Одесса: 5°С (вода 9°С)
Киев: -1°С
Львов: 4°С

- almost private -

Титаник. Титаник ли? ч.2

Оценить эту запись
ВЕРСИЯ №2. Навигация без правил. Преступная халатность капитана

Этот широкоплечий, уверенный в себе человек, с аккуратно подстриженной бородой и умным взглядом представлял собой идеальный образ капитана. Он всегда пользовался безграничным уважением команды, им восхищались самые капризные пассажиры-миллионеры…

Из интервью Смита газете «Нью-Йорк Таймс»: «Я не могу представить происшествия, которое вынудит мой корабль затонуть. Современное судостроение сделало это практически невозможным». Газеты писали, что за четверть века плавания у капитана Смита практически не было аварий. Но во время следствия они же раскопали сенсацию: безаварийность коммодора Смита оказалась мифом. Ни в одном из интервью знаменитый «непотопляемый» Джи, как его звали на флоте, ни словом не обмолвился о фактах наносящих урон его капитанской карьере, а их было предостаточно.

В 1889 году пароход «Репаблик» под командованием Смита сел на мель у входа в Нью-Йоркскую гавань, труба парохода раскололась, трое матросов погибли, семеро изувечены. Через год, вверенный ему пароход «Коптик» сел на мель в гавани Рио-де-Жанейро, еще через год пожар на пароходе «Мажестик» под командованием Смита. В 1904 году Эдвард Симт получил звание коммодора «Уайт Стар Лайн», теперь он водит только флагманы компании. Уже в 1906 еще один пожар на его пароходе: в порту Ливерпуля горит «Балтик», в 1909 капитан Смит посадил на мель свой пароход «Адриатик». В мае 1911 капитан Смит назначен на новый флагман «Уайт Стар» – «Олимпик». Об этом стоит рассказать подробнее. Дело в том, что «Титаник» был вторым лайнером класса «Олимпик», стопроцентной копией корабля, который к первому рейсу «Титаника» уже 12 раз пересек Атлантику.

К 1912 году в послужном списке коммодора Смита почти год командования «Олимпиком». Во время своего первого рейса «Олимпик» был протаранен крейсером «Хок». Суд определил, что столкновение исключительно результат небрежной навигации «Олимпика». Две пробоины в борту и судебные издержки обошлись «Уайт Стар Лайн» в семь дней ремонта и огромные деньги. Суд оправдал капитана Смита, ведь у штурвала стоял лоцман. Но, едва выйдя из ремонта, через восемь месяцев, «Олимпик» наскочил на затонувший корабль и потерял лопасть винта. И все-таки Эдвард Смит назначен капитаном «Титаника». Отложим эту загадку в сторону. А пока попробуем разобраться, почему все-таки в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года он уверенно вел «Титаник» почти на предельной скорости в район занятый льдами?

Именно журналисты уверенно назвали косвенную причину катастрофы «Титаника», о которой умолчало следствие, и которая объясняет многие решения капитана.



ВЕРСИЯ №3. Голубая лента Атлантики. В погоне за смертью

К 1908 году компания «Кьюнерт Лайнс» спустила на воду лайнеры «Лузитания» и «Мавритания». Они развили рекордную скорость, получив желанную награду – Голубую ленту Атлантики. Это вымпел стоил любых денег. По статистике, лайнер, обладатель Голубой ленты имел в среднем в четыре раза больше пассажиров, чем менее удачливые компании. «Уайт Стар Лайн» решила обойти соперников не только по величине и комфортабельности лайнеров, но и по скорости. Ведь Черчиль объявил: «Правительство обязуется оплатить расходы по постройке двух быстроходных кораблей, а если скорость судна составить 24 узла – правительство обязуется ежегодно выплачивать субсидии по 150 тыс. фунтов стерлингов на весь период эксплуатации судна. «Олимпик» не смог побить рекорд лайнеров «Кьюнерт Лайнс», к тому же после двух аварий он выбил из игры. Теперь вся ставка «Уайт Стар» на «Титаник». Деньги правительства и пассажиров с лихвой могли бы покрыть все убытки. И капитан Смит готов выжать из корабля все, несмотря на сложную ледовую обстановку. В погоне за Голубой лентой Атлантики «Титаник», наращивая ход, шел прямо в район льдов, последним звеном в цепи роковых ошибок оказались действия офицера Мердока.
Вот строки из руководства по мореплаванию от 1910 года: «…Многие офицеры постараются увести судна от опасности и одновременно дадут задний ход, но такие действия скорее приведут к столкновению, чем предотвратят его. В этой ситуации следует увеличить ход, а отвернуть и сбавить ход самый верный способ прийти к столкновению».

