Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 1°С
Львов: -1°С

Кабинет психоаналитика

Почему подростки грубят? часть 2

Оценить эту запись
Часть 2.
Личное – отличное?
«Дети долго растут и быстро вырастают», - уж не помню, кто так верно подметил. Однажды и вы можете обнаружить, что прежде лапочка-дочка вдруг стала огрызаться, а вполне благополучный сын теперь спорит по пустякам и в знак протеста запирается в своей комнате.
Просвещенный родитель знает, что в период взросления подросток хочет самоутвердиться, чтобы доказать всем, и родителям в первую очередь, что он – личность.
Личность же мыслит по-своему и на все имеет личное мнение. Подросткам может казаться, что личное – значит отличное от родительского. Не такое, как у всех, непохожее на общепринятое, СВОЕ. Это может приводить к спорам даже по пустякам. В подобном понимании вопроса содержится КЛЮЧ для взаимопонимания с подростком. Поясню. Если вы будете спорить с юношей или девушкой, настаивая на своем, то либо сами уподобитесь подростку, либо проявите себя в качестве ригидного воспитателя-мастодонта (читай «динозавра»).
Я прекрасно понимаю, насколько подростки бывают упрямы, как это может бесить родителей, доводя их до исступления. Поэтому предлагаю вам иначе взглянуть на ситуацию.
Ключ.
Отнеситесь к пассажам подростка как к тренировке – тренировке его мыслительных способностей. Ведь это действительно так.
Позвольте ему (ей) протестировать на вас свое личное мнение. Когда подросток высказывает вам какую-то мысль, это еще не значит, что он уверен в ней на 100%.
Вначале похвалите: «Мне нравится, что ты сам размышляешь, ищешь ответы, хотя я не могу согласиться с некоторыми твоими выводами».
Потом помогите проанализировать ход его рассуждений: «Как ты думаешь, всегда ли верно то, о чем ты говоришь?»
Такой подход дает подростку возможность развивать свое мышление в безопасных условиях – при условии, что вы откажетесь от критики и нападок и не станете самоутверждаться за его счет.
Если вы будете настаивать на своей правоте, подросток решит, что вы его не понимаете, не слышите и будет искать другую аудиторию для самовыражения.
Если кажется, что ваши слова «как об стенку горох», и ребенок остался при своем мнении, все равно ваша беседа принесет свои результаты. Из такого разговора подросток вынесет гораздо больше, чем вы думаете, правда, скорее всего, не признается в этом. И даже через некоторое время он может отстаивать вашу точку зрения (возможно, выдавая ее за свою).
В большинстве случаев подростки очень ждут, что вы поинтересуетесь ЕГО мнением.
Формирование личности.
«Воспитывая подростка…» - после этих слов многие родители скептично ухмыльнутся – мол, поздно уже воспитывать. И будут не правы. Во многих семьях бытует мнение, что ребенка воспитывают, пока он под стол пешком ходит, а потом воспитывать детей бесполезно. С этим можно согласиться, если речь идет об одних и тех же методах воспитания – запрете и наказании. С подростком такие методы, конечно же, не проходят. Вы же не будете кормить его с ложечки, ставить в угол или завязывать шнурки на ботинках? Ребенок вырос, методы изменились. Это закономерно.
Теперь главный метод воспитания подрастающего поколения – разговор. Однако многие родители используют разговор, чтобы в чем-то убедить подростка.
Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения. Вторая делает упор на личный положительный пример. Третья воздействует на детей назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами. Четвертая прибегает к наказаниям, в том числе физическим.
Почему убеждение не работает? Да потому, что не оставляет подростку выбора! Для него это значит, что вы не признаете его самостоятельным, взрослым человеком. Вот против этого он и будет бунтовать.
Простой разговор, в котором вы: а – слушаете ребенка, б - интересуетесь его рассуждениями, в – делитесь своими знаниями, своим видением, г - не навязываете ему свою позицию, - лучший способ формирования личности подростка.
Ключ.
Если вы чувствуете, что вот-вот втянетесь в спор, постарайтесь остановиться и сделать вот что.
Повторите мысль подростка своими словами. Во-первых, это даст вам небольшую передышку, чтобы совладать с собственными чувствами, а во-вторых, повернет разговор в конструктивное русло.
Например: «Я хочу убедиться, что я правильно тебя понимаю…» «Если я правильно тебя поняла, ты имеешь в виду…» Тогда подросток поймет, что вы готовы его услышать, а не навязывать свое мнение. Следом поинтересуйтесь: «Что тебя в этом убедило?» «Почему ты пришел к таким выводам?» Постарайтесь разговорить подростка, чтобы он поделился своими мыслями. Помните, для него ваш разговор – тренировка мыслительных способностей.
Если вопрос, который вы обсуждаете, не принципиальный, постарайтесь выразить уважение к точке зрения подростка. Даже если вы расходитесь во мнениях. Чтобы подрастающие дети научились мыслить самостоятельно, не давите на них.
Конечно, совершенных родителей не бывает. Если вы видите, что хотя бы отчасти виноваты в том, что между вами разгорелся спор, не бойтесь извиниться. Признавая свои ошибки, вы даете ребенку пример. Впоследствии ему будет проще поступать также.
Подростки очень ждут, что вы поинтересуетесь Его мнением. Для него ваша реакция – как пропуск во взрослую жизнь: если вы позволяете ему взрослеть, он будет взрослеть, а не бунтовать.

Отправить "Почему подростки грубят? часть 2" в Digg Отправить "Почему подростки грубят? часть 2" в del.icio.us Отправить "Почему подростки грубят? часть 2" в StumbleUpon Отправить "Почему подростки грубят? часть 2" в Google

Метки: подростки
Категории
Без категории

Комментарии