Одесса: 7°С (вода 9°С)
Киев: 3°С
Львов: 8°С

- almost private -

Евгений Евстигнеев: универсальный актер, ч.2

Оценить эту запись
Начиная с шестидесятых годов Евстигнеев сыграл в кино целый ряд интересных острохарактерных ролей. Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году - после роли Дынина в фильме режиссера Э. Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Меткость разоблачительных характеристик, критика человеческих недостатков и пороков сочетаются у актера с внимательным и точным психологическим анализом, гротеск - с реалистической проработкой образа. Евстигнеев играет роль самодовольного, уверенного в себе бюрократа, который так до конца и не может понять, почему же он потерпел крах.

Наверное, фильм никогда бы не выпустили на экран (запрещение снимать его появилось на свет еще в самый разгар съемок), если бы в октябре того года не сняли Н. С. Хрущева. В картине были явные намеки на сатиру в его адрес. Это и спасло фильм. И хотя в прокате он собрал всего 13,4 млн. зрителей, однако в среде кинематографистов он был встречен с восторгом. После этого успеха многие режиссеры стали наперебой приглашать Евстигнеева сниматься в их картинах.

Первую свою значительную роль в "Современнике" Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле "Голый король" по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли - короля - Евстигнеев проснулся знаменитым. Правда, эта слава распространялась пока только среди заядлых театралов.
В конце 50-х годов на Евстигнеева обратил внимание и кинематограф. Свою первую роль в кино он сыграл в фильме режиссера Владимира Петрова "Поединок" (1957): это была роль Петерсона. Затем последовали небольшие роли в фильмах: "Анюта", "Баллада о солдате" (оба- 1959), "Любушка", "Девять дней одного года", "В трудный час" (все - 1961), "Никогда", "Молодо-зелено" (1962), "Им покоряется небо", "Сотрудник ЧК" (1963).

В течение 1965-1966 годов артист снялся сразу в девяти фильмах, это"Верность" (1965), "Скверный анекдот", "Старшая сестра" (все - 1966).
Самоуверенную, но совершенно не вписывающуюся в простую житейскую ситуацию личность режиссера самодеятельного театра Евстигнеев сыграл и в картине Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966).

Такими же интересными и яркими оказались роли, созданные и в других комедиях. В 1968 году он сыграл роли Калачева в "Зигзаге удачи" и Корейко в "Золотом теленке", а через четыре снялся в роли Воробьева в фильме Э. Рязанова "Старики - разбойники".



В кино часто случается так, что режиссер приглашает для съемок одних и тех же актеров, которые уже снимались в его предыдущих фильмах. Так образуются великолепные творческие ансамбли. Такое творческое сотрудничество возникло у Евстигнеева с Эльдаром Рязановым. Актер снялся в нескольких его фильмах, хотя не все они оказались удачными. Так, несмотря на блестящий дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, сюжет в "Стариках-разбойниках" кажется надуманным и несколько затянутым. Правда, и здесь Евстигнеев попытался как-то оживить комедийный образ, добавив в него лирические нотки. Тем не менее, совместная работа во многом обогатила и актера, и режиссера. Работая с Рязановым, Евстигнеев, в частности, научился акцентировать свою игру мимикой, жестом, как это он делал в роли Хромого в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России".

Конечно, уходить от привычного амплуа актеру всегда сложно, тем более, когда зритель привык видеть его только в комических ролях. Ведь от сатиры легко перейти к тонкому лиризму, от эксцентрики - к трагикомедии. Но, обладая трагикомическим дарованием и безупречным чувством меры, Евстигнеев решился на этот шаг и не ошибся. В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся роли. До сих пор невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в фильме "Бег" или профессора Плейшнера в фильме "Семнадцать мгновений весны". Все образы, которые он создал в кино, по-своему значительны и неординарны, будь то Батюшка в фильме "Черная курица, или Подземные жители", Никита Демидов в фильм" "Демидовы" или канцлер Бестужев в картине "Гардемарины, вперед!", "По семейным обстоятельствам" (1977).

Правда, в отличие от кино в театре дела у него обстояли не слишком хорошо. В период 1980-1988 годов у него на сцене МХАТа состоялись только пять новых ролей. После второго инфаркта, который случился у Евстигнеева в 1988 году, он попросил главного режиссера МХАТа О. Ефремова оставить его на год доигрывать только старые спектакли, не репетировать ничего нового. Однако О. Ефремов повел себя неожиданно. "У нас же театр, производство - если тебе трудно, то надо уходить на пенсию", - сказал он Евстигнееву. Вполне вероятно, что сказал он это второпях, не слишком задумываясь над смыслом сказанного. Однако артиста это сильно задело. И он на самом деле ушел на пенсию. Он продолжал играть старые роли на сцене МХАТа, однако ни одной новой после того разговора с Ефремовым больше не сыграл.

Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной исторической телеэпопее "Ермак", однако картина была смонтирована только в 1996 году, уже после смерти актера. Он умер рано, не сыграв, может быть, своей самой главной роли. И все-таки если сейчас можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он назвал бы образ профессора Преображенского, русского ученого и интеллигента из фильма "Собачье сердце".



Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне 4 марта 1992 года.
За всю свою долгую жизнь в творчестве Е. Евстигнеев сыграл 55 ролей в театре и 104 роли в кино.

Евстигнеев — актёр широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность — сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами — компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Евстигнеев вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.

Евстигнеев был универсален. Положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние, интеллигентность; отрицательным — чёрствость, мстительность, умственную ограниченность, отталкивающее поведение.




Ист.: http://ru.wikipedia.org/
http://www.peoples.ru/

Отправить "Евгений Евстигнеев: универсальный актер, ч.2" в Digg Отправить "Евгений Евстигнеев: универсальный актер, ч.2" в del.icio.us Отправить "Евгений Евстигнеев: универсальный актер, ч.2" в StumbleUpon Отправить "Евгений Евстигнеев: универсальный актер, ч.2" в Google

Комментарии