличку "Джэки". Зороастрийские собаки традиционно хорошо содержались, как это предписано еще Авестой: им предписано давать "долю мужа" - молоко и жир с мясом (Ввдевдат 13.28). За плохое кормление собак было определено наказание (Видевдат 20-27). Помимо обычного смысла, кормлению собак придавалось и ритуальное значение: считалось, что данная этим животным пища достается умершим родственникам. В новоперсидском сочинении "Сто глав" (31.1) говорится, что необходимо при каждом приеме пище три ломтя хлеба давать собаке. Обычно современные зороастрийцы дают такую долю собакам, зачастую бездомным, во время, посвященное душам умерших праведников сразу после захода солнца. При этом хлеб и посуда должны быть ритуально чистыми, то есть до кормления собаки к ним никому не следует прикасаться. Помимо предписания кормления собаки, в Видевдате содержатся правила относительно разведения этих животных: собаку привязывали в специально вырытой для этого яме, "вдали от детей и огня, сына Ахура Мазды", а затем подпускали к ней трех кобелей, что представлялось гарантом для получения жизнеспособного потомства (Видевдат 15.46-49). Если к дому или стойлу для скота зороастрийца приходила бездомная беременная собака, он должен был поддерживать ее вплоть до рождения щенков, а затем до момента достижения ими шестимесячного возраста (Видевдат 15.20- 45). Таким образом, зороастрийцы, повидимому, не занимались специальным разведением собак и выведением особых пород. Ниже приводится перевод 13-го фрагарда Видевдага, полностью посвященного собаке.
Видевдат. 13 фрагард
1. Что за создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа?
2. И сказал Ахура Мазда: Ванхапара-еж - дикая остромордая собака, которую злословящие люди называют именем Дужака, - вот это создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа.
3. И если кто-либо, о Спитама Заратуштра, убьет Ванхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинват станет непроходимым, если он при жизни не искупит (этого греха) перед Сраошей.
4. О создатель плотского мира, праведный! Если кто-либо убьет Вакхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, какое ему наказание? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут тысячу ударов конской плетью, тысячу (ударов плетью) "делающей послушными".
5. Что за создание Злого Духа, из тех созданий, которые созданы Злым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Святого Духа?
6. И сказал Ахура Мазда: Дэв, имя которого Заиримьянура-черепаха, о Спитама Заратуштра, которого злословящие люди называют именем Заиримьяка, - вот это создание Злого Духа, из тех созданий, которые созданы Злым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Святого Духа.
7. Если кто-либо, о Спитама Заратуштра, убьет дэва Заиримьянуру, которого злословящие люди называют именем Заиримьяка, прощена будет его (злая) мысль, прощено (злое) слово, прощено (злое) дело; искуплена будет его (злая) мысль, искуплено (злое) слово, искуплено (злое) дело.
8. Кто убьет собаку из стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих и обученных, душа того с большим криком и большим воем отойдет к будущей жизни, чем мог бы волк вопить, попав в глубочайшую западню.
9. Никакая другая душа не поддержит его душу в смерти криком и воем; ни одна из двух собак, стерегущих мост (Чинват), не поддержит ее в смерти криком и воем.
10. Кто нанесет стерегущей скот собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из стада скотину, тот должен тогда вред искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки.
11. Кто нанесет стерегущей дом собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из дома добро, тот должен тогда вред искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки.
12. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет собаке, стерегущей скот, смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут восемь сотен ударов конской плетью, восемь сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
13. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет собаке, стерегущей дом, смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут семь сотен ударов конской плетью, семь сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
14. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет охотничьей собаке смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут шесть сотен ударов конской плетью, шесть сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
15. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет молодой собаке смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут пять сотен ударов конской плетью, пять сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
16. Столько за ежа, столько за визу, столько за дикобраза, столько за острозубую ласку, столько за пушистую (?) лису, - за всех существ Святого Духа, относящихся к собакам, кроме водяной выдры.
17. 0 Создатель плотского мира, праведный! Где собаке, стерегущей скот, положенное место? - И сказал Ахура Мазда: В пределах расстояния йуджйасти от стада ходит она, выслеживая вора или волка.
18. О Создатель плотского мира, праведный! Где собаке, стерегущей дом, положенное место? - И сказал Ахура Мазда: В пределах расстояния хатра на пути к дому ходит она, выслеживая вора или волка.
19. О Создатель плотского мира, праведный! Где охотничьей собаке положено место? - И сказал Ахура Мазда: (С тем), кто ничего не требует из умений, нуждается в защите жизни.

Отправить "Зороастризм (продолжение)" в Digg Отправить "Зороастризм (продолжение)" в del.icio.us Отправить "Зороастризм (продолжение)" в StumbleUpon Отправить "Зороастризм (продолжение)" в Google

Категории
Без категории

Комментарии