Когда матрос Флит в «вороньем гнезде» «Титаника» известил мостик об айсберге прямо по курсу, тот самый Мэрдок, который несколько лет в такой же ситуации спас свой корабль сделал все, что делать было категорически запрещено. Он скомандовал: лево руля, и затем – стоп машина, полный назад. В результате основной удар пришелся не в нос, самое прочное место корабля, а в его бок. Почти сто метров борта «Титаника» ниже ватерлинии были вспороты как консервная банка. Всего 10 секунд потребовалось, чтобы вынести смертный приговор самому большому и самому прекрасному судну в мире.

Именно стремление капитана Смита любой ценой выиграть в безумной гонке за Голубую ленту Атлантики оказалась главной причиной катастрофы, однако эта версия не объясняет целый ряд загадок «Титаника». Почему 55 пассажиров вернули билеты в последний момент перед рейсом? Зачем на «Титанике» перед отплытием срочно произвели ремонт, изменивший его внешность? Что делал на судне директор компании «Уайт Стар Лайн»? Как могло случиться, что на лайнере не нашлось биноклей для впередсмотрящих в «вороньем гнезде»? Почему опытный офицер Мэрдок грубо нарушил устав в момент столкновения?
Недавно появилась еще одна версия гибели «Титаника», сначала ее посчитали дешевой сенсацией, но неожиданно оказалось, что она дает ответ на все эти вопросы. Прежде чем рассмотреть эту версию, вспомним, что у «Титаника» был предшественник-близнец лайнер «Олимпик».

Спуск на воду «Олимпика» стал главной сенсацией в Англии начала века. Это «Олимпик» в первую очередь рекламировала компания «Уайт Стар Лайн», только катастрофа выдвинет на первый план «Титаник», он был лишь на 8 см длиннее собрата, хотя водоизмещением превосходил его на 1000 тонн, однако на большинстве посмертных фотографий «Титаника» на самом деле «Олимпик». Путаница сопровождала корабли еще до рокового рейса «Титаника».

Идея самых совершенных в мире пароходов принадлежала честолюбивым владельцам компании «Уайт Стар Лайн», которую возглавлял Джозеф Брюс Исмей.

В 1902 году Исмей сумел объединить Английские технологи и Американские капиталы. Компания «Уайт Стар Лайн» вошла в Американский трест «Интернэшнл Маркентайл Марин». Планы создания величайшего плавучего дворца вполне соответствовали мании величия хозяина треста – Джона Моргана.

20 октября 1910 года со стапеля сходит первый суперлайнер «Олимпик», еще через год второй, еще более роскошный – «Титаник». Он обошелся Моргану в современных ценах около 400 млн. долларов. Очевидная странность: назначить на «Титаник» капитана дважды чуть не утопившего его брата-близнеца «Олимпик» и принесшего компании огромные убытки. За куда меньшие провинности без сожаления списывали на берег. Однако Морган утверждает кандидатуру Смита. Капитану обещано, что по возвращении, его с почетом проводят в отставку, поэтому Смит старается угодить компании. Но какой ценой. Именно здесь завязка самой скандальной версии гибели «Титаника».

Отправить "Титаник. Титаник ли? ч.2" в Digg Отправить "Титаник. Титаник ли? ч.2" в del.icio.us Отправить "Титаник. Титаник ли? ч.2" в StumbleUpon Отправить "Титаник. Титаник ли? ч.2" в Google

Комментарии