Одесса: 5°С (вода 8°С)
Киев: 1°С
Львов: 1°С

- almost private -

Экскурсия в Литературный музей, ч.1

Оценить эту запись
На прошлой неделе мне посчастливилось быть участником великолепной экскурсии, я побывала в здании прекрасного сооружения, в одном из нескольких визитных карточек нашего города, Литературном музее.
К сожалению, многое из того, что мне удалось узнать, невозможно ни найти, ни описать также красочно, как это делала наш экскурсовод. Нам были поведаны многочисленные факты, исчисляемые хронологией, приведены документальные ссылки, все это было скрашено прекрасными известными, и не очень, строками и прозой поэтов и писателей, озвучены удивительные легенды...


ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ, основанный в 1977г. В 1978—1983 годах группа реставраторов Одесской специальной межобластной научно-реставрационной мастерской восстанавливала фасады и интерьеры дворца, а научные сотрудники собирали документы и материалы, отражающие литературную историю города с момента его основания в 1794 году до настоящего времени, создавали экспозицию музея. Сегодня его фонды насчитывают около 30 тысяч единиц хранения, для обозрения выставлено шесть тысяч экспонатов. Представлено более 300 имен. Музей, открытый для посетителей в 1984г., - один из крупнейших региональных литературных музеев страны. Его экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал - это художественный образ десятилетия, которому он посвящен. Система имен, символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени - книги, рукописи, фотографии, личные вещи писателей создают своеобразный "лабиринт времени", не имеющий аналогов во всем мире.

Здание, в котором расположен музей, было выстроено в середине XIX века по проекту известного одесского архитектора Людвига Оттона. Он был сыном известного ресторатора, у которого частенько обедал Н.В.Гоголь в доме №21 по улице Гимназской. Л. Оттон был ненарочно прославлен А.С.Пушкиным в «Евгении Онегине»:

Шум, споры – легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Оттоном.

Именно благодаря «случайной» славе со стороны поэта, Оттон разбогател. На него съезжались посмотреть как местные жители, так и иностранные. Именно благодаря рестораторству он заработал достаточно средств и смог дать хорошее образование двоим сыновьям, один из которых и стал известным в Одессе архитектором.

Сам же дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину, и его жене, Софье Петровне. Во второй половине века семья Гагариных передала дворец городу.

Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, - классицизм, барокко, ампир - характерным для Юга Российской империи середины прошлого века, и названным "вольной южной эклектикой". Парадный Золотой зал сочетает элементы ампира и барокко. Он освещается эркером с пятью арочными окнами, которые создают ощущение избытка солнечного света и воздуха. История дворца связана с деятельностью местной интеллигенции.

ЗОЛОТОЙ ЗАЛ

Парадный, главный зал дворца князей Гагариных пышно украшен лепниной и позолотой. В ХIХ веке здесь давались балы, в начале ХХ века проходили заседания Литературно-Артистического общества (1899-1904 гг).


С 1899 по 1903 годы здесь проходили заседания и вечера Литературно-Артистического общества, которое объединяло писателей, художников, музыкантов, актеров. На литературных встречах выступали с чтением своих произведений А. Н. Толстой, М. Л. Кропивницкнй, Э. Г. Багрицкий, Ю. К. Олеша, В. П. Катаев. Культурная общественность города проводила здесь вечера, посвященные 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, М. Ю. Лермонтова, юбилейным датам Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и других писателей, устраивала спектакли, выставки картин южно-русских художников. Здесь прочел впервые свой перевод "Песни о Гайавате" Генри Лонгфелло, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Здесь давал концерт великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Здесь производил огромное впечатление на публику своими выступлениями и статьями пламенный Altalena - Владимир Жаботинский - будущий идеолог создания государства Израиль. Здесь выступала великая украинская актриса Мария Заньковецкая. В кругу почитателей великой актрисы — известнейшие деятели русской культуры. Лев Толстой хранил как реликвию платок, подаренный ему ею после спектакля «Наймичка». П. Чайковский на сцене Одесского театра преподнес ей лавровый венок с надписью «Бессмертной от смертного». Один из немногих среди русских писателей-апологетов Украины И. Бунин плакал на ее спектаклях. Особая страница в биографии М. Заньковецкой — искренние отношения с А.Чеховым, которому она даже собиралась помочь в приобретении «хуторка» в Украине. И сегодня это один из самых популярных концертных залов Одессы. Здесь проходят выступления писателей и поэтов, литературные вечера, концерты, презентации книг. Золотой зал - единственный мемориальный зал музея. Остальные воплощают ход литературной истории.

Также, в стенах этого зала живет история о приведении, которую нам поведала любезная экскурсовод. В 70-х годах XIX века в залах дворца проходили танцклассы. Благо, обстановка располагает. А теперь представьте себе: на дворе осень, темнеет рано; внутри, под расписными потолками дворца, звучат полонез, польки, краковяк, и вдруг… Разом гаснут свечи, становится темно, все замирают, но на паркете продолжается движение. Вытанцовывают незримые пары, издавая еле слышный шорох, слышатся странные голоса. Спустя несколько минут свечи вспыхивают вновь, звуки прекращаются, а кавалеры держат на руках своих дам, попадавших в обморок. Ситуация повторялась от раза к разу, в одно и то же время, как по часам. Привидение отваживает любителей танцев от посещения дворца! Приглашали даже священника, чтобы тот освятил помещение, но привидение категорически не хотело уходить. В качестве «последнего убедительного аргумента» во дворец был приглашен инженер. Он констатировал, что за 30 лет, которые на Ланжероновской стоит дом, что-то рассохлось, что-то дало трещину, и в оконных рамах появились щели. Ну а поскольку дворец стоит над морем, то ежедневно, в одно и то же время, с моря поднимается бриз и проникает в эти щели. Особенно сильно морской ветер проявляет себя в середине осени, когда разница температур между сушей и водоемом достигает наибольших значений. Здание отремонтировали, привидение исчезло, однако танцев здесь больше не проводилось. Вот и вся разгадка!

Все, кто писал об Одессе начала XIX века, удивлялись тому, как стремительно она прошла путь от турецкого поселения к европейскому городу. В феодальной, крепостной стране, какой была в то время Российская империя, явление капиталистического города воспринималось как чудо. Восхищение этим чудом отразилось в текстах того времени, независимо от того, кому они принадлежали - безвестному ли автору фольклорной песенки, французскому негоцианту или русскому аристократу. Своим расцветом Одесса во многом обязана герцогу Ришелье, чья предприимчивость, энергия, прогрессивные взгляды на экономику и культуру города сделали его фигуру не только предметом исторических исследований, но и литературным героем, от которого тянется нить к 1820 годам, "золотому веку" русской литературы.

Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.1" в Digg Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.1" в del.icio.us Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.1" в StumbleUpon Отправить "Экскурсия в Литературный музей, ч.1" в Google

Комментарии