Одесса: 7°С (вода 8°С)
Киев: 1°С
Львов: 4°С

- almost private -

Экскурсия в Литературный музей, ч.2

Оценить эту запись
Герцог де Ришелье. В двух словах рассказать об этом человеке просто невозможно. Его пребывание на посту одесского градоначальника, определившим последующее благополучие и процветание юного города. Европейски образованный, широко эрудированный человек, обладавший удивительным сочетанием талантов экономиста и политика с поразительным трудолюбием, личной скромностью и бескорыстием. Благородство, умение прощать и вместе с тем твердость и неприятие под любой личиной лживости, воровства, разнузданности нравов - вот суть основные нравственные критерии человека, чья деятельность пришлась на эпоху, когда политические предательства, ренегатство и казнокрадство были возведены едва ли не в достоинство политика. Он не пользовался казённой каретой и ходил без охраны (так как каретой пользовалась охрана). Даже его стол не отличался разнообразием. При Ришелье и Одесса, как показывала статистика, была единственным городом России, который жил по средствам. В Одессе буквально с первых же дней новый градоначальник занялся строительством, и, чтобы подать личный пример, первым делом построил себе дачу (Дюковский сад). Заразительный пример потом заражал многих одесских градоначальников. Сад получился роскошный. И не удивительно — одним из страстных увлечений Ришелье было садоводство и огородничество. В письмах со всего мира друзья присылали ему семена фруктов и овощей. Герцог, в свою очередь, отправлял им в письмах зерна пшеницы, тем самым положив начало российскому хлебному экспорту.

Всё бы было хорошо, но жизнь герцога сильно усложняло слабое зрение. Так, идя по городу, он всегда просил сопровождающих предупреждать его, если навстречу шла дама, чтобы, не дай Бог, не нарушить этикет, который требовал здороваться с женщиной первым. Перед замужними женщинами герцог снимал шляпу, а перед незамужними — не останавливался и на шляпе.

Но особенно близорукость осложняла жизнь к ночи. Возвращаясь в свои покои, Ришелье зачастую раскланивался с пустыми балконами. В ответ, как ему казалось, балконы раскланивались с ним.

Покидая Одессу, Герцог раздарил свои дачи, поместья, дома и даже сады. Провожала его вся Одесса шумно, с весельем и печалью одновременно. С тех пор весёлое прощанье с отъезжающими стало хорошей одесской традицией. И печально, что другая традиция, заложенная Ришелье, — раздаривать имущество тем, кто пока остаётся, — так и не прижилась. За 11 с половиной лет население города учетверилось и достигало в 1813 году уже 35 тысяч человек (когда он пришел к власти, население составляло около 9 тысяч человек). Вместо четырех сотен невзрачных домиков на улицах красовалось две тысячи зданий. Первый Одесский театр и первая типография, коммерческое училище и институт благородных девиц-все это создавалось и пестовалось заботами Ришелье, трудно даже перечислить все стороны многогранной деятельности герцога, исполненной благородства и созидательного начала.

Живя во Франции, дюк де Ришелье не раз собирался вернуться в Одессу. Но, увы... Его намерения перечеркнула ранняя смерть. В возрасте 56 лет, Арман Эмманюэль де Ришелье скончался от инсульта.

Узнав о смерти своего предшественника, одесский градоначальник, граф Ланжерон, начал сбор средств на возведение памятника, которое началось через два года, уже при новом генерал-губернаторе, графе Воронцове. Открытие памятника Дюку, состоялось 22 апреля 1828 года. Памятник обращен лицом к морю, Дюк как бы встречает прибывших в Одессу. В основании памятника есть три барельефа, символизирующие земледелие, судебную систему и торговлю. Во время крымской войны англо-французская эскадра произвела бомбардировку Одессы. Эта военная акция нашла свое отражение и в памятнике Дюку. Одно из ядер повредило постамент памятника и после войны на месте повреждения была установлена чугунная заплатка со стилизованным пушечным ядром. По одной из версий причина установки пушечного ядра на памятнике – это некоторая курьезность ситуации: «французы обстреливают памятник своему бывшему премьер-министру» и особое одесское чувство юмора.

В XIX веке рядом с памятником стояла пушка, которая свои выстрелами возвещала одесситов о наступлении полудня. В 1880 году она была украдена, вероятно, охотниками за цветными металлами. Спустя несколько дней к градоначальнику явился некий «доброжелатель» и сообщил, что за пять рублей укажет на свидетеля кражи. Мэр согласился на условия и они вместе отправились к месту преступления, где доброжелатель показал пальцем на памятник Дюка и сказал: «Вот он все видел!».

Мы продолжили свое путешествие по залам музея и нас продолжали просвещать в интересные факты из истории литературной Одессы...

ЗАЛ ФОЛЬКЛОРА

Повествует о первых днях литературной Одессы. В витринах, имитирующих окна новорожденного города и заставляющих вспомнить о «южном окне в Европу», каким явилась Одесса, – сборники местного фольклора на разных языках, самые ранние книги, написанные либо в городе, либо о нем.
Первая песня об Одессе была сложена на украинском языке, первая книга написана по-французски негоциантом Шарлем Сикаром, первое стихотворение, созданное русским поэтом, скрывающимся за инициалами П. Ф. Б., а также прочие экспонаты зала передают многонациональный, разносторонний, вольный характер юного торгового города. Первым знаменитым писателем, побывавшим в Одессе, был Иван Котляревский, который будучи офицером русской армии, в то же время стал основателем современной украинской литературы.



«ПЕРВАЯ ВИНОГРАДНАЯ»

Зал поименован в соответствии с архитектурным дизайном. Его стены украшены лепниной в форме виноградной лозы. Посвящен периоду 1830-х- 1840-х годов, времени появления крупных и малых прозаических произведений об Одессе.
Образ зала – «книжная лавка» – подчеркивает демократизацию литературы, становящейся достоянием более широких и менее привилегированных слоев общества.
Центральным, «несущим» символом зала стал книжный шкаф в форме креста, с двух сторон которого – экспозиционные комплексы Виссариона Белинского и Николая Гоголя, передающие явную и тайную стороны литературного труда. Среди авторов представлены первые романисты, писавшие об Одессе – Яков Полонский и Осип Рабинович, «русская Жорж Санд» Ган-Фадеева, Лев Пушкин, Петр Вяземский, а также деятельность Одесского общества истории и древностей.



«ВТОРАЯ ВИНОГРАДНАЯ»

Посвящен литературе 1850-х – 1860-х годов. Рассказывает о событиях Крымской войны (1853-1856 гг.) и связанным с ней приездом Л. Н. Толстого, а также о пребывании в Одессе А. К. Толстого, И. С. Аксакова.
Послевоенный период представлен персоналиями великого хирурга Н. И. Пирогова, венцом деятельности которого стало создание Новороссийского университета, и писателей «петрашевцев». «Центром тяжести» зала является книжный шкаф с «запрещенной литературой», которая, как и газета Герцена и Огарева «Колокол», проникала в Российскую империю через Одесский порт.

Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.2" в Digg Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.2" в del.icio.us Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.2" в StumbleUpon Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.2" в Google

Комментарии