Одесса: 3°С (вода 8°С)
Киев: -1°С
Львов: -4°С

инна24м

Питание и Аюрведа

Оценить эту запись
Цитата Сообщение от Харон Посмотреть сообщение
Артрит и артроз - это немного разные болезни.
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе – амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата – артрозу и остеоартриту, ваташонита – подагре. Амавата (आमवात) – это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограниченностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением температуры тела.

Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности. Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка – в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается. Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает – «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.

Этиология (нидана)
Клиническое описание болезни и ее причины в Аюрведе называется нидана, что означает причина. На практике же нидана это не только наука о причине болезни, но также описание патогенеза и клинических методов обследования пациента. Кроме того, Аюрведа включает в этиологию духовные и психологические причины, а также уклад жизни, пищевые пристрастия, поведенческие факторы и т.д.
Мадхава Нидана описывает три основных причины амаваты:
1. Слабость пищеварения
Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса – силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.
2. Неправильная диета
• пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий
• вошедший в привычку несвоевременный приём пищи
• пища, не подходящая по конституции человека
• загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты
3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни

Достаточно сильными предпосылками к дисбалансу Вата доша являются:
1. Пракрити с преобладание вата доша
2. Пожилой период возраста (после 60 лет), который отмечен преобладающим пресутствием Вата доша в организме
3. Сезонные периоды преобладания Вата доша: межсезонье (бабье лето, ранняя весна), а также длительные периоды сухой морозной или ветреной погоды.

Патогенез (сампрапти)
Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться. Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха. Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция. Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.
Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа – Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению. Когда Питта соучаствует в патологическом процессе возникает жгучая и острая боль, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар. При Вата-типе боль также сильна, перемещается с места на место, но жжение не ощущается. Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда. Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши – болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.

Лечение (чикитса)
Существует четыре основных положения в лечении амаваты:
• Поддержка и усиление Агни
• Стабилизация Ваты
• Удаление амы из тела
• Восстановление поврежденных тканей и оджаса

Артриты отличаются воспалительными процессами, т.е. на фоне Амавата еще и возбужденная Питта доша в пораженных суставах.

Есть два типа лечения:
1. Облегчение состояния
- диета
- масляный массаж и прогревание
- масляные клизмы
- припарки
- специально подобранные упражнения
- прием лекарственных трав

2. Устранение причины болезни
- панчакарма

В соответствии с вышеописанным рекомендуется:
- строгая диета для Вата доша, возможны монодиета, а также непродолжительные контролируемые голодания
- басти на пораженные суставы с маслом маханараян
- масляные клизьмы с кунжутным и касторовым маслом
- припарки на суставы из таких трав как вача, ашваганда, харитаки, имбирь и др.
- такие препараты как Трикату, Чандрапрабха вати, Гарнин, Ашваганда, Амла, Пирант, Реуматил, Махайогорадж гуггул, Кайшор гуггул и др.

Отправить "Питание и Аюрведа" в Digg Отправить "Питание и Аюрведа" в del.icio.us Отправить "Питание и Аюрведа" в StumbleUpon Отправить "Питание и Аюрведа" в Google

Категории
Без категории

Комментарии